2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
Прогноз является составляющей процесса планирования и разработки экономической политики страны. Предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решений. Прогнозы для национальной экономики могут разрабатываться как государственными, так и негосударственными организациями.
Прогноз (из гр. Prognosis – предвидение) – это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях и сроках достижения такого состояния.
Прогнозирование – это процесс разрабатывания прогнозов.
Одним из важнейших направлений прогнозирования общественного развития является социально-экономическое прогнозирование.
В методологии прогнозирования выделяют два аспекта: теоретический и управленческий.
Теоретический аспект заключается в том, что с помощью прогнозирования осуществляется анализ реальных фактов и причинно-следственных связей, оценка и описание возможных и желаемых перспектив развития объекта.
Управленческий аспект заключается в том, что прогнозирование дает возможность формировать рекомендации относительно государственного регулирования экономики на перспективу.
Социально-экономическое прогнозирование является составляющей более широкого понятия – предвидение.
Предвидение – это отображение действительности, основанное на признании законов природы, общества и мышления.
Существует три формы предвидения в зависимости от степени конкретизации: гипотеза, прогноз и план.
Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. Научным основанием построения гипотезы является теория и открытые на ее основании закономерности, причинно-следственные связи и тенденции функционирования и развития объектов. На этом уровне объекты описывают с помощью качественных характеристик.
Прогноз базируется на качественных и количественных параметрах. Он имеет большую определенность и достоверность, но имеет вероятный характер.
План – это комплекс мероприятий, направленных на достижение определенных целей.
План имеет определенность заданий. В нем предвидение получило наибольшую конкретность. Прогнозирование и планирование связанны теснее всего. Прогнозирование создает условия для научно обоснованного планирования.
В зависимости от времени разработки прогноза относительно плана формы их сочетания могут быть разными:
- прогнозирование может предшествовать процессу разработки плана. Чтобы принять обоснованное решение, необходимо иметь прогноз, например, стратегии и тактики конкурентов, изменений в хозяйственном законодательстве и др.;
- прогноз и план могут разрабатываться одновременно, поскольку плановые и прогнозные расчеты опираются на большое количество показателей, в том числе прогнозного происхождения (индекс цен, показатели эффективности использования ресурсов и т.д.);
- прогноз может осуществляться после принятия управленческого решения.
В таком варианте выделяют два аспекта.
Первый называют прогнозированием последствий принятых решений.
Второй связан с непрерывностью и календарным характером планирования и прогнозирования.
Процесс планирования начинается до началуа воплощения плановых мероприятий, но в пределах предыдущего планового периода. Для этого осуществляется прогноз ожидаемого выполнения плана. Например, согласно Бюджетному кодексу Украины проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный год, который «задает тон» всем следующим этапам бюджетного процесса, разрабатывается до 1 июня текущего бюджетного года. Но, чтобы сформировать продуманную бюджетную политику на следующий год, необходимо иметь прогноз ожидаемого выполнения бюджета за текущий год.
Прогнозирование и планирование могут существовать отдельно друг от друга. Существуют объекты, которые не подлежат планированию, но могут быть объектами прогнозирования. К ним принадлежат, например, политические, демографические процессы, творчество в сфере науки, искусства т др.
С помощью управленческих решений (плана) можно осуществлять лишь непрямое влияние на процессы и явления. В социально-экономической деятельности прогноз необходим для того, чтобы избрать из многих решений наиболее оптимальное, которое позволит достичь наилучших результатов. Чем высшее качество прогнозов, тем эффективнее сами решения, а значит и деятельность государства. Классифицировать прогнозы можно по 12 признакам (табл. 1).
Таблица 1 – Классификация прогнозов
Классификационный признак | Прогнозы |
По масштабу прогнозирования | Макроэкономические Структурные Народнохозяйственные комплексы Отраслевые Региональные |
По времени предупреждение | Долгосрочные (5-15 лет) Среднесрочные (1-5 лет) Краткосрочные (1міс.-1рік) Оперативные (к 1міс.) |
По назначению | Общего назначения Специального назначения |
За целью | Планификацийни Управленческие Конформативни |
За степенью обоснованности | Интуитивные Логические |
По форме выражения результатов | Качественные Количественные |
По способу построения | Точечные Интервальные |
За зависимостью от др. событий | Условные Безусловные |
За количеством прогнозируемых величин | Единичные Множественные |
За возможностью контроля | Контролируемые Не контролируемые |
По функциональному признаку | Нормативное Поисковые |
За структурой объекта прогнозирования | Детерминированные Вероятностные |
В соответствии с Законом Украины «О государственном прогнозировании и разработе программ экономического и социального развития Украины» прогнозы экономического и социального развития должны разрабатываться на среднесрочный и краткосрочный периоды. В прогнозах должны быть отображены: анализ социально-экономического развития страны за предыдущий период и характеристика главных проблем развития экономики и социальной сферы; ожидаемые изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации и их влияние на экономику страны; оценка влияния возможных мероприятий государственной политики в прогнозном периоде на развитие экономики и социальной сферы; цели и приоритеты экономического и социального развития и предложения относительно направлений государственной политики на соответствующий период; прогноз конъюнктуры на внутренних и внешних рынках стратегически важных товаров (услуг); основные макроэкономические и другие показатели и балансы экономического и социального развития, в том числе по отраслям и регионам; выводы относительно тенденций развития экономики страны в прогнозном периоде.
Органы законодательной и исполнительной власти используют результаты прогнозов, принимая конкретные решения и разрабатывая государственные программы и индикативные планы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики