2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
Основной производительной силой общества является человек. Он, с одной стороны, обеспечивает производство материальных средств для существования, а с другой – являются потребителем продуктов труды, которые обеспечивают его жизнедеятельность.
Население и хозяйство составляют систему, человеческие потребности в которой предопределяют появление новых производств и услуг, а последние влияют на людей, обеспечивая возобновление рабочей силы, физическое и духовное развитие человека.
Численность населения и квалификация его работоспособной части (трудовых ресурсов) является фактором, который определяет возможности экономического развития.
Понятие „человеческие ресурсы”, которое отождествляется с понятиями „трудовые ресурсы” и „человеческий капитал”, является противоречивым.
К трудовым ресурсам относят часть населения общества, которая имеет достаточное физическое развитие, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию и профессиональные знания для общественно полезной деятельности и принадлежит к определенной вековой категории – работоспособному возрасту.
Потенциал трудовых ресурсов является социально-экономической категорией, которая в количественном соотношении характеризует возможности общества относительно привлечения к общественному труду населения разного пола и возраста, а в качественном – его реальные и потенциальные возможности относительно реализации через участие в общественно полезном труде совокупности личных способностей и качеств работников.
Трудовой потенциал, или потенциал трудовых ресурсов является совокупной общественной способностью к труду работоспособных членов общества в работоспособном возрасте, трудовой дееспособностью общества, а трудовые ресурсы – конкретным носителем трудового потенциала общества. Сам трудовой потенциал является величиной стоимостной и может быть выражен в денежном измерении.
К трудовым ресурсам относят также категорию людей, которые заняты в отраслях и сферах экономической деятельности вне пределов работоспособного возраста. Однако такой подход является во многом проблематичным, поскольку он дает возможность лишь констатировать факт о сегодняшней принадлежности данного лица к категории занятого населения. Поэтому целесообразным является использование понятия „человеческие ресурсы”.
К человеческим ресурсам относят, кроме трудовых ресурсов, часть населения общества, которая в состоянии ограниченно принимать участие в экономической деятельности, а при определенных обстоятельствах – достичь необходимого физического развития, здоровья, получить образование, примкнуть к культурному достоянию, получить квалификацию и профессиональные знания для общественно полезной деятельности, а также является работоспособной за пределами работоспособного возраста.
Кроме трудовых ресурсов, человеческие ресурсы включают в себя резервные трудовые ресурсы – „потенциальные” трудовые ресурсы, которые могут быть задействованы в общественном производстве или немедленно, или с высокой долей вероятности за определенный промежуток времени. К этой категории принадлежат дети и подростки, которые являются занятыми общественно полезным трудом и через определенное время в состоянии перейти в категорию трудовых ресурсов, пенсионеры по возрасту, способные к общественно полезному труду, и инвалиды, которые в состоянии ограниченно принимать участие в общественном производстве.
Категория лиц „человеческие ресурсы” включает в себя категорию лиц „трудовые ресурсы” и категорию лиц „резервные ресурсы трудовой деятельности”.
Потенциал человеческих ресурсов (человеческий потенциал) является совокупной способностью к труду всех (ограниченно и полностью работоспособных) членов общества, потенциальной максимальной совокупной работоспособностью всего общества в конкретный момент времени.
Категория „человеческий капитал” является во многом близкой к категории „потенциал человеческих ресурсов”, поскольку в стоимостном измерении отображается общественной потребительской стоимостью рабочей силы, которая в современном обществе остается основной производительной силой.
Главной характеристикой стоимости рабочей силы является производительность общественного труда.
Человеческий капитал отображает способности, навыки труда, экономическую активность, здоровье населения. В категории человеческого капитала оцениваются не только имеющиеся на данном этапе, но и потенциальные работники.
Потенциал человеческих ресурсов не просто отображает количественные характеристики и качественное состояние рабочей силы, а характеризует вместе с другими составляющими ресурсного потенциала общий уровень развития производительных сил.
На состояние трудового потенциала конкретной территории оказывают влияние природные условия и географическое положение, уровень и характер экономического и социального развития, культура производства и техническая и информационная вооруженность общества, полово-вековая структура населения, экологическое состояние окружающей среды, ряд других факторов, которые имеют социально-экологическую природу. Последние играют особенную роль в формировании потенциала трудовых ресурсов Украины.
Состояние окружающей среды (качественные показатели воды, воздушного бассейна, уровень радиационного и промышленного загрязнения, интенсивность электромагнитного фона, динамика климатических изменений) определяют здоровье населения, а отсюда – качественные и количественные признаки трудовых ресурсов.
Показателями, с помощью которых оцениваются качество жизни населения страны изображены на рис. 1.
Рис. 1 – Показатели оценки качества жизни населения
К проблемам реализации трудового потенциала принадлежит огромный дефицит рабочей силы, что угрожает инновационному развитию Украины. Это проблема национальной безопасности. Смежная проблема — трудовая миграция на фоне демографического кризиса. Дисбаланс на рынке труда имеется практически во всех странах мира, но не в таких масштабах, как в Украине. Система образования готовит 70% специалистов с высшим образованием и 30% – со средним техническим, то есть людей рабочих профессий. Для экономики Украины нужно увеличить количество подготовки молодежи будущих рабочих специальностей.
Уровень занятости в Украине традиционно остается выше в отраслях промышленности: добывающих (10,7% от общего количества работников), металлургии (12,8%), машиностроении (9,7%). Следует отметить пищевую промышленность (13,7%). В целом численность рабочих, занятых в экономике страны, составляет 26% от общего количества рабочих.
Зарплата в промышленности в среднем составляет 2117 грн. (в целом в стране средняя зарплата – 1825 грн.).
В перерабатывающей промышленности, к которой принадлежат пищевая и легкая, средние зарплаты составляют от 1077 до 1976 грн.
В добывающей промышленности средняя зарплата составляет 2799 грн.
Лидерами остаются металлургическое производство, производство изделий из металла (2612 грн. на месяц) и нефтепереработка, – 2836 грн.
Лидеры – промышленность, услуги транспорта и связи и финансовая деятельность.
Под экономической оценкой трудового потенциала понимают его оценку в стоимостном измерении. Из существующих методов и способов оценки трудового потенциала можно выделить два альтернативных подхода: расходный и результатный.
Расходный подход основывается на совокупности расходов, связанных с формированием трудового потенциала в конкретных социально-экономических условиях.
Возможность такой оценки связана с экономическим законом возмещения расходов на производство рабочей силы. Рабочие воспроизводят фонд жизненных средств в количестве необходимом для поддержки их жизнедеятельности, способности к труду и созданию семьи. За счет этих средств поддерживается индивидуальный трудовой потенциал рабочего, осуществляется его развитие, формируется трудовой потенциал следующего поколения. На основе этого подхода стоимостная оценка ресурсов труда и самого потенциала эквивалентна расходам на формирование и поддержку трудового потенциала.
Результативный подход основывается на оценке стоимости создаваемого продукта, который может быть получен за весь период реализации трудового потенциала, сосредоточенного на определенной территории в данный момент времени.
Оба подхода имеют как позитивные, так и отрицательные черты.
Оценка трудового потенциала на основе расходного метода позволяет учитывать расходы на подготовку и переподготовку трудовых ресурсов на базе прошлого опыта, дает стоимостное измерение количеству трудовых ресурсов, но такой подход не отвечает понятию трудового потенциала как возможности производить что-нибудь в будущем.
Результативный подход является более логическим, потому что отвечает общепринятому понятию потенциала как возможности получения почему-либо в будущем, при этом взаимосвязывается возможный результат с качественной и количественной составляющими трудового потенциала. При использовании результатного подхода появляются сложности, связанные с измерением суммарного результата за весь период использования трудовых ресурсов. Так как на конечный результат использования трудового потенциала влияет значительное количество факторов: темпы научно-технического прогресса, структура производства и экономические пропорции, уровень интеграции, цен и инфляции и др.
Для оценки стоимости создания единицы трудового потенциала испоьзуется следующая формула:
Р =, 1
где Сit – расходы і-го вида в среднем на одного человека, выработанные в t – году, ден ед.;
Ji T/i – индекс потребительских цен на товары и услуги і-го вида t-року по сравнению с Т-м годом;
Т – год, по отношению к которому осуществляется оценка трудового потенциала или период, в котором возникли расходы і-го вида;
t – год осуществления расходов і-го вида;
m – число видов расходов, которые учитываются при оценке трудового потенциала индивида.
Трудовой потенциал общества увеличивается за счет сокращения заболеваемости и травматизма. Улучшение состояния здоровья населения - фактор повышения работоспособности населения и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, приобретения знаний и др. Не случайным является выбор показателя ожидаемой продолжительности жизни для отражения достижений в сфере состояния здоровья человека.
Повышение уровня образования влияет на качество человеческого капитала и предопределяет рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческой потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений – „духовное богатство” общества, которое передается от поколения к поколению и является предпосылкой развития человека и роста эффективности воспроизводственного процесса.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики