4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
Транспорт (от лат. transporto – переношу, перемещаю, перевожу) – одна из важнейших отраслей материального производства, которая обеспечивает производственные и непроизводственные потребности народного хозяйства и население в перевозках.
Транспортная система Украины объединяет автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный и трубопроводный виды транспорта, развитие и размещения которых определили отраслевая структура хозяйства, его территориальная организация и выгодное экономико географическое положение страны. При этом экономико географическое положение существенно повлияло на прохождение транзитных магистралей, трубопроводов, формирования транспортных узлов смешанного типа. Равнинный рельеф способствует повсеместному размещению путей сообщения. Выход к побережью Черного и Азовского морей, наличие удобных бухт на их побережье повлияли на строительство морских портов и развитие морского транспорта. Наличие судоходных рек (Днепр, Днестр, Южный Буг и др.) содействовало развитию речного транспорта.
Транспорт вместе с добывающей, отделочной промышленностью и сельским хозяйством является четвертой сферой материального производства. При этом производственный процесс на транспорте отличается от процесса в других сферах тем, что его продукция не является новым вещественным элементом, а выражается в изменении местонахождения (перемещение) грузов и пассажиров.
Транспорт принимает участие в производстве продукции дважды и влияет на ее себестоимость, а следовательно, на эффективность производственного процесса. Во-первых, когда продукция создается, транспорт доставляет оборудование и оборудование, сырье и энергоресурсы, и влияет на начальную себестоимость. Во-вторых, когда транспорт завершает процесс материального производства и доставляет готовую продукцию к сфере потребления. Транспорт выступает как составная и неотъемлемая часть производственных сил, которая объединяет все отрасли экономики и регионы Украины в единую хозяйственную систему.
Транспорт создает условия для нормального процесса расширенного воспроизводства, развития всех отраслей хозяйственного комплекса, рационального размещения производственных сил по всей территории страны, повышения уровня использования материальных, трудовых и денежных ресурсов и в целом эффективности общественного производства.
Как отрасль производственной инфраструктуры транспорт имеет много особенностей, которые необходимо учитывать при анализе процессов, которые происходят в этой отрасли. К важнейшим особенностям можно зачесть такие:
-
транспорт как отрасль материального производства самостоятельно не создает новые материальные ценности, но принимает участие в процессе производства. Транспортные процессы нельзя хранить и накапливать, потому что продукцией транспорта является именно перемещение грузов и пассажиров;
-
другая особенность транспорта – динамическая его средств. В любой отрасли промышленности основные средства производства неподвижны и производят продукцию, не оставляя пределы предприятия. На транспорте же основная часть средств производства – подвижной состав, который выполняет свою работу, передвигаясь из пункта отправления грузов в пункт назначения;
-
в процессе производства транспортной продукции (в отличие от промышленной) она экономически обособлена от предметов труда (грузы и пассажиры, которые перемещаются). Осуществляя необходимое перемещение сырья и готовой продукции, транспорт увеличивает их потребительскую стоимость, общественную полезность.
Определенные особенности имеет как транспортная система в целом, так и каждый отдельный вид транспорта.
Железнодорожный транспорт – его особенностью является универсальность, высокая провозная возможность и регулярность перевозок при средней грузонапряженности железных дорог в 25-27 млн. ткм.
Морской транспорт – его развитие предопределяется наличием природного глубоководного пути. Основные преимущества: отсутствие ограничений в грузоподъемности транспортного флота, маленькая энергоемкость, высокая средняя длительность навигации – в условиях морей около 330 суток. Средняя себестоимость перевозок грузов морским транспортом ниже, чем на железнодорожном. Она существенно зависит от вида плавания, вида груза и дальности перевозок.
Речной транспорт – имеет те же преимущества, что и морской, но с существенными ограничениями: сезонность работы, необходимость поддержания гарантированных глубин, извилистость судоходного хода. Средняя длительность навигации на реках Украины 200 суток. Себестоимость перевозок грузов в среднем близка к себестоимости перевозок железнодорожным транспортом и имеет тенденцию к повышению.
Автомобильный транспорт – характеризуется высокой маневренностью, возможностью прямого снабжения грузов „от дверей к дверям” и соответственно высокой скоростью снабжения грузов. Средняя себестоимость перевозок грузов в 10-15 раз выше железнодорожной. Автомобиль незаменим во внутригородских и пригородных перевозках, а также как технологический вид транспорта на предприятиях промышленности и сельского хозяйства.
Воздушный транспорт – к его преимуществам принадлежит наличие естественной среды, которая играет роль „транспортного коридора”, высокая скорость доставки грузов и пассажиров в любые самые отдаленные точки суши и Мирового океана. Себестоимость перевозок грузов очень высока, в 60-70 раз выше, чем на железнодорожном.
Трубопроводный транспорт – включает нефте- и газопроводы, нефтепродуктопроводи и амиакопроводи. Особенностями является отсутствие подвижного состава, а отсюда и пустых пробегов, постоянный режим работы независимо от состояния погоды и климатических условий, простота эксплуатации и режима управления перевозками, в которых собственная транспортировка и грузово-разгрузочные операции слитны в единственном процессе. Трубопроводы являются специализированным видом транспорта, который также благоприятно отражается на экономических показателях его работы. Себестоимость перекачивания нефти и нефтепродуктов трубопроводами в 2-3 разы ниже себестоимость соответствующих железнодорожных перевозок.
Транспортная система Украины являет собой такое территориальное сочетание путей сообщения, технических средств транспорта и служб перевозок, которые, объединяя все виды транспорта и все звенья транспортного процесса в их взаимодействии, обеспечивают функционирование всего хозяйственного комплекса.
Связь – отрасль народного хозяйства, которая отражает состояние экономики, влияет на развитие общества и служит для удовлетворения информационных, бытовых и культурных потребностей населения.
Связь разделяют на почтовый и электрический. Почтовая связь включает деятельность, связанную с принятием, обрабатыванием, перевозкой и доставкой почтовых отправлений, денежных переводов. Электросвязь включает деятельность, связанную с передаванием или принятием знаков, сигналов, письменного текста, изображения и звука, сообщений любого вида, по радио, проволочными, оптическими и другими электромагнитными системами.
Сегодня в Украине активно реализуется программа создания единственной национальной системы связку, которая предусматривает модернизацию „верхнего” уровня связи в 23 областных центрах, установление современных цифровых АТС, создание волоконно-оптической линии связи Север – Юг, Восток – Запад, открытие международных телекоммуникационных линий, которые дают Украине возможность присоединиться к цифровой сети европейских стран, Ближнего и Среднего Востока. Программа предусматривает создание и развитие собственной системы спутниковой связи, которая будет соединена с системой мобильной связи. Для строительства и эксплуатации наземной инфраструктуры создано предприятие „Укрзв’язоксупутник”, которое налаживает отношения с мировыми компаниями-владельцами систем спутниковой связи, а также с производителями оборудования спутниковых систем.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики