2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
Государство является активным экономическим субъектом смешанной экономики, деятельность которого в экономической сфере имеет две составляющие.
Во-первых, экономика имеет в своем составе государственный сектор, который можно определить как совокупность предприятий государственной формы собственности, и предприятий, в капитале которых есть государственная часть. Отмеченные предприятия (частные и коллективные) является субъектами предпринимательской деятельности.
Сегодня макроэкономическая структура Украины насчитывает около 4100 государственных предприятий, государство также является владельцем пакетов акций в 2263 субъектах ведения хозяйства, среди которых 2036 – открытые акционерные общества, 34 – государственные акционерные и холдинговые компании, 193 – закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др. Экономическая деятельность государственных предприятий как субъектов рынка определяется и ограничивается государством, которое направляет ее, исходя из государственных интересов. Следовательно составляющей экономической деятельности государства является непосредственное управление государственным сектором экономики, так называемое государственное предпринимательство.
Второй составляющей деятельности государства как экономического субъекта в рыночной системе является государственное регулирование экономики – совокупность мероприятий государственного влияния на объекты и процессы с целью направления хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики, согласования их интересов и действий, для реализации общественных целей.
Следует различать государственное регулирование экономики и государственное регулирование деятельности предприятий государственного сектора экономики, которому присущие черты предпринимательской деятельности.
На сегодня сложилось несколько моделей государственной регулирования экономики:
американская – государственное регулирование сводится к использованию правовых и опосредованных методов, в первую очередь налогово-бюджетных, с целью создания благоприятных условий для развития конкуренции и предпринимательства;
японская – система взаимодействия государственных органов и корпораций, направленная на достижение стратегических целей в экономике;
шведская – вмешательство государства в процесс распределения и перераспределения доходов с целью создания сильной системы социальной защиты населения;
немецкая – система управления национальной экономикой с использованием рыночных регуляторов и создания на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан. Для Западной Европы вообще характерное соединение большой доли государственных расходов в ВВП с наличием значительного государственного сектора.
К формам государственного управления экономикой принадлежат:
- комплексное (индикативного характера) планирование экономического и социального развития;
- прогнозирование развития народного хозяйства и конъюнктуры рынка;
- реализация национальных и целевых комплексных программ;
- управление хозяйственной деятельностью государственных предприятий;
- бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика;
- система социальной защиты населения.
Необходимость и пределы использования отдельных форм государственного регулирования в хозяйственной практике определяются избранной концепцией государственного вмешательства в экономику, а также конкретными условиями и целями социально-экономического развития каждой страны.
Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой. Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).
Методы ГРЭ классифицируют по двум признаками:
- по формам влияния,
- по средствам влияния.
По формам влияния методы ГРЭ разделяют на две группы: методы прямого и непрямого влияния.
В зависимости от средств влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.
К методам прямого государственного влияния принадлежат:
- определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;
- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукцій, выполнения работ, предоставления услуг;
- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
- нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
- правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;
- лицензирование операций экспорта и импорта товаров, то есть внешнеторговых операций.
Методы непрямого (опосредованного) государственной регулирования основываются преимущественно на товарно-денежных рычагах, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и влияют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К этим методам принадлежат:
- налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;
- регулирования цен, их уровни и соотношения;
- плата за ресурсы, процентные ставки за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Административные, или прямые методы государственной регулирования ограничивают свободу выбора субъекта. Например, директивные плановые задачи по объему и ассортименту производственной продукции или централизованное установленные цены на товары и услуги лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов.
Административные методы регулирования рынка выражают прямое управление со стороны государства. Суть административных методов зависит от избранного средства управления субъектами рыночной деятельности. Административные методы базируются на стиле государственной власти и разделяются на средства запрещения, разрешения и принуждения.
Административная деятельность является средством выполнения обязанностей, положенных на соответствующие подразделения и руководителей, а также создает предпосылки решения экономических и социальных задачь, перевода системы в новое состояние решения конфликтных ситуаций и т.п. Административные действия нужно аргументировать учитывая их возможные последствия. Действие является оправданным тогда, когда оно осуществляется с учетом экономического стимулирования, убеждения и воспитания.
Правовые методы регулирования развития экономики предусматривают принятие законов и законодательных актов Верховной Рады Украины, издания указов Президента, а также выработки механизма их реализации и контроля.
Законы, законодательные и нормативные акты, определяют объект и содержание регулирования, ответственность юридических и физических лиц в случае их невыполнения. Законы выполняют функцию долгосрочного правового регулирования, а указы, нормативные акты – краткосрочного или оперативного.
Экономические методы регулирования – это система приемов и способов влияния на общественно-хозяйственное развитие с соблюдением требований экономических законов при определенных товарно-денежных отношениях и с использованием других экономических рычагов для создания условий, которые обеспечивают достижение высоких экономических результатов.
Экономические, или опосредованые методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налога на бизнес или учетной ставки процента – методы экономического регулирования, направленные на увеличение объемов производства и усиления инвестиционной активности предприятий. С помощью экономических методов создаются экономические условия, которые стимулируют стремление достигать в труде высоких результатов. Их приложение предусматривает сравнение расходов и результатов. К экономическим методам регулирования принадлежат прогнозирование, планирование, программирование, материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, использование таких экономических категорий, как заработная плата, себестоимость, прибыль, цена и др.
Экономические методы находят проявление в осуществлении бюджетного, налогового, финансово-кредитного регулирования национальной экономики.
Бюджетное регулирование помогает осуществлять структуре преобразования в национальной экономике, выравнивать диспропорции между ее составными элементами, выполнять перераспределительную функцию государства, формировать и корректировать макроэкономические пропорции развития, снимать остроту проблем инфляции и безработицы, решать проблемы социального характера и т.д.
Налоговое (фискальное) регулирование экономики является формой государственной регулирования экономики, которая реализуется благодаря постоянному отслеживанию и изменениям, которые вносятся в налоговую систему.
Налоговое регулирование позволяет более эффективно стимулировать экономический рост, мотивировать субъектов экономики к выполнению экономической деятельности, организовывать перераспределение доходов и координировать распределение ресурсов в пределах национальной экономики.
Условиями для выбора той или иной модели фискальной политики являются: уровень экономического развития страны, реальный уровень ВВП на душу населения, уровень стабильности национальной экономики, экономический порядок и уровень развития рыночной инфраструктуры, политическая ситуация, идеология, соотношение форм собственности, социальная направленность экономической политики.
Финансово-кредитное регулирование – совокупность мероприятий государства относительно регулирования денежных отношений, которые связаны с образованием, распределением, движением и использованием фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения государства, предприятий, организаций, физических лиц денежными ресурсами.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики