1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
Достижением определенной цели плана является программа. Если цель охватывает экономику в целом, такую программу называют планом. План в национальной экономике не может существовать без программы его реализации, программа не может быть составлена без процесса прогнозирования необходимых показателей.
Инструментом реализации экономической политики должна быть система прогнозирования и программирования, которое содержит прогнозы и программы.
Программирование – это процесс ориентации экономики со стороны органов государственного управления путем регулярного и комплексного влияния на ее структуру в соответствии с поставленной целью социально-экономического развития на определенный период времени.
Основу государственного программирования составляют разработка и выполнение национальных программ экономического и социального развития. Эти программы существуют как взаимодополняющие.
Основная задача программирования – поддержка экономического равновесия, влияние на качественные изменения экономики и стимулирования ее развития.
Экономическая программа – это система взаимосвязанных и согласованных мероприятий, план действий, направленные на достижение единой цели, решения одной проблемы.
Программирование выступает как неадминистративный метод организации экономики, поскольку не управляет субъектами, а только ориентирует их в поведении и обеспечивает самостоятельность.
Программирование может быть успешным при централизованном подходе к разработке, управлению и реализации народнохозяйственных программ.
Цель государственного программирования – достижение приемлемого для государства варианта развития национальной экономики.
Суть программирования заключается в анализе состояния национальной экономики, выявлении проблем, которые не могут быть решины рыночным механизмом, разработке и реализации отдельных экономических программ.
В состав государственных программ входит несколько видов. На рис. 1 можно увидеть, как распределяются программы по содержанию, объемом и объектом программирования и взаимосвязь между ними:
1 - показывает, что результатом государственного программирования является государственная программа;
2 - государственные программы существуют двух видов – комплексные целевые народнохозяйственные программы и специальные программы развития.
3 - связь является односторонней, потому что при разработке специальных программ принимают во внимание уже существующие государственные программы.
4 - специальные программы разделяются на программы развития отдельных отраслей, секторов, территорий страны.
Рис. 1 - Программирование и виды государственных программ
Особенностью программирования является отделение функций разработки программ от функций их реализации. Выполнение функций находится в руках разных субъектов ведения хозяйства. Программа рассматривается как руководство, ориентир, который может корректироваться во времени. Это не касается государственных целевых комплексных программ.
По характеру действия программы разделяются на:
• специальные программы развития отдельных отраслей, секторов или районов (Государственная программа развития угольной промышленности Украины, Государственная национальная программа "Образование, Украина XXI ст.);
• программы, которые касаются общенациональных проблем (Государственная программа занятости населения, Государственная программа защиты населения);
• программы деятельности государственных экономических органов (Государственная програма приватизации, Программа действий Правительства);
• программы достижения экономического равновесия - программы стабилизации (Программа чрезвычайных мероприятий стабилизации экономики Украины и виходу ее из кризисного состояния);
• финансовые программы (Программа борьбы с инфляцией);
• региональные программы, которые предусматривают освоение новых районов, природних богатств, преобразование экономики уже сформированных районов (Программа развития Карпатского региона).
По уровню проблем различают такие программы:
• широкомасштабные комплексные программы (Комплексная программа НТП в национальной экономике, программа решения важнейших социальних потребностей);
• программы социально-экономического развития (жилищная программа);
• узкие научно-технические программы.
Существуют отличия в формах реализации программ в зависимости от масштаба и сферы действия программ, степени привлечения государственного и частного секторов, характера экономических и административно-правовых связей.
Основными элементами экономических программ Украины является перестройка отношений собственности, создания эффективных стимулов к труду, структурная перестройка народного хозяйства, аграрная реформа и создание эффективного продовольственного комплекса с целью обеспечения продовольственной безопасности, внешнеэкономическая деятельность, социальная политика и др.
Недостатком практики государственного программирования в Украине является избыточное количество программ при недостаточности их финансирования.
Программирование имеет некоторые особенности в сравнении с другими формами и видами влияния на экономику:
• является способом вмешательства государства в экономику (но не ликвидирует стихийность рыночных преобразований, а корректирует этот процесс);
• выступает элементом рыночной организации экономики (государство ориентирует агентов рынка в поведении и обеспечивает их самостоятельность);
• в основе программирования лежит структурное динамическое регулирование;
• программирование как форма влияния на экономику является системным и комплексным явлением.
Целевые комплексные программы предусматривают решение сложных проблем, которые базируются на взаимодействии многих организационно разрозненных исполнителей. В одних случаях программы служат основой разработки планов экономического и социального развития страны, в других средствами реализации заданий, предусмотренных планами. Программа – неотъемлемая часть планов.
Целевая комплексная программа – это директивный, адресный, плановый документ, в котором предусмотрен комплекс экономических, технико-производственных, организационных, научно-исследовательских и других мероприятий, ресурсы, сроки и исполнители, объединенные целью решения глобальной народнохозяйственной проблемы.
В реализации таких программ принимают участие несколько отраслей, регионов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Координаторами комплексных целевых программ выступают органы государственной власти.
По структуре целевая комплексная программа имеет такие элементы:
• целевой, где выяснены основная цель и подцельные программы, последовательность их реализации;
• структурный, где определены набор и контуры объектов национальной экономики и их элементов, которые объединены по признаку целевого назначения;
• ресурсный, который характеризует объем и структуру распределения ресурсов, нужных для выполнения программы;
• организационный, в котором за всеми элементами программы предусмотрены ответственные исполнители, источники и сроки выделения ресурсов, а также сроки внедрения мероприятий.
По содержанию эти программы делятся на:
- социально-экономические – направленные на повышение благосостояния населения, улучшения условий труда и отдыха;
- производственные – направленные на увеличение объемов производства, развитие производств, повышения конкурентоспособности продукции;
- научно-технические – направленные на развитие научных исследований, внедрения в производство новых видов техники и технологий;
- экологические – направленные на осуществление природоохранных проектов;
- региональные – направленные на формирование территориально-производственных комплексов, усовершенствования ведения хозяйства в регионах;
- институциональные – ориентированные на совершенствование управления хозяйственными системами.
Примером целевой комплексной программы в Украине является программа «Украина-2010», а примером специальных программ развития – Национальная программа развития топливно-энергетического комплекса, Государственная программа занятости населения и др.
К показателям целевых комплексных программ принадлежат: производство важнейших видов продукции; государственные заказы на производство и снабжение продукции для потребностей выполнения программ; перечень важнейших объектов государственного строительства; расходы из государственного бюджета на реализацию целевых программ и др.
Для реализации целевых комплексных программ могут быть привлечены средства государственного бюджета, собственные средства предприятий и др. Механизм формирования и реализации средств для финансирования целевых комплексных программ находится на особом контроле.
Для разработки и обоснования целевых комплексных программ целесообразно использовать такие методы, как: экономический и структурный анализ, балансовые методы, обоснования уровня развития производства и основных показателей по факторам влияния.
Недостатки и позитивные факторы комплексных целевых и специальных программ приведены на рис. 2.
Рис. 2. Позитивные и негативные черты целевых комплексных программ
Позитивные черты могут превращаться в негативных под воздействием внешних факторов. Когда программа разрабатывается с учетом всех правил, то отображает позитивные черты, а когда при ее составлении существуют расхождения, то они трансформируются в отрицательные черты. Как например с финансированием, оно должно происходить за счет бюджета, но в связи с отсутствием средств государство должно искать другие источники финансирования. Это является тормозящим фактором, ведь время, которое идет на поиск средств, могло бы быть использовано на разработку и реализацию программы.
Перейдем к анализу специальных программ (рис. 3). Специальные программы при их разработке сталкиваются с тем же механизмом «трансформации» отрицательных черт в позитивные и наоборот, что и комплексные целевые программы. Но некоторые расхождения существует. К отрицательным чертам отнесено то, что при разработке специальной отраслевой или региональной программы развития не берутся к вниманию уровень развития и состояние отраслей, которые пересекаются с отраслью объекта программирования. Главной из отрицательных черт является необязательность выполнения субъектами ведения хозяйства и государственными органами управления специальных программ.
Рис. 3 - Позитивные и негативные черты специальных программ развития
Для успешной государственной деятельности в решении глобально государственных, региональных и отраслевых проблем недостаточно составление одной программы, ведь она может иметь недостатки. Только комплексный подход и интеграция программ разных уровней даст позитивный результат. Государство не может ограничиваться программами на короткий период. Без виденья перспектив невозможно осуществлять никакой деятельности. Государство, отрасли и регионы разрабатывают средне- и долгосрочные прогнозы как составные системы развития соответствующих объектов программирования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики