3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
Главная функция государства – это управление социальными, экономическими, технологическими и другими процессами, которые происходят в обществе. Речь идет о системе государственного управления. Все граждане государства в той или иной форме и степени имеют отношение к государственному управлению. Они в течение своей жизни обращаются в государственные органы или в органы местного самоуправления для решения своих проблем, выступают в роли управляемых объектов.
Главными в системе государственного управления являются понятия «организация управления», «государственное администрирование», «административно-государственное управление», «бюрократия», «чиновничество», «государственные служащие» и др.
Понятие государственного управления используют в широком и узком смыслах. Государственное управление в узком смысле - деятельность соответствующих исполнительных органов государственной власти всех уровней управления и регулирования повседневных дел в разных областях общественной жизни. В англосакской научной литературе ему отвечает понятие «government». В этом плане ключевая роль принадлежит исполнительной власти в лице правительства и государственно административного аппарата.
В широком смысле понятие «управления» включает деятельность государства в целом и охватывает наибольший спектр функций от обеспечения национального суверенитета и национальных интересов как внутри страны, так и на международной арене к поддержке экономических, социальных, политических, организационных и правовых условий развития экономики. Это политическое управление делами всего общества. В англоязычной литературе оно отражается понятиям «public administration».
Государственное управление можно рассматривать как организующую, исполнительно-распорядительную деятельность органов государства, осуществляемую на основе законов, которая заключается в повседневном практическом выполнении функций государства. Управление можно характеризовать как действие, которое упорядочивает, целенаправляет на социальные и экономические процессы внутри фирмы, в общественной организации, учебном заведении, системе образования, сфере здравоохранения и т.д.
Государственное управление экономикой – это организующее и регулирующее влияние государства на экономическую деятельность субъектов рынка с целью ее благоустройства и повышения результативности.
Основными функциями управления является: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль.
Управление любым процессом начинается с того, что этот процесс выделяют как определенный объект. Для влияния на него, с целью реализации нужных целей, создается соответствующая организация. Организация осуществляет планирование мероприятий, направленных на достижение целей. Когда создана организация и определенны планы ее деятельности, возникает необходимость регулирования. Последнее осуществляется через установление правил поведения каждого члена организации в пределах плановых мероприятий. Набирают персонал, способный осуществить намеченное. Возникает динамика управления, которая нуждается в постоянном контроле.
Следовательно регулирование является одной из функций управления. Слово «функция» происходит от латинского «functio» и значит: выполнение, обязанность, круг деятельности. Современные государства мира выполняют политическую, социальную, международную и экономическую функции.
Политическая функция государства заключается в обеспечении целостности и сохранении общества, в создании условий для спокойного и гармоничного его развития.
Социальная функция государства заключается в обеспечении на всей территории страны прав и свобод каждого человека и гражданина. Свобода человека реализуется в обществе, в общении и сотрудничестве людей. Отдельные личности используют среду для достижения разных целей, в том числе преступных. При таких обстоятельствах только государственная власть способна быть гарантом защиты прав и свобод.
Международная (внешняя) функция государства заключается в поддерживании свободы, суверенитета и исторического существования народов конкретной страны в рамках мирового содружества. Если человек реализуется в своем народе (нации), то народ – во взаимодействии с другими народами.
Экономическая функция государства заключается в создании предпосылок, необходимых для эффективной экономической деятельности общества. Нехватка экономического потенциала или низкая эффективность его использования препятствуют реализации других общественных функций.
Все функции государства тесно взаимосвязаны.
Государство как субъект макроэкономического регулирования выполняет много функций. Их можно сгруппировать по таким пяти направлениям:
-
Эмиссионная функция заключается в обеспечении экономики необходимым количеством денег. В этой сфере государство является монополистом и противостоит большому количеству покупателей, которые формируют спрос на деньги. С целью удовлетворения этого спроса государство осуществляет денежно-кредитную политику.
-
Формирование правовых принципов функционирования экономики. Государство определяет правовой статус отдельных форм собственности, узаконивает существование разных видов хозяйственной деятельности, регулирует отношения между производителями и покупателями, регламентирует проведение предприятиями внешнеэкономической деятельности, определяет обязанности предприятий перед государством.
-
Устранение изъянов рыночного саморегулирования. Государство осуществляет защиту конкуренции, обеспечивает людей общественными товарами, реагирует на негативные экстерналии, принимает участие в решении проблем неполноты рынков, формирует информационную инфраструктуру рынка, осуществляет стабилизационную политику.
-
Перераспределение доходов. Экономика, оптимальная по Парето, констатирует состояние, по которому экономические ресурсы общества распределены наиболее эффективно. Но это не означает эффективного распределения доходов между членами общества. Рынки способны порождать неравномерность распределения доходов и нехватку средств для существования неработоспособных членов общества. Для уменьшения неравенства в доходах государство осуществляет их перераспределение через социальные программы в форме трансфертных платежей.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики