3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
Одной из составляющих рыночной трансформации в Украине есть структурная перестройка национальной экономики.
Структурная перестройка – изменение пропорций при размещении трудовых, природных и капитальных ресурсов с целью получения структуры национального продукта, который отвечает внутренним потребностям страны и способствует усилению ее позиций в світогосподарській системе.
Структурная перестройка – качественное изменение состава экономической системы (исчезновение старых / появление новых элементов) или количественное изменение пропорций между ее элементами.
Экономическая система является динамической. Следовательно структурная трансформация является процессом постоянным и непрерывным. Но как и любая система, структура экономики переживает периоды относительной стабильности и переходные периоды, для которых характерные весомые и стремительные изменения. Современный этап рыночных превращений характеризуется значительными структурными сдвигами.
Цели и направления структурной перестройки зависят от многих факторов и значительно отличаются для стран с рыночной и переходной экономикой.
Особенности структурных превращений в постсоциалистических странах в сравнении с развитыми странами с рыночной экономикой обусловлены в частности следующими причинами.
Во-первых, структурные трансформации в развитых странах происходили эволюционным путем, постепенно, на основе сбалансированного развития орудий труда, производственных технологий, научно-технической базы, и тому подобное. Причем процесс совершенствования производства начинался с отраслей, направленных в первую очередь на удовлетворение потребительских потребностей. Структурные сдвиги происходили путем достижения макроэкономического равновесия в условиях постоянных изменений конъюнктуры рынка.
В постсоциалистических странах, в частности в Украине, структурные превращения происходят на фоне значительного сокращения объемов производства, многолетней разбалансировки, между совокупным спросом и совокупным предложением, неразвитости отраслей, направленных на удовольствие потребительских потребностей, и тому подобное.
Во-вторых, структурные превращения в развитых странах объясняются действием рыночных законов: происходит постепенный переход от свободной конкуренции к монополии, от индивидуальной к коллективной (в частности акционерной) собственности, повышается степень государственного вмешательства в экономические процессы, повышается уровень социальной защиты, уменьшается разрыв в доходах богатых и бедных.
В постсоциалистических странах с переходной экономикой структурная перестройка имеет инверсионный (обратный) характер: происходит переход от держаної монополии к конкурентным принципам, повышается частица частной собственности, снижается степень государственного вмешательства, в том числе и в решение социальных проблем, растет социальное неравенство.
В-третьих, структурные изменения в постсоциалистических странах происходят на фоне реформирования международных отношений, которые сопровождаются потерей этими странами традиционных рынков сбыта и разрушением длительных кооперационных связей.
В-четвертых, структурная перестройка в странах с рыночной экономикой имеет «догоняющий» характер, то есть предусматривает внедрение технологий, оборудования, форм организации, производства, которые уже широко используются в развитых странах. Для преодоления подобной ситуации важно не только применять уже существующие новейшие технологии, но и создавать и развивать так называемые „инновационные полюса” экономики – кластеры, ориентированные на создание инновационных продуктов, которые не имеют аналоги в мире, включая поиск альтернативных источников энергии.
В-пятых, структурные трансформации в странах с переходной экономикой испытывают мощное влияние со стороны общемировых процессов: научно-технической революции, глобализации, социализации экономических отношений, и тому подобное.
В-шестых, структурные превращения в странах с переходной экономикой происходят в условиях нехватки средств у национальных экономических субъектов на их осуществление, которое обусловливает неотложную потребность в иностранных инвестициях.
Все вышесказанное доказывает, что в переходной экономике цели и задания структурной политики значительно более широкие и сложные, чем в рыночной. То есть рядом с общими приоритетами, страны с переходной экономикой, в том числе Украина, имеют особенные цели структурной перестройки. Да, к общим целям структурных превращений, что свойственные сегодня большинства стран мира, относятся:
-
развитие отраслей, которые направлены на удовлетворение потребительских потребностей населения, в том числе сферы услуг;
-
расширение производства продукции, основанного на использовании новейших технологий;
-
развитие энергохранящих производств, применения альтернативных видов энергии;
-
расширение использования синтетических материалов, повышения эффективности использования природных ресурсов;
-
переход к применению экологически безопасных технологий;
-
развитие производства товаров, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке;
-
диверсификация международных связей с целью снижения зависимости от отдельных партнеров;
-
сокращение производств в депрессивных отраслях и тому подобное.
К особенным целям и заданиям структурной политики в условиях переходной экономики относятся:
-
расширение частного сектора;
-
борьба с монополизмом путем приватизации и стимулирования развития малого и среднего бизнеса;
-
преодоление существенного разрыва между доходами отдельных слоев населения, повышения среднего уровня доходов, в стране;
-
расширение внутреннего рынка путем стимулирования платежеспособного инвестиционного и потребительского спроса со стороны национальных нефинансовых корпораций и домохозяйств;
-
развитие експорторієнтованих и імпортзамінних производств;
-
преодоление структурных диспропорций между имеющимися производственными мощностями и существующими потребностями общества;
-
необходимость наращивания иностранных инвестиций.
Особенными целями структурных превращений в Украине является:
-
приоритетное развитие инновационных производств, в которых Украина уже имеет определенные достижения: авиакосмическая техника, военная техника и оружие, нанотехнологии, микроэлектроника, информационные технологии, новые материалы, биотехнологии, телекоммуникации, авиационные технологии;
-
снижение энергозависимости от России путем развития атомной энергетики (создание собственного предприятия из обогащения урана), разработки внутренних месторождений природного газа и нефти, расширения торговых связей, с другими странами-поставщиками энергоносителей, а главное – широкое внедрение энергохранящих технологий;
-
преодоление бедности в стране, которая даст мощный толчок для экономического развития страны путем расширения внутреннего рынка;
-
увеличение объема и повышение качества предоставления социальных услуг в сфере медицины, образования, культуры, науки, спорта, и тому подобное, что позволит не потерять значительный человеческий потенциал нашей страны;
-
приоритетное развитие сельского хозяйства, с одной стороны, как отрасли, от которой зависит экономическая безопасность страны, а из другого – как отрасли, в которой Украина имеет значительные преимущества в сравнении с другими странами;
-
расширение туристической сферы, особенно в Крыму и Карпатах;
-
постепенное свертывание или модернизация производств, которые используют обветшалые технологии, конкурентоспособность которых базируется на государственных преференциях, низкой стоимости природных и трудовых ресурсов;
-
преодоление неравенства экономического развития западного и восточного регионов Украины.
Структурные превращения происходят, с одной стороны, в результате действия объективных экономических законов, а из другого – в результате влияния государства, которое осуществляется через структурную политику.
Структурная политика – совокупность целей государства из повышения экономической и социальной эффективности путем совершенствования экономической структуры, а также форм и методов государственного влияния, направленных на достижение этих целей.
Структурная политика государства – обоснование целей и характера структурных превращений, определения комплекса мероприятий, по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение социально-экономических проблем.
Сегодня в Украине для реализации целей структурной перестройки необходимо:
1. Сформировать действенную институционную среду, которая содействовала бы развитию предпринимательства, конкуренции, и стимулировала инвестиции как отечественные, так и иностранные, в частности:
-
преодолеть коррупцию на всех уровня и ветвях власти;
-
снизить уровень тенизации и криминализации экономики;
-
создать действенную судебную систему;
-
обеспечить защиту прав собственности, в том числе прав интеллектуальной собственности;
-
содействовать развитию фондового рынка;
-
содействовать последующему развитию и обеспечить надежность финансово-кредитных учреждений;
-
создать конкурентную среду и снизить уровень монополизации экономики Украины;
-
обеспечить уровни права доступа экономических субъектов к экономическим ресурсам и объектам хозяйственной инфраструктуры (железнодорожных путей, трубопроводов, терминалов, хранилищ);
-
расширить внедрение механизмов, которые убыстряют адаптацию структуры экономики к внешним и внутренним влияниям (бизнес-инкубаторы, инновационная и информационная инфраструктура).
2. Обеспечить макроэкономическую стабильность путем обеспечения:
-
стабильных высоких темпов экономического роста;
-
невысоких темпов инфляции;
-
высокого уровня занятости;
-
стабильного или по крайней мере предполагаемого курса национальной валюты;
-
взвешенной и предполагаемой денежно-кредитной политики;
-
прозрачной, необременительной и стабильной системы налогообложения и тому подобное.
3. Повысить уровень благосостояния населения как главного фактора расширения внутреннего рынка и создать условия для поддержки и развития человеческого потенциала как базовой предпосылки инновационного развития.
4. Четко определить непосредственные приоритетные отрасли и производства, и создать необходимые предпосылки для их стремительного развития, в частности путем:
-
предоставление налоговых льгот при условии жесткого контроля за выполнением предприятиями условий льготного налогообложения:
-
снижение налоговой ставки или освобождение от налогообложения прибыли на сумму капиталовложений предприятия в оборудование и производственное строительство;
-
введение налоговых каникул на определенное время;
-
снижение таможенного тарифа или освобождение от уплаты пошлины при импорте оборудования, при условии, что аналоги в Украине не производятся или их технико-экономические характеристики значительно уступают заграничный;
-
освобождение от уплаты НДС на импорт оборудования и инструментов для инновационных проектов и тому подобное;
-
внедрение механизма ускоренной амортизации;
-
предоставление кредитов на льготных условиях;
-
использование системы государственных закупок, в частности в рамках реализации государственных программ из энергосбережения, информатизации и развития информационно коммуникационных технологий, и тому подобное;
-
активизации работы торговых миссий Украины за рубежом с целью расширения внешних рынков сбыта.
Выделяют пассивную и активную структурную политику.
Пассивная структурная политика заключается в создании правовой базы для свободного переливания факторов производства из одних секторов экономики в других без непосредственного вмешательства в инвестиционные процессы. Экономическая структура трансформируется в результате изменений спроса и предложения, в результате которых изменяется норма прибыли в разных секторах экономики, которая влечет перелив ресурсов из менее рентабельных в более рентабельные сферы. При этой политике само рыночное саморегулирование обеспечивает структурные превращения. Этот путь связан со значительными социальными потерями.
Активная структурная политика заключается в том, что государство широко применяет весь спектр методов и инструментов влияния с целью осуществления или ускорения прогрессивных структурных сдвигов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики