logo
НацЭк_лекции_Москвина

3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики

Одной из составляющих рыночной трансформации в Украине есть структурная перестройка национальной экономики.

Структурная перестройка – изменение пропорций при размещении трудовых, природных и капитальных ресурсов с целью получения структуры национального продукта, который отвечает внутренним потребностям страны и способствует усилению ее позиций в світогосподарській системе.

Структурная перестройка – качественное изменение состава экономической системы (исчезновение старых / появление новых элементов) или количественное изменение пропорций между ее элементами.

Экономическая система является динамической. Следовательно структурная трансформация является процессом постоянным и непрерывным. Но как и любая система, структура экономики переживает периоды относительной стабильности и переходные периоды, для которых характерные весомые и стремительные изменения. Современный этап рыночных превращений характеризуется значительными структурными сдвигами.

Цели и направления структурной перестройки зависят от многих факторов и значительно отличаются для стран с рыночной и переходной экономикой.

Особенности структурных превращений в постсоциалистических странах в сравнении с развитыми странами с рыночной экономикой обусловлены в частности следующими причинами.

Во-первых, структурные трансформации в развитых странах происходили эволюционным путем, постепенно, на основе сбалансированного развития орудий труда, производственных технологий, научно-технической базы, и тому подобное. Причем процесс совершенствования производства начинался с отраслей, направленных в первую очередь на удовлетворение потребительских потребностей. Структурные сдвиги происходили путем достижения макроэкономического равновесия в условиях постоянных изменений конъюнктуры рынка.

В постсоциалистических странах, в частности в Украине, структурные превращения происходят на фоне значительного сокращения объемов производства, многолетней разбалансировки, между совокупным спросом и совокупным предложением, неразвитости отраслей, направленных на удовольствие потребительских потребностей, и тому подобное.

Во-вторых, структурные превращения в развитых странах объясняются действием рыночных законов: происходит постепенный переход от свободной конкуренции к монополии, от индивидуальной к коллективной (в частности акционерной) собственности, повышается степень государственного вмешательства в экономические процессы, повышается уровень социальной защиты, уменьшается разрыв в доходах богатых и бедных.

В постсоциалистических странах с переходной экономикой структурная перестройка имеет инверсионный (обратный) характер: происходит переход от держаної монополии к конкурентным принципам, повышается частица частной собственности, снижается степень государственного вмешательства, в том числе и в решение социальных проблем, растет социальное неравенство.

В-третьих, структурные изменения в постсоциалистических странах происходят на фоне реформирования международных отношений, которые сопровождаются потерей этими странами традиционных рынков сбыта и разрушением длительных кооперационных связей.

В-четвертых, структурная перестройка в странах с рыночной экономикой имеет «догоняющий» характер, то есть предусматривает внедрение технологий, оборудования, форм организации, производства, которые уже широко используются в развитых странах. Для преодоления подобной ситуации важно не только применять уже существующие новейшие технологии, но и создавать и развивать так называемые „инновационные полюса” экономики – кластеры, ориентированные на создание инновационных продуктов, которые не имеют аналоги в мире, включая поиск альтернативных источников энергии.

В-пятых, структурные трансформации в странах с переходной экономикой испытывают мощное влияние со стороны общемировых процессов: научно-технической революции, глобализации, социализации экономических отношений, и тому подобное.

В-шестых, структурные превращения в странах с переходной экономикой происходят в условиях нехватки средств у национальных экономических субъектов на их осуществление, которое обусловливает неотложную потребность в иностранных инвестициях.

Все вышесказанное доказывает, что в переходной экономике цели и задания структурной политики значительно более широкие и сложные, чем в рыночной. То есть рядом с общими приоритетами, страны с переходной экономикой, в том числе Украина, имеют особенные цели структурной перестройки. Да, к общим целям структурных превращений, что свойственные сегодня большинства стран мира, относятся:

К особенным целям и заданиям структурной политики в условиях переходной экономики относятся:

Особенными целями структурных превращений в Украине является:

Структурные превращения происходят, с одной стороны, в результате действия объективных экономических законов, а из другого – в результате влияния государства, которое осуществляется через структурную политику.

Структурная политика – совокупность целей государства из повышения экономической и социальной эффективности путем совершенствования экономической структуры, а также форм и методов государственного влияния, направленных на достижение этих целей.

Структурная политика государства – обоснование целей и характера структурных превращений, определения комплекса мероприятий, по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение социально-экономических проблем.

Сегодня в Украине для реализации целей структурной перестройки необходимо:

1. Сформировать действенную институционную среду, которая содействовала бы развитию предпринимательства, конкуренции, и стимулировала инвестиции как отечественные, так и иностранные, в частности:

2. Обеспечить макроэкономическую стабильность путем обеспечения:

3. Повысить уровень благосостояния населения как главного фактора расширения внутреннего рынка и создать условия для поддержки и развития человеческого потенциала как базовой предпосылки инновационного развития.

4. Четко определить непосредственные приоритетные отрасли и производства, и создать необходимые предпосылки для их стремительного развития, в частности путем:

Выделяют пассивную и активную структурную политику.

Пассивная структурная политика заключается в создании правовой базы для свободного переливания факторов производства из одних секторов экономики в других без непосредственного вмешательства в инвестиционные процессы. Экономическая структура трансформируется в результате изменений спроса и предложения, в результате которых изменяется норма прибыли в разных секторах экономики, которая влечет перелив ресурсов из менее рентабельных в более рентабельные сферы. При этой политике само рыночное саморегулирование обеспечивает структурные превращения. Этот путь связан со значительными социальными потерями.

Активная структурная политика заключается в том, что государство широко применяет весь спектр методов и инструментов влияния с целью осуществления или ускорения прогрессивных структурных сдвигов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4