4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
Для оценки экономического потенциала, кроме природно-ресурсного и трудового, рассчитывают производственный и научно-технический потенциал.
Производственный потенциал формируется основными производственными фондами, в которые входят здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.
Украина является достаточно развитым индустриальным государством с мощной промышленной базой. Здесь существует свыше 100 тысяч предприятий, однако большинство из них имеют очень изношенные, а то и разрушенне основные производственные фонды, которые нуждаются в обновлении или демонтаже.
Научный потенциал Украины базируется на разветвленной сети научных институтов, научно-исследовательских заведений, которые существуют в системе Национальной академии наук, министерств и ведомств, их работниками являются десятки тысяч специалистов высшей категории – докторов и кандидатов наук. В некоторых направлениях науки Украина проявила себя как один из мировых лидеров, например, в кибернетике, электросварке металлов, кардиохирургии, космической технике. Однако во многих отраслях научной деятельности, которые касаются разработки высокопродуктивной техники и новейших технологий, отставания отечественной науки, существенное. В наше время ситуация усложняется недостаточным финансированием и нестабильной деятельностью научных организаций, выездом специалистов высокой квалификации за границу.
Основой для роста кадрового потенциала научной сферы является повышение общего уровня образования населения. Рост части населения с высшим образованием положительно отражается на экономическом прогрессе, структурной перестройке хозяйства, повышение уровня образования и квалификации рабочей силы, способствует ее переориентации на инновационно ориентированные отрасли, общему подъему производительности труда в экономической системе.
Анализируя составляющую научного потенциала Украины, следует оценивать не только общие объемы и динамику показателей, но также их часть в ВВП. По данным Мирового банка 85% совокупных мировых инвестиций в науку осуществляют страны – члены ОЭСР, 11% - Индия, Китай, Бразилия, новые технологически развитые страны Восточной Азии, и только 4% – остальные страны мира, в том числе Украина.
Результаты анализа уровня расходов на НИОКР в развитых странах свидетельствуют, что оптимальный его уровень составляет 2% ВВП. Однако такая однозначность в определении оптимума не подходит для стран, которые развиваются. На объем финансирования науки влияет величина ВВП. Если страна имеет высокие показатели объемов ВВП – общие и в расчете на душу населения, то 2% ВВП, направленные на финансирование науки, дадут возможность обеспечить ее последующее развитие.
Страны, которые развиваются, должны параллельно решать несколько задачь: наверстывать отставание в научно-технической сфере, обеспечивать соответствующие темпы развития науки, осуществлять технологический прорыв. 50 макротехнологий, которые обеспечивают конкурентное производство, 46 приходится на развитые страны.
Объемы вложений в науку определяют ее результативность - рост количества, уровень оригинальности и конкурентоспособности изобретений. Продвижение науки возможно лишь тогда, когда объем ее финансирования растет согласно зависимости, установленной Решером: для удвоения количества изобретений за определенный промежуток времени нужно задействовать в течение его в 100 раз больше ресурсов и т.д. Такие соотношения дают четкое представление об объемах финансирования науки, необходимые для обеспечения ее развития.
Важным фактором является расширение спроса на научные разработки и инновации. Расходы на инновационную деятельность следует рассматривать как составляющую использования средств для технологического продвижения страны. В 2000 г. соотношения между расходами на науку и на инновационную деятельность в Украине составляло 1:1,1; в 2004 г. – 1:1,3 (для сравнения в Европе – 1:5).
Научный персонал может работать производительно только при условии обеспечения высокого уровня технической оснащенности и фондовооруженности. Главными причинами неудовлетворительного состояния материально-технического и информационного обеспечения науки является уменьшение финансирования за счет госбюджета и отсутствие свободных средств у самих научных организаций и промышленных предприятий. Их арсенал физически и морально устарел: на 2001 г. лишь в НАН Украины 60% приборов эксплуатировались на протяжении 15-25 годов (в развитых странах этот срок составляет примерно 7 лет). Фондовооруженность труда ученого в США практически не уступает фондовооруженности труда рабочего в промышленности, огромное количество рабочих мест ученых и конструкторов автоматизировано, их персональные компьютеры имеют прямой выход на централизированные базы данных. По общиму количеству компьютеров Украина занимает 50-те место среди 170 стран.
Результативность науки можно охарактеризовать по таким показателям:
- объем выполненных работ,
- количество поданных в Государственный департамент интеллектуальной собственности Украины заявок на выдачу охранительных документов,
- количество полученных в патентных ведомствах других стран охранительных документов и т.д.
- сравнив темпы увеличения ВВП, с одной стороны, численность исполнителей и объем выполненных научных и научно-технических работ, с другойо.
Обобщение динамики соотношения темпов роста расходов на НИОКР и увеличение ВВП в развитых странах свидетельствуют о превышении первых над вторыми. Тенденция изменилась только в середине 90-х годов, когда в развитых странах завершилось формирование инновационной модели развития.
Для повышения научного потенциала Украины необходимо:
-
На общегосударственном уровне:
-
определиться с инновационно-ориентированными приоритетными отраслями экономики, создать условия для активизации их развития. Это даст возможность постепенно формировать спрос на научные разработки со стороны реального сектора экономики и преодолеть несоответствие между наукой и производством;
-
разработать программу содействия развитию отечественных ТНК, которые, сформировав значительные финансовые ресурсы, были бы способны осуществлять более весомый взнос в научную сферу;
-
создать организационно-информационные условия для выхода на мировые рынки украинских научно-исследовательских учреждений, предприятий, которые имеют научные разработки в „действенном” виде. При отсутствии финансов у предприятий для внедрения отдельных инноваций продажа последних в виде разработок сделает возможным отслеживание ситуации на рынке, что является необходимым для развития науки;
-
разработать и внедрить систему налоговых льгот для научных организаций и инновационно-ориентированных предприятий.
-
На уровне научных организаций и промышленных предприятий:
-
обеспечить реальное взаимодействие науки и производства, в первую очередь в области информационной интеграции. Это исключит дублирование научных исследований разными организациями, обеспечит создание банка данных, минимизирует расходы на те исследования, которые не встречают спрос со стороны производства;
-
активнее вступать в сотрудничество с другими странами, при условии обеспечения технологического трансферта.
Информационный потенциал – имеющиеся объемы информационных ресурсов, информационной техники и технологий и других средств и возможностей создавать, собирать, накапливать, обрабатывать и использовать разнообразные формы информации для удовлетворения информационных потребностей общества.
К национальному информационному ресурсу относится вся принадлежащая Украине информация, включая отдельные документы и массивы документов, независимо от содержания, формы, времени и места их создания, формы собственности, а также конечные результаты интеллектуальной, творческой деятельности, зафиксированные на любых носителях информации, доступные для использования индивидами, обществом и государством через средства массовой информации и телекоммуникации, архивы, библиотеки, музеи, фонды, банки данных, публичные выступления, художественно-исполнительскую деятельность и т.п.
Информационный ресурс имеет ряд особенностей, которые отличают его от традиционных ресурсов:
-
информация влияет на эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов;
-
информация действует на субъективный фактор производства – человека, его характер, особенности;
-
информация ускоряет процесс производства за счет уменьшения периодов производства и обращения.
Информационный ресурс способен значительно повысить эффективность национальной экономики без увеличения объемов использования других ресурсов (труду, земле и капиталу).
Информационный ресурс действует в рамках национального информационного пространства Украины, которое представляет собой совокупность объектов, отношений и продуктов информационной деятельности, которые функционируют в рамках единого правового поля для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства, средствами прессы, телевидения, радиовещания, издательской и аудиовизуальной продукции, на магнитных носителях, а также документальных фондов библиотек, архивов, музеев.
Материальной основой информационного потенциала выступает производство и использование соответствующего технического обеспечения.
Современный этап развития человечества характеризуется глобализацией и интернационализацией, ускоренными темпами развития всех экономических процессов. Если промышленным технологиям понадобились больше двух третей ХХ ст., чтобы достичь нынешних высот, то за последние 20 лет информационные технологии развивались ускоренными темпами. Объем рынка информационных технологий и систем каждые пять лет увеличивается вдвое при ежегодном темпе в 10-12%., что создает новые рабочие места, увеличивает объемы ВНП.
С помощью телекоммуникаций и использования информационных технологий, которые позволяют практически мгновенно подключаться к электронным массивам данных, получать информацию и использовать ее для анализа, прогнозирования, принятия управленческих решений в сфере бизнеса, коммерции, маркетинга и т.д.
Спрос на информацию, коммуникации предопределяется деловыми связями, обменами, глобализацией конкуренции и т.д. Спрос вызван и поддерживается изменениями в информационных и коммуникационных технологиях, в основе которых лежат три силы:
-
расширенное использование компьютерной техники;
-
снижение цены на передачу информации;
-
сочетания компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования.
Скорость изменения в информационных и коммуникационных технологиях, особенно в последние годы значительно выросла. Это повлекло появление новых товаров и услуг: сотовых телефонов, спутникового телевидения, Интернета с сервисом „мировой паутины” и т.д..
Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, передачу и использование информации, - это усилители интеллектуальных возможностей людей и машин, основа развития производительных сил. Все эти действия направлены на снижение трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.
Изменения трансформируют методы производства и позволяют значительно ускорить его процесс. Информационные и коммуникационные технологии, предопределенные развитием научных знаний, становятся важным элементом, который ускоряет развитие последних.
Информационный потенциал Украины в последнее десятилетие испытал существенные изменения. Одной из кардинальных тенденций современного развития мировой экономики является рост уровня приоритетности информационных продуктов и услуг в сравнении с материальным производством. По прогнозам исследователей, в перспективе до 90% работоспособного населения будет связано с производством и производственно-технологическим использованием информационных продуктов и услуг.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики