1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
Среди целого ряда признаков развития национальной экономики на первом месте находится верховенство и суверенитет государственной власти. Суть его заключается в том, что государство существует как одна единая власть, на территории, которая попадает под юрисдикцию данного государства. Это затрагивает не только иерархию властных структур в рамках государства, но и место самого государства в ряде других государств мирового сообщества.
Суверенитет государства подразумевает, что все общественные организации, партии, семьи, ассоциации и т.д. лешены власти и занимают подчиненное государству положение.
Суверенитет включает такие принципы, как:
- единство и неделимость территории,
- неприкосновенность территориальных пределов,
- невмешательства во внутренние дела.
Если какое-либо соседнее государство претендует на часть территории данного государства или стремится ущемлять его интересы, то считается, что данное государство не владеет полным суверенитетом.
Один из родоначальников-основателей теории национального или государственного суверенитета Ж. Боден утверждал, что без суверенитета не имеет и не может быть государства. Суверенитет определяет само наличие государства.
Государству полностью принадлежит верховная власть над всеми другими формами и проявлениями власти на всей территории, остальная часть всех властей зависят от нее.
В демократическом правовом государстве суверенитет принадлежит народу. Поэтому и говорят о суверенном народе, от которого выходит вся властная система в государстве.
Из суверенитета вытекает такой принцип государства, как всеобщность, который заключается в том, что законы, которые принимаются высшим руководством государства, одинаково обязательные для всех граждан. Задача государства заключается в том, чтобы защищать интересы и права всех граждан всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Владея совершенной внутренней организацией, государство может добиться эффективного подчинения делу, реализации своих целей.
Оновополагающими признаками современного демократического государства является его абстрактность, безличность и анонимность. Данные аспекты дают государству возможность объективно относиться ко всем гражданам, не допускать личные симпатии и антипатии при решении важнейших задачь. Сочетание суверенитета и правового характера обеспечивает единый, обязательный для всех правовой порядок, равенство всех граждан и принцип равного обеспечения их прав. Государство и право всегда взаимообусловлены и находятся в зависимости от уровня духовного, социально-политического, этического и экономического развития данного общества.
Государство выступает фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции разных групп вокруг общепризнанных целей национального экономического развития и эффективным механизмом их реализации.
Одно из главных назначений государства заключается в обеспечении независимости и территориальной неприкосновенности страны для сохранения ее материальных богатств.
Государство является продуктом развития общества, оно возникает в результате существенной социальной дифференциации общества, когда уже сами общественные структуры не в состоянии обеспечить единство и необходим порядок.
Цель государства – примирить противоречия и конфликты, которые возникают между разными группировками или отдельно взятыми индивидами.
Общество создает специальный институт для защиты своих интересов от внутренних и внешних врагов. Этот орган является государственной властью. Последняя приобретает публичный характер, поскольку она, по крайней мере в теории, выражает интересы всего общества, или тех, кого считают гражданами этого общества.
Государство выполняет функции согласования и объединения интересов и отношений своих членов, обеспечения порядка и предотвращения нарушения теми или другими членами общепринятых норм поведения и жизненных правил. Эта роль государства постоянно повышалась в меру роста сложности общества, дифференциации социальных связей и появления разных видов человеческой деятельности, возникновения отличий общественного и индивидуального интересов, прав и обязанностей, а также социального неравенства и частной собственности.
Деятельность государства как экономического субъекта отражает его экономическую роль в обществе, которую характеризуют:
- во-первых, социальная направленность влияния на экономику;
- во-вторых, основные направления, средства и методы деятельности государства как субъекта экономики;
- в-третьих, объем и степень государственного вмешательства в экономические процессы.
Социальная направленность государственного влияния на экономику отражает общесоциальную сущность государства, его назначение удовлетворять потребности всего общества, обеспечивать его целостность и развитие.
Ориентирами, которых придерживается государство в процессе управления экономикой, являются показатели, которые характеризуют уровень экономического развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, валовой внутренний продукт на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, состояние окружающей среды.
Государственная регулирование охватывает все направления общественного производства.
Первоочередное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Эти вопросы составляют главное содержание государственного управления экономики.
Учитывая особенные условия реформирования, решаются острые экономические и социальные проблемы: структурные преобразования, технологические обновления, преодоления кризисных явлений и т.д.
В странах с развитой рыночной экономикой внедрение прямого государственного контроля воплощают в жизнь, когда вероятным становится разрушение конкуренции. Государство пытается учесть как интересы отдельных групп экономических субъектов, так и общепризнанные проблемы общества. Государственная регулирование нужно при таких обстоятельствах:
-
При естественной монополии, когда исходным является тезис об ограниченности ресурсов в отрасли. Ограниченность, формирующую особенные условия деятельности, искусственно создают предприятия, которые функционируют в отраси.
-
При рыночной монополии, когда идет речь о “неконкурентном рыночном вытеснении”, то есть продавцы через дискриминацию цен пытаются вытеснить с рынка конкурентов с целью установления господствующей рыночной среды.
-
Когда наблюдается косвенное действие, то есть когда в процессе производства или потребления товаров появляются недостатки в ценовой системе.
Параметры влияния государства на рыночные события классифицируют по трем группами:
- регулирование процесса вхождения на рынок;
- регулирование рыночного ценообразования;
- регулирование рыночных объемов производства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики