1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
На рубеже ХIХ-ХХ ст. в развитии национальных экономик развитых стран начинает доминировать институционное направление в экономической мысли как реакция на изменения экономической ситуации и несостоятельность неоклассической теории их объяснить. К методологическим особенностям институционализма можно отнести следующее.
Во-первых, последовательный историзм, поскольку закономерности развития национальной экономики выясняются на основе изучения изменений ее институтов.
Во-вторых, междисциплинарный подход: при анализе отмеченных изменений учитываются не только экономические, но и другие факторы общественного развития (социальные, правовые, политические и т.д.).
В-третьих, рассмотрение национальной экономики как социального института, потому что экономическое поведение людей формируется под воздействием обычаев, традиций, моды и т.д., под воздействием социальной психологии и с точки зрения сопоставления расходов и выгод не является рациональным.
Характерной чертой институционализма является взгляд на национальную экономику как на систему институтов. Последние трактуются как способ мышления и действия, который закрепился в привычках, обычаях, нормах поведения, законах и т.д.
Выделяют институты государства, частной собственности, рынка, семьи и другие, эволюция которых и является предметом исследования.
Предметом исследования современного институционализма является поведение хозяйничающих субъектов. Поскольку субъекты действуют в определенной институционной среде (которая характеризуется высокими трансакционными расходами, сетью контрактных отношений, спецификацией прав собственности, несовершенством информации и т.д.), их поведение не может быть полностью рациональным с традиционной точки зрения. Подписание и выполнение соглашения сопровождается дополнительными расходами, снижение которых является важным фактором повышения эффективности производства и возможно за счет частичной замены рыночного регулирования иерархическим. Последнее также связано с ростом трансакционных расходов. Необходимо искать оптимальное сочетание рыночных и административных методов управления. Достижение такого сочетания возможно при четком определении «правил игры» и спецификации прав собственности.
Права собственности – это совокупность закрепленных отношений между людьми относительно владения, распоряжения и использования ограниченных благ.
Существует так называемый «пучок прав», владения которым обеспечивает полную собственность. На практике преобладает расщепление «пучка», когда часть прав принадлежат одним субъектам, а другая часть – другим. Оптимальное распределение ресурсов будет тогда, когда права собственности будут четко определены, а расходы на осуществление необходимых соглашений не будут превышать выгоду, полученную в результате перемещения этих прав.
Представители институционализма сделали весомый вклад в развитие экономической теории, который заключается в синтезе разных социальных наук (экономики, истории, социология и т.д.), а также сочетании функционального и эволюционного подходов, непосредственно в экономическом анализе, что позволяет глубже исследовать национальную экономику.
Институционная теория существует более века, однако до сих пор не существует единой точки зрения на ее центральную категорию – институт. Представители старого институционализма под институциями понимали шаблоны поведения и мышления больших слоев населения, тогда как неоинституционалисты считают, что институты – это наборы правил, которые накладывают определенные ограничения на поведение людей. Предложенные разными экономистами определения данной категории иногда противореччат друг другу, однако общим для них является понимание институтов как информационных сущностей: они имеют большую роль для развития и воспроизводства национальной экономики. Институции как наследственная информация циркулируют в обществе. Этот процесс образует определенный цикл, который имеет несколько фаз, каждой из которых отвечает определенное состояние институции:
-
информация в чистом виде – нормы и правила;
-
усвоенная людьми информация (знание) – ментальные модели и стереотипы мышления;
-
объективированная информация – коллективные действия и материальные системы.
Нормы и правила (информация в чистом виде) могут быть как официальными, так и неофициальными. Примерами первых являются информация, зафиксированная в официальных документах (законы, приказы, правила). Действующим институтом приведенные документы становятся при условии соблюдения их людьми.
Неофициальные нормы и правила фиксируются в сознании отдельного человека и общественной памяти, хотя также могут иметь и материальное выражение.
Существенное отличие между формальными и неформальными правилами заключается в том, что последние не являются обязательными и, соответственно, государственные органы не могут применять санкцию против их нарушителей. При этом осуждение со стороны общества за нарушение неофициальных правил может быть лучшим стимулом для их соблюдения, чем действия со стороны государства.
При анализе институционной структуры национальной экономики за основу можно взять предложенную О. Вильямсоном схему, которая иллюстрирует взаимодействие индивидов и разных типов институтов (рис. 1).
Первый уровень схемы составляют индивиды.
Второй – институционные соглашения – «договоренности между индивидами и/или их группами, которые определяют способы кооперации и конкуренции».
Третий – институционная среда – «совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, которые определяют рамки человеческого поведения». В свою очередь, институционная среда состоит из сверхконституционных, конституционных и экономических правил.
Рис. 1 – Схема анализа совокупности институтов
Индивиды влияют на институциональные соглашения, поскольку является инициаторами последних, а также на институциональную среду путем участия в выборах законодательных органов власти или через заключение соглашений, которые могут повлиять на него.
Институциональные соглашения влияют одно на другое (потому что не являются равнозначными), осуществляют влияние на индивидов (заключение соглашения обязывает индивида выполнять определенные действия) и институционную среду (соглашение, которое приносит выгоду отдельным индивидам может быть закреплено в виде закона).
Институциональная среда осуществляет прямое влияние на институциональные соглашения (правила, какие входят в институциональную среду, позволяют или запрещают определенные виды соглашений), а также влияет на индивидов как непосредственно (закон является обязательным для выполнения), так и опосредовательно (через институциональные соглашения).
При формировании институтов в переходной экономике следует помнить, что одни из них выступают предпосылкой формирования рыночного хозяйства, тогда как другие возникают в течение его развития.
Первые – институты трансформации – представляют собой основные нормы и правила, без которых рыночная система ведения хозяйства невозможна. Это институты собственности, конкуренции и контрактного права. Именно они влияют на другие институты, предоставляя им новые свойства (которые отсутствовали в изолированном состоянии).
Важнейшим трансформационным институтом является институт собственности. Отношения собственности составляют основу саморегулирования рыночной экономики, где большинство субъектов действуют в режиме частной собственности, поскольку именно она обеспечивает реализацию экономической свободы, возможность брать взаимные обязательства относительно проведения экономических операций и необходимость их выполнять.
Еще одним институтом трансформации является институт конкуренции. Последнюю в наиболее общем виде можно определить как соперничество между хозяйничающими субъектами за лучшие условия производства и реализации продукции с целью максимизации прибыли. Она выполняет следующие функции:
-
функция ценообразования – конкуренция влияет на индивидуальные расходы производства, возводя их к общественно необходимым;
-
функция регулирования – конкурентно установленные цены являются индикатором, который позволяет предпринимателям направлять капитал в более доходные отрасли, что способствует сбалансированности общественного производства;
-
контролирующая функция – конкуренция осуществляет контроль над деятельностью производителя путем сопоставления его индивидуальных расходов с общественно необходимыми, а также путем сопоставления ассортимента продукции с общественными потребностями;
-
функция дифференциации производителей – в условиях конкуренции наибольшую выгоду получают самые эффективные производители, тогда как другие будут получать худшие результаты даже при равных стартовых условиях.
Функционирование рыночной экономики невозможно также без института контрактного права. Среди основополагающих принципов контрактных обязательств можно выделить свободу контракта (свободу заключения, определения содержания и формы контракта, свободу выбора контрагентов) и ответственность за его выполнение. Соответственно, в состав контракта входит описание не только обязательств сторон, но и санкций. Контракт можно рассматривать как акт обмена правомочностью, а также как совокупность правил, которые включают механизм соблюдения обязательств, а значит, контракт является институциональным соглашением.
К базисным институтам рыночной экономики относится также институт предпринимательства – самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, которая выполняется субъектами ведения (предпринимателями) хозяйства с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Организационной структурой предпринимательства является предприятие – хозяйственное звено, которое характеризуется наличием единого имущества, технологической обусловленностью факторов производства, а также определенным местом в системе общественного деления труда и в социуме. По форме организации различают индивидуальное предприятие, общество и корпорацию.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики