3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
Методами прогнозирования называют совокупность приемов и оценок, которые дают возможность на основании анализа прежних (ретроспективных) внутренних и внешних связей, присущих объекту, а также их изменений, сделать достаточно достоверное суждение относительно будущего развития объекта.
Выбор методов прогнозирования осуществляется согласно характеру объекта и требованиям, которые выдвигаются к информационному обеспечению прогнозов.
Одновременно можно использовать несколько методов. От оптимального выбора метода во многом зависит качество разработанного прогноза и его ошибка.
Количество методов и способ их использования определяет сам прогнозист. Существуют факторы, которые влияют на этот выбор:
- задание и цель прогноза;
- специфичность объекта прогнозирования;
- достоверность информации;
- компетентность и профессионализм прогнозиста;
- время на который разрабатывается прогноз;
- наличие времени, ресурсов и др.
Невзирая на все разнообразие методов прогнозирования, их (по степени формализации) можно объединить в две группы: интуитивные и формализированные.
Интуитивные (экспертные) методы – базируются на использовании экспертной информации. Ими пользуются тогда, когда недостает четких тенденций развития объекта, когда прогнозируются процессы, которые не имеют исторические аналоги, когда другими методами прогнозирования невозможно формализировать оценивание влияния на развитие объекта многих факторов. Экспертные оценки дают возможность установить степень сложности и актуальности проблемы, определить основные цели и критерии, обнаружить факторы и взаимосвязи между ними, обосновать подавляющие альтернативы развития.
К формализированным методам прогнозирования принадлежат методы прогнозной экстраполяции и моделирования. Использование формализированных методов целесообразно при наличии достаточной фактографической информации и четкой тенденции развития объекта прогнозирования.
Методы экстраполяции базируются на предположении того, что закономерность (тенденция) развития объекта в прошлом будет неизменной в течение определенного времени и в будущем. Но поскольку в действительности тенденция развития может изменяться, то прогнозные результаты следует рассматривать как вероятностные. В зависимости от особенностей изменений уровней в динамических рядах экстраполяции могут быть простыми и сложными.
Первую группу составляют методы прогнозирования, которые базируются на предположении относительной стойкости в будущем абсолютных значений уровней, среднего уровня ряда, среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста.
Методы второй группы базируются на определении основной тенденции, то есть использовании статистических формул, которые описывают тренд.
Тренд – это отображение определенной функцией тенденции ряда динамики. Его изображают в виде гладкой кривой (траектории). Тренд характеризует главную закономерность движения объекта во времени.
Сложные методы экстраполяции можно разделить на два типа: адаптивные и аналитические.
Адаптивные методы прогнозирования основываются на том, что процесс их реализации заключается в определении следующих во времени значений прогнозного показателя с учетом степени влияния предыдущих уровней. К ним принадлежат методы скользящей и экспоненциальной средних, метод гармоничных ваг, авторегрессия.
В основу аналитических методов прогнозирования (кривых роста) положен принцип получения с помощью метода наименьших квадратов оценки детерминированной компоненты, что характеризует основную тенденцию.
Особенное место в современном прогнозировании принадлежит методам многофакторного моделирования – логического, информационного, статистического.
Методы информационного моделирования являются специфической отраслью прогнозирования.
Наиболее распространенными являются методы прогнозирования, основанные на статистическом моделировании. Эти методы разделяются на две группы:
1. Метод прогнозирования на основании единичных уравнений регрессии. Форму взаимосвязи одного явления с другими явлениями, объектами и процессами можно изобразить в виде уравнения регрессии. Прогнозирование осуществляется подстановкой у него значений признаков-факторов и оцениванием ожидаемого среднего значения результативного признака. Для установления области рассеивания определяются доверительные интервалы. Прогнозирование по регрессивным моделям может осуществляться только после проверки моделей на адекватность.
2. Метод прогнозирования на основании системы уравнений взаимосвязанных рядов динамики. Этот метод является самым сложным, но с его помощью можно получить оценку не только результативный, но и факторных признаков, то есть анализ взаимосвязанных рядов динамики выражается с помощью системы уравнений регрессии. Прогноз в таком случае лучше поддается смысловой интерпретации, чем обычная экстраполяция.
Большое значение уделяется разработке финансовых программ, финансовой политики, структурным изменениям, прогнозированию спроса, инвестиций, платежного баланса, цен, валютного курса, ситуации в денежно-кредитном секторе, государственных операций при формировании государственного бюджета, инфляции.
При прогнозировании платежного баланса производятся прогнозные расчеты: экспорта и импорта; транспортных услуг; операций, связанных с капиталом (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и др.).
Прогнозирование государственных операций сводится к проведению прогнозных расчетов по налоговым и неналоговым поступлениям, а также расходам. Среди используемых методов прогнозирования следует выделить математическую экстраполяцию (тренду модели), факторные модели, модели межотраслевого баланса, экспертные оценки.
Прогнозы разрабатываются на макроуровне, на уровне регионов и отраслей.
Прогнозы и планы на уровне государства формируются на базе проектов территориальных планов в нескольких вариантах, из которых принимается наиболее эффективный.
Разработку экономических прогнозов и планов осуществляют исходя из анализа экономической конъюнктуры, НТП, внешнего положения, состояния природных ресурсов, демографической ситуации в стране.
Комплексные прогнозы и планы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экономических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных и региональных прогнозов и планов, а также на намерениях институционных единиц и долгосрочных контрактах.
Экономические прогнозы становятся решающей базой для формирования государственного бюджета и осуществления денежно-кредитной политики. Экономические прогнозы и планы рассматриваются и одобряются правительством вместе с государственным бюджетом. В Верховную Раду Украины экономический план на следующий год подается для рассмотрения и одобрения, а Государственный бюджет - для утверждения.
Основными функциями прогнозирования является:
- научный анализ процессов и тенденций (осуществляется в три стадии: ретроспектива, диагноз, проекция);
- исследование объективных связей социально-экономических явлений;
- оценивание объекта прогнозирования;
- выявление альтернатив развития.
Для воспроизводства отмеченных функций прогнозирование основываться на определенных принципах: целенаправленности, системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности.
Принцип системности означает, что экономика рассматривается как единый объект прогнозирования и вместе с тем как совокупность относительно самостоятельных направлений прогнозирования. Соблюдение принципа системности определяет целесообразность использования "блочного" метода построения прогноза экономики как системы. Такой метод предусматривает создание моделей, которые бы отвечали содержанию каждого отдельного блока и вместе с тем давали бы возможность отобразить целостную картину возможного развития экономики. Для этого объект должен быть описан, во-первых, как подсистема более широкой системы, во-вторых, как целостное явление, в-третьих, как определенная сложная структура, что, в свою очередь, тоже состоит из элементов (подсистем второго, третьего, четвертого и так далее уровней).
Принципа научной обоснованности прогнозов заключается, во-первых, прогнозирование нуждается во всестороннем учете действия объективных экономических законов и законов развития общества. Во-вторых, прогнозирование должно базироваться на современных прогностических методах. В-третьих, прогнозирование должно учитывать позитивный мировой и отечественный опыт разработки прогнозов.
Принцип адекватности прогнозов характеризует не только процесс выявления, но и оценку стойких тенденций и взаимосвязей в развитии экономики и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с полной и точной имитацией таких. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к постоянным, существенным закономерностям и тенденциям развития. При этом под теоретической моделью прогноза следует понимать модель, которая практически реализуется и является формой научного отображения действительности. Адекватность предусматривает учет возможного, стохастического характера развития процессов. Это означает необходимость оценки постоянных и возможных отклонений развития объекта от господствующих тенденций, определения области рассеивания.
Принцип альтернативности прогнозирования выплывает из возможности развития экономики и социально-экономических процессов в разных направлениях (траекториях), при разных взаимосвязях и структурных соотношениях.
Формирование макроэкономического прогноза предусматривает разработку соответствующих рекомендаций и предложений относительно выбора и характера конкретных мероприятий государственного влияния.
Для успешной реализации прогнозов необходимо обеспечить два требования:
- во-первых, соблюдение принципов формирования прогнозов на разных уровнях прогнозной работы;
- во-вторых, соблюдения принятой в мировой практике последовательности.
Необходимо совершенствование системы прогнозных и программных документов по вопросам социально-экономического развития и внедрения стратегического планирования работы в органах государственной власти, которое предусматривает планирование мероприятий по разработке прогнозных и программных документов по реализации и контролю за их выполнением. Важной для государства является проблема формирования эффективной, научно обоснованной, обеспеченной необходимыми ресурсами государственной политики защиты национальных интересов, ее практическое применение (особенно в средне - и долгосрочной перспективе), а также осуществление эффективного государственного управления в этой сфере. Для этого в нашей стране разработана система базовых документов по стратегическому планированию социально-экономического развития Украины.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики