3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
Политика экономического развития претворяется в жизнь на основе концепции социально-экономического развития. Общая цель макроэкономической политики государства заключается в достижении экономического оптимума развития народного хозяйства страны. Формы и способ действий государства определяются параметрами концепции социально-экономического развития. Сама концепция социально-экономического развития страны не устанавливает и не регламентирует масштабы и области экономической политики государства.
Ее роль заключается в том, чтобы выяснить конечную цель общественного развития на определенный этап, раскрыть средства ее достижения, описать принципиальные правила поведения хозяйственных субъектов и индивидов, сделать возможной экономическую политику, которая будет долгосрочной и последовательно внедряемой.
Политика экономического развития воплощается в политике стабилизации, структурную политику, политику распределения доходов и т.д. Эти конкретные виды экономической политики способствуют реализации целей экономической деятельности государства в сфере стабилизации экономического развития, распределения экономических ресурсов, перераспределения доходов.
Показателем политики стабилизации является высокая занятость работоспособного населения страны или низкий уровень безработицы. Государство вмешивается в ситуацию на рынке труда с тем, чтобы не допустить значительных разрывов в уровнях безработицы на разных фазах цикла и обеспечить его соответствие темпам развития производства.
Конец ХХ ст. характеризуется реформами, направленными на переход социалистических стран от централизованной плановой экономики к рыночному хозяйству. Проведение реформ в странах Азии, Восточной и Центральной Европы имело отличия в моделях и последствиях. Это предопределено причинами, связанными с исходными условиями системных преобразований. Разным был общий уровень экономического развития стран, отраслевая структура, глубина макроэкономических диспропорций, степень реформированности хозяйственных систем и психологической подготовленности населения к изменениям, культурно-этнические и исторические традиции и др.
Радикальные реформы в Украине после распада СССР основывались на неолебиральной модели и так называемой шоковой терапии. Они характеризовались ускоренной приватизацией государственной собственности, отказом от государственного регулирования цен и валютного курса, планового управления экономикой и распределения продукции, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению и др. Главный акцент в реформах делался на проведении монетарной политики, направленной на уменьшение денежной массы в стране, что способствовало демонетизации экономики и, как следствие – бартерных расчетов, распространения теневой экономики. В результате этих действий расширилась возможность уклонения от уплаты налогов и уменьшились поступления в бюджет. Снизились важные экономические и социальные показатели. За 1991 – 1999 гг. ВВП Украины снизился почти на 60 %, приблизительно на столько же сократились общие объемы производства в промышленности и сельском хозяйстве, реальные доходы населения уменьшились на 43%, а часть населения с доходом ниже прожиточного минимума составляла больше 25% общей его численности. Такое чрезвычайное падение было обусловлено рядом факторов. Украина унаследовала изношенные производственные фонды, иррациональную отраслевую и производственную структуры. Обременительными обстоятельствами стали резкое повышение цен на импортные энергоносители, незавершенность производственного цикла в национальной экономике, разрыл экономических отношений с соседними государствами, значительный военно-промышленный комплекс, сложная экологическая ситуация, просчеты в государственной политике, непоследовательность в переходе к рыночным отношениям, значительный теневой сектор.
Развитие реформ по рекомендациям МВФ привело Украину к глубокому трансформационному кризису, следствием которой стали неконкурентоспособность продукции отечественного производства, спад производства и банкротство предприятий, резкое падение жизненного уровня населения. Причиной кризисной ситуации стала не сама монетарная модель экономики, а ошибочный путь ее превращений. Поэтому важнейшими проблемами современного экономического развития является: выбор правильного направления развития и приоритетов на пути к воплощению избранной модели. Проведение эффективных рыночных реформ предусматривает не «шоковую» ликвидацию экономической системы, а институциональную трансформацию, приспособление социально-экономических институтов к новым условиям. Особенно это касается институтов государственного регулирования экономических процессов и социальных институтов, которые сложились в течение эволюции общества.
Все больше стран берут за приоритетную идеологию экономического роста, которая становится основой создания государств общего благосостояния.
По основным показателем развития национальной экономики – ВВП на душу населения – все страны разделяются на развитые и страны, которые развиваются. На данный период к развитым относят страны, в которых величина ВВП на душу населения превышает 12 тыс. дол. за год.
Для удвоения ВВП на душу населения в Украине при 5% росте необходимо 14 лет, а при 7% росте – 10 лет. США понадобилось 47 лет, чтобы удвоить ВВП на душу населения, Японии – 33, Индонезии – 17, Южной Корее – 10 лет. Чтобы приблизиться к среднемировому уровню при условии среднего темпа экономического роста мировой экономики в 1,6%, Украине необходимо в течение 30 годов поддерживать 7% экономический рост или удваивать этот показатель каждые 10 лет. Даже учитывая отрицательный прирост населения Украины, решение этой проблемы требует абсолютно новой экономической стратегии. Обеспечение стойких темпов экономического роста является одним из самых главных задачь макроэкономического регулирования.
Без соответствующих темпов экономического роста обеспечить благосостояние и благополучие населения невозможно. Экономический рост в большинстве стран мира составляет несколько процентов на год. За последние пять лет темпы прироста реального ВВП в странах Европейского Союза составляют в среднем 2%.
Динамика экономического роста (спаду) в Украине характеризовалась следующими показателями (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика ВВП Украины за период 1990-2007 гг.
Годы | Изменение ВВП % |
1990 | -4,0 |
1991 | -8,7 |
1992 | -9,9 |
1993 | -14,2 |
1994 | -22,9 |
1995 | -12,2 |
1996 | -10,0 |
1997 | -3,0 |
1998 | -1,9 |
1999 | -0,2 |
2000 | 5,9 |
2001 | 9,2 |
2002 | 4,6 |
2003 | 5,0 |
2004 | 12,5 |
2005 | 2,6 |
2006 | 4,7 |
2007 | 7,3 |
Реальный объем производства начал уменьшаться еще с середины 80-х годов, но в 90-х годах, уже при условиях становления независимости, его падение ускорилось. Последствия экономического кризиса 90-х годов отбросили страну далеко назад. За период десятилетнего спада объем реального ВВП сократился почти в 1,9 разы. После длительного спада в 90-х годах, начиная с 2000 г., в Украине наблюдаются позитивные ежегодные темпы прироста реального ВВП. В приведенной таблице 1 динамика ВВП Украины рассчитанная в % к предыдущему году.
При разработке стратегии развития страны складываются соответствующие модели экономического роста, которые показывают соотношение задействованных факторов производства, а также его материальную основу. Использование той или другой модели зависит от уровня развития и других возможностей и определяется целями и стремлениями. Существование разных материальных основ в этих моделях порождает разные стимулы в получении объемов прибыли для субъектов ведения хозяйства. Экстенсивная модель экономического роста обеспечивает получение средней прибыли, а интенсивная открывает возможности для получения сверхдохода, хотя и связанна с определенным риском.
В условиях современной глобализации основным стартегическим направлением любой страны является экономический рост за счет конкурентных преимуществ. Стратегией развития Украины является вхождение ее в группу стран с доминирующим инновационным путем развития. После замедления экономического роста в 2005 г. прогнозируется повышение экономической динамики за счет структурной перестройки экономики, накопления инвестиций инновационного характера, растущей конкуренции, трансформации механизмов перетекания капитальных и трудовых ресурсов.
Проблема моделирования динамики социально-экономического развития в Украине является очень важной. Результатом ее исследования стали такие модели развития:
1. Макромодель экономики «Украина-1» предназначена для составления среднесрочных прогнозов развития ключевых макроэкономических показателей. Модельные связи рассматриваются в секторном разрезе на основе показателей СНС Украины с учетом целей макроэкономической политики.
2. Макромодель «Укр-макро-3» построена на основе народнохозяйственного баланса, имеет блочную структуру и содержит шесть подсистем «Производство», «Занятость и безработица», «Фонды и капитальные вложения», «Финансы и налоги», «Социальная сфера», «Рынок товаров и услуг», которые в свою очередь компонуются в два основных блока: «Макропоказатели» и «Межпродуктовые взаимодействия». Особенностью модели является прогнозирование стоимостных макроэкономических показателей в условиях инфляции, учет темпов производственного спада в трансформационный период и зависимости экономики от импорта энергоносителей, новейших технологий, объемов продовольствия и товаров широкого потребления.
3. Макромодель «Укр-макро-4» является дополнением к предыдущей версии и предназначенна для моделирования экономического развития в зависимости от темпов роста объемов инвестирования. В модели управляющей переменной выступает часть инвестиций в реальном ВВП, которая задается в расчетах соответственно для замедленного или ускоренного роста инвестиций.
4. Моделирующая система «Бюджет» предназначена для решения задачь финансового макроэкономического моделирования: оценки ожидаемых поступлений в госбюджет и объемов его расходов, прогнозирование динамики цен, объемов платежеспособного спроса, экспортно-импортных потоков и т.д.
5. Модель среднесрочного прогнозирования разработана в Институте кибернетики им. В. М. Глушкова НАН Украины и предназначенна для расчета ежегодных темпов роста интегральных макроэкономических показателей (реального ВВП, уровня инфляции и безработицы). Модель базируется на использовании двофакторних производственных функций типа Кобба-Дугласа.
6. Модель прогнозного расчета реального ВВП разработана в Кибернетическом центре НАН Украины. Базируется на использовании метода группового учета аргументов (МГУА) – индуктивный преодолимый метод, который имеет преимущества для сложноструктурированных систем, в частности для объектов с размытыми характеристиками, например, неполной исходной информацией. Алгоритмы МГУА находят единую оптимальную для каждой выборки модель с помощью пересмотра всех возможных моделей-кандидатов и выбора операции их оценки по балансовому критерию на независимой выборке данных. Исходной моделью является лучшая из множества моделей-кандидатов, та, что ведет к минимальному значению внешнего критерия.
7. Долгосрочная эконометрическая модель экономического роста в переходных экономиках была разработана О. Гаврилишиним и сотрудниками МВФ И. Изворски и Г. Рооденом. Здесь авторы использовали регрессивный анализ, выделив несколько влиятельных факторов, которые характеризуют институциональные изменения в экономической среде.
Анализируя результаты и важность данных разработок для формирования стратегии экономического роста в Украине, отметим, что пока отсутствует интегрированная модель динамического развития и экономического роста на макро- и мезоуровнях, которая бы учитывала конкурентоспособность экономической системы вообще и отдельных экономических регионов.
Для обеспечения стабильного экономического роста и укрепления позиций Украины в мировом хозяйстве необходимо расширить источники конкурентных преимуществ за счет инвестиционных рычагов и инноваций.
Условием перехода к экономическому росту является создание привлекательной инвестиционной среды. К основным направлениям формирования стратегии экономического роста также принадлежит:
- стабилизация финансово-денежной и банковской системы;
- перестройка налоговой системы в направлении ее либерализации, уменьшения налогового груза и создания эффективных экономических механизмов стимулирования предпринимательской деятельности;
- институциональные изменения, среди которых особенное место принадлежит отношениям собственности, диверсификации форм ее реализации;
- изменения в системе управления экономикой, предоставления больших полномочий и ответственности регионам;
- перестройка организационной структуры производства с учетом приоритетности наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики, что позволит Украине войти в мировое экономическое пространство с высоким научно-техническим потенциалом.
Значительная роль в возобновлении экономического роста страны принадлежит аграрной реформе, которая бы привела к повышению экономической эффективности аграрного сектора, стимулировала к более эффективному ведению хозяйства, основанному на рыночных принципах (либерализация ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, предоставление выгодных условий кредитования сельскохозяйственным предприятиям и т.д.).
В сфере внешнеэкономических отношений главным является постепенное вхождение Украины в мировое экономическое пространство. Невзирая на экономический рост в начале ХХІ ст., оснований для оптимистичных оценок нет, поскольку они не опираются на факторы долговременного действия. Анализ позитивных результатов последних лет развития показал, что выход страны на траекторию роста стал возможным благодаря открытости экономики и активному использованию внешнеэкономического фактора. Стране нужно изменять нынешнюю одностороннюю метало-сырьевую специализацию, которая не может быть надежной основой для стабильности долгосрочного экономического роста.
Задачи внешнеэкономической деятельности правительства Украины в пределах стратегии развития такие:
- не допускать снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта;
- на основе создания свободных экономических зон, соответствующей монетарной политики стимулировать экспорт, особенно продукцию высокотехнологичных отраслей и производств;
- активно внедрять политику гибкого протекционизма, обеспечивать защиту отраслей и производств, которые являются потенциально конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках.
Важным направлением стратегии экономического роста является и социальная политика, которая должна направляться на создание необходимых условий для повышения благосостояния населения страны, прежде всего за счет деловой активности, стимулирования трудовой и предпринимательской деятельности, а на этой почве увеличения платежеспособного спроса.
Обеспечение стабильных темпов развития экономики Украины в средне- и долгосрочной перспективе нуждаются в решении этих проблем.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Национальная экономика: общее и особенное
- 1. Понятия национальной экономики как результата экономической деятельности
- 2. Предмет и метод науки «национальная экономика»
- 3. Основные этапы развития национальной экономики украины
- 4. Особенности и ключевые задания современного этапа развития украинской национальной экономики
- 5. Основные показатели уровня развития национальной экономики
- Тема 2. Экономические теории и основные модели национальной экономики
- 1. Понятие национальной экономики в экономических теориях и школах
- 2. Основные модели национальных экономических систем
- 3. Понятие переходной экономики. Особенности модели развития национальной экономики украины
- Тема 3. Региональные аспекты развития национальной экономики
- 1. Структуризация национальной экономики в региональном пространстве и факторы, которые влияют на размещение экономических единиц
- 2. Системный подход к оценке положения региона в рейтинге национальной экономики
- 3. Направления повышения эффективности региональной политики
- Тема 4. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики
- 1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния
- 2. Экономические теории общественного благосостояния и социально рыночной экономики
- 3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства
- 4. Формирование социально рыночной экономики в украине и ключевые направления социальной политики
- Тема 5. Характеристика экономического потенциала
- 1. Сущность и структура экономического потенциала национальной экономики
- 2. Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики
- 3. Природно-ресурсный потенциал
- 4. Производственный и научно-технический потенциал. Информационный потенциал
- Тема 6. Институционные факторы развития национальной экономики
- 1. Институты и их функции в экономике. Базисные институты национальной экономики
- 2. Институционная трансформация переходной экономики и становление института частной собственности
- 3. Становление института конкуренции в переходных системах
- 4. Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках
- Тема 7. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 1. Инфраструктура: сущность и роль в механизме функционирования национального рынка
- 2. Характеристика (анализ) основных элементов (подсистем) инфраструктуры рынка
- 2.1. Организационно-техническая инфраструктура рынка
- 2.2. Финансово-кредитная инфраструктура
- 2. 3. Государственно-регуляторная инфраструктура
- 2.4. Научно-исследовательское и информационное обеспечение
- Тема 8. Государственность и государственное управление экономикой
- 1. Государственность и государственный суверенитет в развитии национальной экономики
- 2. Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы
- 3. Сущность, характерные черты, принципы построения и задачи системы государственного управления
- 4. Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
- Тема 9. Хозяйственный комплекс национальной экономики и его структура
- 1. Хозяйственный комплекс национальной экономики: основы формирования и особенности структуры
- 2. Промышленный комплекс и его особенности в украине
- 3. Строительный комплекс и его особенности в украине
- 4. Транспортный комплекс и связь в хозяйственном комплексе украины
- 5. Аграрный комплекс национальной экономики
- 6. Социальный комплекс украины и его инфраструктура
- Тема 10. Структурная перестройка национальной экономики
- 1. Структура национальной экономики: сущность и основные виды
- 10.2. Проблемы и перспективы структурных превращений в отраслях национальной экономики украины
- 3. Понятия, целые и основные направления структурной перестройки национальной экономики
- 4. Потенциал конкурентоспособности национальной экономики украины
- Тема 11. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 1. Демократия
- Либеральная демократия в мире
- [Править] Типы либеральных демократий
- Критический анализ Достоинства
- Недостатки
- Примечания
- Социал-демократия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Социал-демократия и демократический социализм
- [Править] Истоки социал-демократии
- [Править] Социал-демократы у власти
- [Править] Социал-демократия и Третий мир
- [Править] Ревизия взглядов
- [Править] Взгляды современной социал-демократии
- Демократизация в послевоенный период Послевоенная Германия
- Перестройка в ссср
- Демократизация в современном мире
- Индекс экономической свободы
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Данные для расчета
- [Править] Лидеры рейтинга
- [Ред.] Посилання
- Економічна свобода у світі зростає, а в Україні падає
- Экономический порядок
- Доклад ректора рггу академика ю.Н.Афанасьева на на международном симпозиуме "Мудрость - основа Европейского Сообщества: религия, искусство, наука".
- "Экономический порядок, который служит человечеству "
- Не хаос, а экономический порядок
- Тема 12. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 1. Программирование и виды государственных программ национальной экономики
- 2. Прогноз и прогнозирование национальной экономики
- 3. Методы и принципы прогнозирования национальной экономики
- Тема 13. Политика экономического роста в национальной экономике
- 1. Сущность, теории и модели экономического роста национальной экономики
- 2. Факторы и источники экономического роста
- 3. Стратегические модели экономического развития стран с транзитивной экономикой
- Тема 14. Институционные формы интеграции в мировое хозяйство
- 1. Открытость национальной экономики и конвертируемость моделей национальных экономических систем
- 2. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему
- 3. Вто как институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему
- 4. Институционные аспекты участия национальной экономики в международных валютно-финансовых отношениях и формирования безопасности национальной экономики