4.1. Место микрофинансирования на рынке финансовых услуг
В общем виде на рынке финансовых услуг можно выделить три основных сегмента (институтов, предоставляющих финансовые услуги): банковское финансирование (банки), сегмент микрофинансирования (формальные и полуформальные микрофинансовые организации) и сектор неформального финансирования (неформальные групп взаимопомощи, «черные ростовщики» и т.п.). Все перечисленные институты занимаются предоставлением кредитов/займов, кроме этого банки и микрофинансовые организации осуществляют (могут осуществлять) расчетно-кассовое обслуживание, размещение депозитов и страхование/гарантирование обязательств деятельности малых предприятий. Теоретически наиболее серьезная конкуренция, хотя бы исходя из количества институтов, присутствующих на рынке, должна возникать в сфере предоставления малым предпринимателям кредитов/займов. Именно на этой финансовой услуге при рассмотрении места микрофинансирования в общей финансовой системе остановимся более подробно.
Каждому из институтов присущи свои собственные особенности ведения бизнеса и свои требования к заемщику.
Так, наименьшие формальности возникают при обращении за займом к неформальному ростовщику: он может предоставить кредит даже без письменного соглашения на основании устной договоренности, и даже без четкого залогового обеспечения. Однако при этом риски кредитора возрастают, что, соответственно, увеличивает процент по займу, заметно ограничивает максимальный срок кредитования и что более важно ограничивает круг потенциальных заемщиков у конкретного ростовщика теми, с кем он знаком, кому он доверяет, либо теми, кто пришел к нему по рекомендации или с гарантией со стороны третьих лиц, которым опять-таки доверяет ростовщик. Неформальный займ подразумевает неформальные расчеты и подходы к разрешению возможных споров. Фактически подобные отношения лежат за гранью правового поля, а значит, могут регулироваться не правом, а некими обычаями, в связи с чем они в большей степени присущи развивающимся рынкам, нежели развитым133.
Неформальному кредиту присущи также определенные преимущества, которые оставляют для него рыночную нишу: это теневой характер сделки, в которой могут быть заинтересованы те предприятия, которые часть своей деятельности сосредотачивают в теневое экономике, отсутствие необходимости выполнять формальные требования микрофинансовых организаций и коммерческих банков, а также оперативность принятия решений по предоставлению займа, договоренность о котором может быть достигнута даже в пределах одного дня.
Роль неформального сектора повышается в условиях «развитой» теневой экономики при отсутствии сформированного сектора формальных или полуформальных посредников, а также в случае сильной зарегулированности деятельности коммерческих банков и микрофинансовых организаций, что снижает их конкурентоспособность на рынке в сравнении с неформальным сегментом. Кроме этого, можно говорить о том, что на финансово развитых рынках доля неформального кредитования снижается, и это можно считать определенным индикатором развития банковского сектора и небанковских финансовых организаций.
Очевидно, что даже при недостаточном развитии банковского сектора и микрофинансовых организаций не все предприниматели могут стать клиентами неформальных кредиторов. По всей видимости, не следует говорить о постоянном составе клиентов «черных ростовщиков», к ним предприниматели обращаются, как правило, в случае недостатка собственных средств на развитии и невозможности в силу различных обстоятельств легально получить кредит в банке или микрофинансовой организации. Также многие потребители неформальных кредитов имеют значительную теневую составляющую деятельности, которую они по объективным причинам не могут продемонстрировать банкам и микрофинансовым организациям.
По многим показателям (срокам кредитования, условиям кредитования, размере кредитов и составу клиентов) неформальные кредиторы и микрофинансовые организации действуют в сильно пересекающемся рыночном сегменте. Более того, многие считают, что неформальные кредиторы являются одним из типов микрофинансовых институтов.
В «конкурентной борьбе» МФО и неформальных кредиторов многое зависит от уровня развития экономики, развитости правового пространства легального микрофинансирования, потенциала самих микрофинансовых организаций, доверия предпринимателей к формальными (или полуформальным) организациям и других факторов. В настоящее время в Российской Федерации институт неформальных заемщиков развит достаточно серьезно, он оказывает серьезную конкуренцию микрофинансовым организациям. Клиенты неформальных ростовщиков – это потенциальные клиенты МФО.
В свою очередь неформальные группы кредитования имеют потенциал к трансформации в полуформальные институты, и здесь их ниша на рынке финансирования становится той же, что у действующих микрофинансовых организаций.
Конкурируют ли МФО и банки? Существует, по меньшей мере, два мнения на этот счет: МФО и банки вступают друг с другом в конкуренцию, по крайней мере на определенном сегменте; рыночные ниши банков и МФО не пересекаются и они действуют не мешая друг другу. При этом обе точки зрения представляются достаточно резонными.
С одной стороны можно сделать вывод о том, что на рынке предоставления микрокредитов МФО напрямую не конкурируют с банками, принимая при этом во внимание различные стратегии поведения коммерческих банков и МФО, характер целевой аудитории получателей микрофинансовых услуг.
Деятельность коммерческих банков в сфере кредитования направлена на размещение своих средств с наименьшими рисками и затратами на один выданный кредит, что в таком случае должно обеспечивать наивысшую доходность. Соответственно, коммерческие банки выдают кредиты только под какое-либо залоговое обеспечение, как правило, тем предпринимателям, у которых есть положительная кредитная история. Банки также имеют более высокий, по сравнению с МФО предел «рентабельности», то есть у них выше минимальный размер кредита, который они могут предоставить. Исходя из этого, клиентами банков априори не могут являться мелкие клиенты, предприниматели, начинающие свой бизнес, не обладающие адекватным кредиту залоговым обеспечением, а также планирующие рискованные инвестиции. Однако именно предприниматели с такими характеристиками – целевая аудитория микрофинансовых организаций. Тем самым коммерческие банки и МФИ в большей степени дополняют друг друга друг друга на рынке кредитов.
Естественно, было бы неправильным утверждать, что клиенты МФО не могут являться клиентами банков или наоборот. Граница между этими двумя сегментами, выраженная, прежде всего, в размере кредита, имеет вид не линии, а полосы, в пределах которой они могут как конкурировать за предпринимателей, так и сотрудничать между собой. За пределами «полосы» конкуренция между МФО и коммерческими банками отсутствует. Нижний предел данной границы, по всей видимости, определяется наименьшим размером кредита, который может предоставить коммерческий банк в соответствии со своей нормой рентабельности, т.е. он зависит от уровня постоянных издержек банка на кредитование одного клиента. Верхний предела данной границы зависит от максимального размера кредита, который могут предоставить МФИ без повышенного риска нарушения их устойчивости.
Надо сказать, что границы такой полосы могут быть существенно раздвинуты. Так для банков углубление в сегмент мелкого заемщика может осуществлять через реализацию собственным микрофинансовых программ. Однако здесь понадобятся специальные технологии, отличные от традиционных банковских, позволяющие успешно действовать в данном сегменте. Не менее, а может и более эффективно проникновение может осуществляться во взаимодействии с микрофинансовыми организациями, уже действующими на данном рынке.
В целом соотношение микрофинансовых организаций, коммерческих банков и неформальных кредиторов можно представить в виде следующих двух схем:
1. Схема, характеризующая развитый финансовый рынок, на котором все потенциальные ниши заняты либо микрофинансовыми организациями, либо банками:
В такой ситуации все потенциальные клиенты охвачены либо банковским кредитованием, либо МФО, а неформальным кредиторам остается только теневое сектор. МФО и коммерческие банки не конкурируют друг с другом, а взаимодополняют друг друга. Только МФО остаются самые мелкие клиенты: семейные фирмы, стартующий бизнес, небольшие заемщики, только коммерческие банки работают с крупными объемами кредитов или крупным и средним бизнесом, совместно МФО и коммерческие банки предоставляют кредиты «реальному» малому бизнесу, которому в зависимости от ситуации выгоднее (удобнее) обращаться в банк или в МФО. В отношении данной группы предпринимателей между банками и МФО может возникнуть конкуренция, однако это, скорее всего, приведет к дополнительным издержкам для предпринимателей и самих финансовых институтов. Для оптимизации ресурсов при предоставлении услуг последней группе предпринимателей у коммерческих банков и МФО имеются реальные возможности для сотрудничества, в результате которого могут быть снижены издержки кредитования, повышены доходы банков и МФО, улучшены условия для предпринимателей.
2. Схема, характеризующая развивающийся финансовый рынок, на котором не все ниши заняты либо микрофинансовыми организациями, либо коммерческими банками, соответственно, часть рынка «принадлежит» неформальным кредиторам.
В такой ситуации не все малые предприятия охвачены формальными институтами, соответственно, там, где ни МФО, ни коммерческие банки не могут в силу различных причин предложить кредиты малым предприятиям действуют неформальные заемщики, которые конкурируют, в первую очередь с МФО и в определенном сегменте с коммерческими банками. По мере развития формальных институтов, сокращения теневой составляющей экономики, МФО и коммерческие банки должны расширять поле своей деятельности, двигаясь в направлении друг друга, замещая присутствие на рынке неформальных заемщиков. В настоящее время в Российской Федерации имеет место именно такая картина, когда коммерческие банки все еще получают серьезные прибыли на обслуживании крупных и средних бизнесов, практически не обращая внимание на малый бизнес, а МФО еще не обладают достаточным потенциалом, чтобы покрыть все малое предпринимательство и разделить ниши с коммерческими банками. Соответственно, незанятые сектора находятся под контролем неформальных ростовщиков. Вполне возможно, что на рынке существуют своего рода лакуны, в пределах которых ни МФО, ни неформальные ростовщики, ни коммерческие банки не заинтересованы, либо не могут кредитовать малое предпринимательство. Таким образом, данная категория малых предприятий не располагает возможностями привлекать заемное финансирование, что тормозит ее развитие.
Движение МФО и банков навстречу друг другу будет тем интенсивнее, чем прочнее связи установятся между ними. Точек пересечения может быть найдено очень много. В первую очередь, коммерческие банки, которым не выгодно кредитовать мелкого клиента, могут предоставлять кредиты МФО, которые в свою очередь будут выдавать займы малым предприятиям. Такое взаимодействие решит две проблемы: обеспечит МФО финансовыми ресурсами, а банки смогут разместить на достаточно выгодных условиях свободные ресурсы, которые все в большей степени образуются на рынке. С другой стороны банки могут развивать свои собственные микрофинансовые программы кредитования малого бизнеса и глубже проникать в «верхний» сегмент мелкого заемщика. Наконец, уже на этапе развития мелкого предприятия, банки смогут через взаимное партнерство с обслуживающей его нужды МФО «воспитывать» для себя более крупного клиента.
Таким образом, коммерческим банкам и МФО выгоднее развиваться не как два конкурента, тем более что в Российской Федерации они пока еще не могут быть конкурентами друг другу, а как два взаимодополняющих элемента одной системы, чтобы занять все потенциальные ниши на рынке и обеспечить малое предпринимательство возможностью получать доступные заемные средства.
Более того, такое развитие со временем должно насытить рынок финансовых услуг достаточным предложением капитала и обеспечить тем самым потребности предприятий различных размеров (схема 2 трансформируется в схему 1). Чем разнообразнее и больше рынок финансовых институтов и услуг, тем более полноценной выглядит цепочка питания капиталом любой растущей компании, начиная от начинающегося семейного бизнеса, заканчивая устойчивым малым предприятием. Оптимальным является ситуация на рынке, при которой на любом этапе развития компании ее потребности во внешнем финансировании удовлетворяются за счет различных видов МФИ или банков: начинающее микропредприятие может обслуживаться МФО, устойчиво развивающееся малое предприятие (находящееся в «полосе») – либо МФО, либо банками, серьезный малый бизнес, трансформирующийся в средний – коммерческими банками.
В результате любой малый бизнес получает доступ к финансовым ресурсам, что обеспечивает стабильный базис для его роста, а значит со временем «подлесок, которым является настоящий малый бизнес, может превратиться в настоящий лес134».
- Автономная некоммерческая организация информационно-консультационный центр « бизнес-тезаурус»
- Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в тверской области
- Список сокращений
- Ibsn – 978-5-903352-39-5 содержание
- 1. Введение 10
- 2.Развитие малого предпринимательства в Тверской области 12
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области 30
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области 43
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства 51
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения 61
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 95
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства 118
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства 122
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства 131
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях 145
- 12. Рекомендации по результатам исследования 243
- 13. Сведения об организации 352
- 1. Введение
- Развитие малого предпринимательства в Тверской области в 1997–2002 гг. По данным объективной (официальной) статистики
- 2.1. Динамика числа малых предприятий
- 2.2. Отраслевая структура мп
- 2.3. Динамика среднесписочной численности работников малых предприятий
- 2.4. Производство продукции (работ, услуг) на малых предприятиях
- 2.5. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях
- 2.6. Комплексная оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах Центрального федерального округа
- Среднегрупповые значения показателей
- 2.7. Развитие индивидуального предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств. Общая численность субъектов малого предпринимательства
- Численность индивидуальных предпринимателей в регионах цфо
- Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионах цфо
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1. Анализ развития мп в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1.1. Число мп
- 3.1.2. Среднесписочная численность работников, занятых на мп (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)
- 3.1.3. Объем производства продукции (работ, услуг) на мп
- 3.1.4. Объем инвестиций мп в основной капитал
- 3.1.5. Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- Среднегрупповые значения показателей
- Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- 3.2. Отраслевая структура производства продукции (работ, услуг) мп Тверской области в разрезе муниципалитетов
- Отраслевая структура мп Тверской области (на конец 2002 г.)
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области
- 4.1. Основные проблемы на пути развития бизнеса субъектов малого предпринимательства
- 4.2. Нормативно-правовое регулирование
- Оценка уровня законодательства, по позициям, связанным с функционированием малого бизнеса (ранг)*
- Количество респондентов, оценивших уровень законодательства по позициям как плохое (неудовлетворительное), %
- 4.3. Состояние поддержки малого предпринимательства
- Оценка состояния различных видов поддержки (ранги) (первое значение – мнение субъектов малого предпринимательства/второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов-субъектов мп, оценивших состояния различных видов поддержки как неудовлетворительное, %
- Состояние информации о структурах поддержки по видам поддержки (ранг) (первое значение – мнение субъектов мп /второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов, оценивших состояние информации о различных структурах поддержки как неудовлетворительное, %
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства
- 5.1. Общие вопросы устранения административных барьеров
- Сводная оценка сложности отдельных административных процедур
- 5.2. Ситуация с административными барьерами в Тверской области по результатам анкетирования
- 5.3. Работа комиссий по административным барьерам на региональном и муниципальном уровнях
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения
- 6.1. Общий контекст
- 6.2. Общая характеристика нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности
- 6.3. Законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства
- 6.3.1. Областной закон «о господдержке»
- 6.3.2. Программы поддержки малого предпринимательства
- Сравнительная характеристика государственных программ поддержки отдельных субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа
- 6.3.3. Областной закон о зонах экономического благоприятствования
- 6.3.4. Законодательство о советах по развитию предпринимательства
- 6.3.5. Законодательство о межведомственных комиссиях по устранению административных барьеров
- 6.4. Законодательство, регулирующее отношения в сфере недвижимости
- 6.4.1. Аренда нежилых помещений, находящихся в собственности Тверской области
- 6.4.2. Аренда нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности
- 6.4.3. Перевод помещений из жилого фонда в нежилой
- 6.4.4. Прочие актуальные проблемы в сфере недвижимости
- 6.5. Законодательство, регулирующее получение земельных участков для строительства и ведение строительства
- 6.6. Законодательство, регулирующее торговую деятельность и сферу общественного питания
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
- 7.1. Бюджетная поддержка малого предпринимательства
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2000 г.
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2002 г.
- 7.2. Органы власти, ответственные за политику в отношении малого предпринимательства в Тверской области
- 7.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства, действующая на территории Тверской области
- 7.3.1. Обеспеченность Тверской области в целом и отдельных муниципальных образований организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- Обеспеченность муниципальных образований Тверской области организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.3.2. Эффективность деятельности организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.4. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства
- 7.5. Анализ форм самоорганизации малого предпринимательства и взаимодействия предпринимательства и властей
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
- 8.1. Возможности регионов и муниципалитетов в области налогового стимулирования
- 8.2. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 8.3. Изменение ситуации с введением новых специальных режимов налогообложения по результатам опроса
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства
- 9.1. Проблемы в сфере финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса
- 9.2. Банковское кредитование субъектов малого предпринимательства
- 9.3. Микрофинансовые услуги
- 9.4. Лизинг
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства
- 10.1. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области
- 10.1.1. Промышленность
- 10.1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 10.1.3. Туризм
- 10.1.4. Инновационный бизнес
- 10.2. Отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства в Тверской области
- 10.3. Основные направления государственной политики в области реализации потенциала развития малого предпринимательства в отдельных отраслях и секторах экономики Тверской области
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях
- 11.1. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 11.1.1. Абсолютные и относительные показатели развития малого предпринимательства
- Отраслевая структура малых предприятий по количеству предприятий
- Отраслевая структура занятости на малых предприятиях
- Показатели объема произведенной продукции по отраслям экономики
- Поступления основных налоговых платежей и других доходов в бюджет города от субъектов мп за 1999–2002 гг. (тыс.Руб.)
- 11.1.2. Нормативная правовая база г. Твери в сфере регулирования предпринимательской деятельности и практика ее применения88
- 11.1.3. Основные проблемы, с которыми субъекты мп сталкиваются в ходе своей деятельности. Правоприменительная практика в отношении малого предпринимательства
- 11.1.4. Административные барьеры. Опыт работы Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров
- 11.1.5. Анализ фактической ситуации в области поддержки малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.6. Основные выводы по результатам анализа состояния развития малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.7. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Твери
- 11.2. Обоснование выбора муниципальных образований Тверской области для проведения детального исследования92
- Типология муниципальных образований
- 11.3. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.3.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- Обеспеченность г. Вышнего Волочка объектами инфраструктуры развития предпринимательства
- 11.3.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышнего Волочка
- 11.3.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- 11.4. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышневолоцкий район»
- 11.4.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.4.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня99
- 11.4.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- Основные показатели работы за первое полугодие 2003 года
- 11.4.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышневолоцкого района
- 11.4.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.5. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Кашинский район»
- 11.5.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня102
- 11.5.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Кашинского района
- 11.5.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.6. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Лихославльский район»
- 11.6.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня105
- 11.6.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Лихославльского района
- 11.6.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.7. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Рамешковский район»
- 11.7.1. Анализ фактического состояния в области развития малого предпринимательства
- 11.7.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.7.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Рамешковского района
- 11.7.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Рамешковском районе
- 11.8. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Ржев»
- 11.8.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.8.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.8.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.8.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства г. Ржева
- 11.8.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.9. Выводы о ситуации в области развития и поддержки малого предпринимательства в Тверской области на основе анализа отдельных муниципальных образований112
- 11.10. Обобщенные рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях Тверской области
- 12. Рекомендации по результатам исследования
- Приложение 1. Отраслевая структура экономики мп в разрезе муниципальных образований
- Доля ведущих отраслей в валовой выручке мп от реализации продукции (работ, услуг) по муниципальным образованиям Тверской области
- Приложение 2 «Итоги заседаний Областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров116
- Приложение 3. Пошаговые шаблоны основных административных процедур, в которых задействованы субъекты мп
- Приложение 4. Справочные материалы к разделу 9.2. Микрофинансовые услуги
- 4.1. Место микрофинансирования на рынке финансовых услуг
- 4.2. Информация по Сети организаций микрофинансирования женщин России
- Приложение 5. Справочные материалы по разделу 11.1. «Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 5.1. Анализ экономического развития г. Твери
- Основные показатели социально – экономического развития г. Твери за 1 полугодие 2003 г.
- Распределение хозяйствующих субъектов в сфере экономики города по состоянию на 01.01.03 г.
- Перечень основных предприятий
- Видовая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Технологическая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Источники инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- 5.2. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в г. Твери
- 5.3. Результаты опроса, описывающие основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при проведении контрольных мероприятий уполномоченными органами
- 5.4. Структуры содействия развитию бизнеса
- Приложение 6. Справочные материалы к разделам 11.3 – 11.8 Отчета
- 6.1. Вышний Волочек
- Основные предприятия города Вышнего Волочка
- Перечень отдельных показателей, отражающих социально-экономическое развитие города Вышнего Волочка
- Структура доходов и расходов бюджета135 Вышнего Волочка
- Структура доходов бюджета
- 6.2. Вышневолоцкий район
- В общей площади района во всех категориях пользователей начитывается 58394 га сельскохозяйственных угодий, из них
- Распределение земель по видам собственности
- Динамика занятости в 2000-2002г. (тыс. .Чел.)
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Вышневолоцкого района за 2002 год и прогнозные на 2003 г.
- Структура доходов и расходов бюджета Вышневолоцкого района за 2002 год представлена (тыс. Руб., %)
- 6.3. Кашинский район
- Основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию в Кашинском районе за 2000-2002 гг. (тыс. Чел)
- Основные показатели промышленного производства по предприятиям Кашинского района за 2002 г.
- Основные показатели социально-экономического развития Кашинского района за 2002 год и прогнозные на 2003
- Основные предприятия
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год (тыс.Руб., %)
- 6.4. Лихославльский район
- Основные предприятия района
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Лихославльского района за 2002 год и прогнозные на 2003139
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год
- 6.5. Проект по созданию открытого общественного информационного центра деловой и правовой информации Лихлославльского района
- 6.6. Проект по созданию бизнес инкубатора на территории Лихославльского района
- 6.7. Рамешковский район
- Динамика показателей рынка труда района за период 2000-2002 годы
- Сводные показатели социально-экономического развития Рамешковского района
- 6.8. Г. Ржев
- Основные показатели социально-экономического развития г. Ржева
- Структура доходов и расходов бюджета г. Ржева (тыс. Руб, %)
- Налоговые доходы
- 13. Сведения об организации
- Проекты, реализованные в 1999-2007 гг.
- 1. Улучшение институциональных возможностей Министерства в области дерегулирования
- 2. Подготовка практических рекомендаций по снижению административных барьеров
- 3. Развитие рыночной инфраструктуры для создания системы методологической и методической поддержки политики дебюрократизации
- 4. Методология оценки целесообразности применения мер государственного административного регулирования
- 5. Изучение уровня административных барьеров в четырех регионах
- 6. Представление результатов органам власти федерального и регионального уровня, а также бизнес-сообществу