10.3. Основные направления государственной политики в области реализации потенциала развития малого предпринимательства в отдельных отраслях и секторах экономики Тверской области
Основные направления государственной и муниципальной политики в области развития отраслей и секторов экономики, имеющих наибольший потенциал в развитии малого предпринимательства и относящихся к приоритетным в сфере государственной поддержки, следует разделить на общие и специальные.
Под общими мерами следует понимать те меры, которые относятся к реализации предпринимательского потенциала в целом (в различных отраслях и секторах экономики). Специфические меры должны осуществляться в отношении отдельных отраслей.
Доступ к кредитным ресурсам как механизм реализации предпринимательского потенциала
Говоря о вовлечении субъектов МП в сферу реального бизнеса, необходимо отметить, что для активизации и повышения эффективности этого процесса следует использовать различные механизмы повышения доступности к финансовым ресурсам для субъектов МП. Речь здесь идет не только о системе льготного кредитования. Необходимо развивать также и иные финансовые механизмы, такие, как кредитная кооперация, кредитование под государственные гарантии, субсидирование процентной ставки и так далее. К сожалению, финансовая система в части ее взаимодействия с субъектами МП развита в регионе недостаточно. По мнению ряда экспертов, инвестиционные институты, работающие с субъектами МП, в области фактически отсутствуют, при этом банковская система предлагает слишком сложные условия для малого бизнеса.
В качестве основных проблем, возникающих при работе банков и лизинговых компаний с субъектами МП, можно назвать следующие:
отсутствие балансов при упрощенной системе налогообложения;
недостоверность отчетности (следовательно, невозможность реальной оценки состояния бизнеса);
отсутствие залогов у МП;
банки фактически не кредитуют предпринимателей на короткий срок.
Большинство указанных проблем можно решить на региональном уровне.
В частности, назрела необходимость создания в области собственного кредитного бюро. В настоящее время на федеральном уровне ведется работа над проектом Закона «О кредитных бюро», однако организация локального кредитного бюро в масштабах области возможна до принятия соответствующего федерального закона. Создание кредитного бюро будет, с одной стороны, способствовать повышению доступности кредитных ресурсов для малого бизнеса, с другой стороны, стимулировать выход бизнеса из «тени», так как для получения кредита необходимо нарабатывать успешную кредитную историю, предоставлять достоверную и проверяемую информацию о собственной деятельности.
С точки зрения предоставления небольших коротких кредитов хорошо себя зарекомендовала система кредитной кооперации. Данная система на территории Тверской области развита крайне слабо. Ссылаясь на информацию, полученную от предпринимателей, на территории области действует только две микрофинансовые организации: Фонд микрозайма (Фонд Европейского банка реконструкции и развития) и «Женская микрофинансовая сеть», однако финансовые ресурсы этих организаций ограниченны.
Кредитные кооперативы хорошо зарекомендовали себя в различных регионах России, в частности, в Волгоградской области, где они успешно функционируют с середины – конца 90-х годов.
Кредитными кооперативами преимущественно осуществляется краткосрочное микрокредитование сельхозпроизводителей и субъектов МП. Средний объем кредитов составляет, как правило, 100–200 тыс. рублей, однако в ряде случаев объем кредита может быть гораздо больше – до 2–2,5 млн. рублей; сроки выдачи кредитов – от нескольких месяцев до года и более.
Стимулирование развития на территории области кредитной кооперации и системы микрофинансирования в целом позволило бы решить проблему получения кредитных ресурсов для многих субъектов МП.
Содействие в привлечении инвестиций
Учитывая вышеупомянутые преимущества экономико-географического расположения Тверской области, одним из наиболее эффективных механизмов реализации потенциала, создания новых МП, в первую очередь в промышленности, является привлечение инвестиций. При этом ставки необходимо делать не только на крупные российские (чаще всего московские) компании, но и на иностранные компании, создание совместных предприятий.
В частности, что касается легкой промышленности, то, учитывая территориальную близость емкого московского рынка сбыта, есть все предпосылки для создания и развития на базе местных МП совместных предприятий с участием зарубежных компаний, например, по пошиву одежды, обуви или других товаров народного потребления. Примером может служить созданное в Рязани совместное предприятие по пошиву обуви «Salamander», полностью ориентированное на московский рынок. Также перспективной отраслью для привлечения инвестиций является лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Условия ведения бизнеса в Тверской области были оценены экспертами и представителями местных органов власти следующим образом.
Рис. 10.3.1. Общие условия ведения бизнеса в Тверской области для развития малого предпринимательства
Как видно из рис. 10.3.1, количество предпринимателей, считающих условия ведения бизнеса в регионе благоприятными, и количество предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения, примерно равны. Прокомментировать полученные данные можно следующим образом: условия ведения бизнеса в регионе вполне приемлемые, однако для создания более благоприятных условий с точки зрения реализации предпринимательского потенциала области, а также для повышения инвестиционной привлекательности региона еще предстоит предпринять ряд мер.
Развитие системы субконтрактации как направление развития МП в промышленности
Важным и действенным механизмом интеграции субъектов МП в промышленность является развитие системы субконтрактации. Так, например, рассмотрим машиностроение. Отрасль производит технически сложную продукцию, которую МП, за редким исключением, произвести своими силами не в состоянии. Таким образом, очевидно, что для повышения степени вовлечения субъектов МП в эту сферу экономики необходимо развитие системы субконтрактации. В Москве подобный опыт уже имеется, достаточно успешно функционирует специализированный центр субконтрактации, позволяющий, с одной стороны, реализовать производственный потенциал МП, а с другой – за счет создания добросовестной конкуренции на рынке комплектующих – снизить издержки крупных предприятий-производителей.
Таким образом, необходима реализация мер по содействию в развитии системы субконтрактации в регионе.
Меры по повышению доступности коммерческой недвижимости для субъектов МП
В последние годы в Твери, как и в Москве, появилась тенденция к строительству крупных торговых, офисных и развлекательных центров. Однако в целом по области сохраняется спрос со стороны субъектов МП на более дешевую коммерческую недвижимость. Речь здесь, прежде всего, идет о первых этажах жилых домов.
В настоящее время существует объективная необходимость перевода некоторых жилых помещений в нежилые, в частности, квартир, расположенных на первых этажах. Конечно, недопустимо располагать на первых этажах жилых зданий ночные бары, дискотеки и так далее, однако, что касается офисов, небольших магазинов, парикмахерских и прочих подобных коммерческих предприятий, то очевидно, что они никакого дискомфорта своим соседям не доставят.
В свою очередь схема перевода жилых помещений в нежилые на сегодняшний день чрезвычайно сложна и запутанна. На это указывают все респонденты, которые когда-либо сталкивались с этой проблемой. Данная процедура на уровне федерального законодательства регулируется Жилищным кодексом РСФСР (статья 9), принятым еще в 1983 г. В соответствии с кодексом перевод пригодных для проживания жилых помещений «как правило, не допускается и осуществляется в исключительных случаях». Следует отметить, что законодательная неурегулированность и непрозрачность процедуры перевода жилого фонда в нежилой в условиях необходимости осуществления этой процедуры, с одной стороны, может привести к коррупции и злоупотреблениям, а с другой стороны, делает процесс хаотичным и неуправляемым, снижая возможность эффективного контроля за подобным переоборудованием помещений со стороны государства. Кроме того, это затрудняет доступ субъектов МП к сравнительно недорогой недвижимости.
Таким образом, необходимо предусмотреть в региональном законодательстве четкую процедуру и условия, при которых допускается перевод жилого фонда в нежилой.
В качестве примера специальных мер поддержки отдельных отраслей экономики и видов деятельности приведем подходы к поддержке малого предпринимательства в инновационной сфере как одного из самых перспективных направлений развития малого предпринимательства.
Направления государственной политики в области содействия развитию малого предпринимательства в инновационной сфере
Проведенные исследования показывают, что среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность, по мнению большинства опрошенных респондентов, доминирующими по-прежнему остаются финансовые проблемы:
недостаток собственных финансовых средств;
низкая инвестиционная активность;
неприемлемые условия кредитования.
Кроме указанных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в целом, выявлены основные причины, сдерживающие развитие инновационной деятельности:
неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности;
недостаточная реализация конкретных инновационных проектов в связи с низким платежеспособным спросом на научно-технические разработки;
ограниченность централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств;
недостаточное развитие венчурных механизмов финансирования.
В связи с этим для стимулирования развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере представляется целесообразным принять со стороны государства ряд первоочередных мер организационного, экономического и правового характера.
Данные меры должны включать:
разработку системы мер по оказанию финансовой поддержки;
создание и развитие инфраструктуры инновационного бизнеса;
создание для субъектов инновационного бизнеса «режима экономического благоприятствования».
Финансовая поддержка является в настоящее время приоритетной для развития инновационного бизнеса в Тверской области. Вновь созданные молодые инновационные компании не владеют необходимыми для развития бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заем или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. Для оказания финансовой поддержки малым высокотехнологичным компаниям на ранних стадиях развития в регионах Российской Федерации необходимо, используя мировой опыт, создавать систему поддержки. Эта система должна включать «посевные», «стартовые», гарантийные и венчурные фонды, учреждаемые с участием государства, способные обеспечить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.
Затрагивая вопросы финансового обеспечения, особое внимание необходимо уделить венчурной деятельности.
Наиболее эффективной и распространенной в последние два десятилетия за рубежом формой деятельности, направленной на интенсификацию процесса использования изобретений и других нововведений в условиях рыночной системы хозяйства и представляющей практический интерес для отечественных специалистов, является венчурная деятельность (связанная с большим риском). Суть ее во временном объединении капиталов нескольких юридических и (или) физических лиц и создание на договорной основе небольших, но весьма мобильных и эффективных предприятий по доводке до коммерческой кондиции отдельных изобретений. После доводки изобретений эти предприятия либо поглощаются более крупными фирмами (зачастую из числа недавних компаньонов по венчурной деятельности), либо путем продажи лицензий укрепляют свои финансовые позиции и на базе изобретений разворачивают активную предпринимательскую деятельность по созданию собственного производства и организации коммерческих операций. Яркими примерами последнего варианта видоизменения венчурного предприятия являются известные американские фирмы «Тексас инструментс», «Ксерокс», «Теледайн».
Довольно часто инициаторами создания венчурных предприятий становятся сами изобретатели. Однако финансируются они, как правило, достаточно крупными фирмами из числа наиболее заинтересованных в данных изобретениях, например «Дженерал Электрик», «Боинг», «Дженерал Моторз» и др. Такое покровительство объясняется тем, что эти фирмы ориентируют свою деятельность на модернизацию выпускаемой ими продукции с минимальной долей риска. И хотя каждая из них обладает мощной собственной экспериментальной базой, тем не менее они предпочитают наблюдать за ходом венчурных отработок изобретений, которые сопряжены со значительным риском, со стороны. При получении положительных результатов крупные компании получают большую выгоду. Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие организационные структуры, характеризующиеся чрезвычайно высокой предпринимательской активностью, которая определяется прямой заинтересованностью изобретателей и их компаньонов по венчурному бизнесу в скорейшей коммерческой реализации объектов изобретений, причем с минимальными затратами на их отработку. В темпах освоения изобретений с ними не могут конкурировать ни крупные, ни тем более средние и мелкие промышленные фирмы, которые к тому же в большинстве своем обладают весьма незначительными экспериментальными производствами. Поэтому неудивительно, что большая часть наиболее принципиальных изобретений, например, в области металлургии и автомобилестроения в США, по данным американских специалистов, была разработана не гигантами промышленности (в частности, не в стенах «Юнайтид Стейтс Стил», «Дженерал Моторз» и им подобных фирм), а венчурными фирмами.
Западные инвесторы – создатели рисковых компаний, решившись на реализацию какой-либо идеи, подбирают «команду» из числа известных менеджеров, юристов, ученых, специалистов-практиков и выделяют средства, необходимые для работы компании в течение первых двух-трех лет. В дальнейшем роль инвесторов ограничивается, в основном, оценкой пройденного периода и субсидированием следующих этапов, если имеются промежуточные результаты. Особое внимание уделяется выполнению заранее согласованного бизнес-плана, а соблюдение сроков завершения работ является условием получения дополнительных средств. Характерно, что подобные компании, не имея доступа к традиционным источникам финансирования, получают средства из фондов рискового капитала, вкладов частных компаний, а также капиталовложений пенсионных касс, вклад которых в общем объеме рисковых инвестиций составляет до 40%. Инвесторы планируют получение прибыли за счет продажи приобретенных акций после достижения компанией успеха, когда ее акции станут котироваться на фондовой бирже. Если рисковой компании удалось первой создать новую продукцию, выйти с ней на рынок и, увеличив капитал, стать публичной компанией, бывшие инвесторы немедленно распродают акции и выходят из дела, чтобы включиться, как правило, в новый рисковый бизнес.
Венчурный капитал может быть охарактеризован как источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых обычно на пять лет компаниям, находящимся на ранних этапах своего становления, существующим предприятиям для их расширения и модернизации, а также для финансирования отдельных предприятий, входящих в крупные корпорации или частные фирмы. Чтобы повысить свои шансы на получение требуемых средств, разработчики и предприниматели должны научиться понимать философию и цели венчурного капиталиста, равно как и сам процесс венчурного капитала. Цель фирмы венчурного капитала – обеспечить долгосрочный рост стоимости своего капитала путем предоставления ссуд молодым, быстрорастущим предприятиям или долевого участия в них.
Так как деньги обычно предоставляются на длительный срок (на пять лет и более), очень важно, чтобы между предпринимателем и венчурным капиталистом установилось взаимное доверие и понимание. Не следует устраивать венчурному капиталисту сюрпризов. Ему следует рассказать обо всем: и о плохом, и о хорошем, иначе фирма не сможет нормально расти и развиваться все эти годы. Предприниматель должен иметь возможность обсуждать с венчурным капиталистом все свои проблемы и планы на будущее. При выборе инвестиционных проектов венчурный капиталист применяет три основных критерия. Прежде всего, компания должна иметь сильное руководство. Лица в управленческой компании должны обладать солидным опытом и хорошей подготовкой, они должны быть преданы своему делу, быть хорошими специалистами в своей области, уметь справляться со сложными задачами и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости пойти на изменение первоначальных планов. Венчурный капиталист охотнее вложит свои средства в первоклассную управленческую команду и второразрядный проект, чем наоборот. О том, насколько члены управленческой группы верят в успех своего дела и преданы ему, он будет судить по тому, сколько собственных денег вкладывают они в свою компанию. Причем здесь важна даже не сумма, а то, как эта сумма соотносится с инвестиционными возможностями предпринимателя.
Вторым критерием служат уникальность предлагаемого проекта, его конкурентные преимущества и рыночный потенциал. Уникальность рыночной ниши – обязательное требование, так как новый товар или услуга должны будут выстоять в условиях конкурентной борьбы, а объемы их продаж расти на протяжении пятилетнего периода, на который выдаются деньги. Новизну идеи необходимо убедительно доказать в бизнес-плане. И, наконец, последний критерий – высокая прибыль на вложенный капитал. Минимальная прибыльность, которой должен характеризоваться проект, чтобы быть принятым, зависит от испрашиваемой суммы, от этапа становления предприятия, но обычно венчурный капиталист проявляет интерес только в случае, если прибыль на вложенный капитал обещает составить не менее 40–60%.
В Тверской области имеются все возможности для процветания венчурного бизнеса – большое число изобретателей и изобретений, высокотехнологичная научная и производственная база.
В отношении создания и развития инфраструктуры инновационного бизнеса приоритетным направлением должно стать развитие системы технопарков.
Технопарк является элементом инфраструктуры развития предпринимательства, на базе которого возможно наряду с технологическим развитием формирование любого рода предприятий различных технологических уровней.
Важно отметить, что любого рода производство нуждается в постоянном инновационном процессе, позволяющем оптимизировать производственные затраты наряду с увеличением других показателей эффективности деятельности предприятия. Создание технопарков является одним из наиболее действенных способов организации подобных процессов, а также формирования новых производств разной технологической сложности.
Создание технопарков необходимо осуществлять в комплексе мер, направленных на развитие предпринимательства, создавая другие элементы предпринимательской инфраструктуры, такие как бизнес-центры и инкубаторы, фонды поддержки и лизинговые компании, учено-деловые центры. Такой подход позволит создавать основу для развития мощных производственных кластеров, позволяющих эффективно концентрировать и использовать различные экономические ресурсы.
По мнению большинства респондентов, инновационная деятельность наряду с другими видами предпринимательства нуждается в дополнительных мерах по поддержке со стороны властей и муниципалитетов.
В отличие от других видов предпринимательской деятельности, например, торговли или посредничества, инновационная деятельность должна входить в число приоритетных направлений развития в регионе, так как она является одним из элементов, участвующих в процессе развития производственной и научной сферы.
Одним из основных направлений финансовой поддержки является система льготного налогообложения. В налоговом законодательстве наряду с общими для всех предприятий налоговыми льготами должны разрабатываться специальные льготы малым предприятиям. Особое значение такие меры поддержки имеют для субъектов инновационной деятельности. Эти налоговые льготы могут стать одним из дополнительных источников использования собственных средств предприятий и государственных ресурсов в целях поддержки и развития субъектов малого предпринимательства.
Динамика и качество экономического роста все сильнее зависят от технологических сдвигов в экономике на базе инноваций. Это проявляется в опережающей динамике развития высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, увеличении наукоемкости и инновационной активности всех взаимосвязанных секторов экономики, в том числе традиционных, а также возникновении новых видов экономической деятельности.
Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и техники, в Минпромнауки России проведен отбор и сформирован перечень инновационных проектов, имеющих особо важное государственное значение. Экспертным советом, куда были включены руководящие работники министерств и ведомств, представители крупных предпринимательских структур и ведущие ученые страны, выбраны следующие направления:
информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
космические и авиационные технологии;
новые материалы и химические технологии;
новые транспортные технологи;
перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии;
технологии живых систем;
экология и рациональное природопользование;
энергосберегающие технологии.
Финансовая поддержка со стороны государства будет осуществляться при наличии долевого финансирования со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении «команд» исполнителей, способных далее самостоятельно организовать и вести подобные проекты.
Установка правильного баланса между различными этапами инновационного цикла «идея – технология – производство продукции, имеющей платежный спрос – занятие определенной ниши рынка» даст возможность качественно изменить масштаб реализуемых программ и проектов, сделав их соразмерными задачам, стоящим перед экономикой России.
Государственная инновационная политика способствует созданию и обеспечению эффективного функционирования в России целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу с высокими переделами и большой добавленной стоимостью и на сферу высококвалифицированных услуг, т.е. на экономику, основанную на знаниях, на рост на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и занятие видного места в международной кооперации и разделении труда.
***
В целом необходимо отметить следующее. Сектор малого бизнеса в Тверской области обладает высоким потенциалом. В данном секторе занята значительная часть населения области, наблюдается рост предпринимательской активности и общее улучшение условий для ведения бизнеса. Кроме того, следует отметить выгодное экономико-географическое положение области, близость московского рынка, наличие природных ресурсов.
В целях увеличения возможностей для реализации предпринимательского потенциала в Тверской области следует проводить политику, направленную на:
упрощение доступа МП к финансовым ресурсам;
привлечение инвестиций в регион, в том числе иностранных;
развитие системы субконтрактации;
повышение доступности коммерческой недвижимости для субъектов МП;
разработку системы мер по развитию системы венчурного финансирования;
создание и развитие инфраструктуры инновационного бизнеса;
создание для субъектов инновационного бизнеса «режима экономического благоприятствования».
- Автономная некоммерческая организация информационно-консультационный центр « бизнес-тезаурус»
- Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в тверской области
- Список сокращений
- Ibsn – 978-5-903352-39-5 содержание
- 1. Введение 10
- 2.Развитие малого предпринимательства в Тверской области 12
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области 30
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области 43
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства 51
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения 61
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 95
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства 118
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства 122
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства 131
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях 145
- 12. Рекомендации по результатам исследования 243
- 13. Сведения об организации 352
- 1. Введение
- Развитие малого предпринимательства в Тверской области в 1997–2002 гг. По данным объективной (официальной) статистики
- 2.1. Динамика числа малых предприятий
- 2.2. Отраслевая структура мп
- 2.3. Динамика среднесписочной численности работников малых предприятий
- 2.4. Производство продукции (работ, услуг) на малых предприятиях
- 2.5. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях
- 2.6. Комплексная оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах Центрального федерального округа
- Среднегрупповые значения показателей
- 2.7. Развитие индивидуального предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств. Общая численность субъектов малого предпринимательства
- Численность индивидуальных предпринимателей в регионах цфо
- Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионах цфо
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1. Анализ развития мп в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1.1. Число мп
- 3.1.2. Среднесписочная численность работников, занятых на мп (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)
- 3.1.3. Объем производства продукции (работ, услуг) на мп
- 3.1.4. Объем инвестиций мп в основной капитал
- 3.1.5. Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- Среднегрупповые значения показателей
- Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- 3.2. Отраслевая структура производства продукции (работ, услуг) мп Тверской области в разрезе муниципалитетов
- Отраслевая структура мп Тверской области (на конец 2002 г.)
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области
- 4.1. Основные проблемы на пути развития бизнеса субъектов малого предпринимательства
- 4.2. Нормативно-правовое регулирование
- Оценка уровня законодательства, по позициям, связанным с функционированием малого бизнеса (ранг)*
- Количество респондентов, оценивших уровень законодательства по позициям как плохое (неудовлетворительное), %
- 4.3. Состояние поддержки малого предпринимательства
- Оценка состояния различных видов поддержки (ранги) (первое значение – мнение субъектов малого предпринимательства/второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов-субъектов мп, оценивших состояния различных видов поддержки как неудовлетворительное, %
- Состояние информации о структурах поддержки по видам поддержки (ранг) (первое значение – мнение субъектов мп /второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов, оценивших состояние информации о различных структурах поддержки как неудовлетворительное, %
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства
- 5.1. Общие вопросы устранения административных барьеров
- Сводная оценка сложности отдельных административных процедур
- 5.2. Ситуация с административными барьерами в Тверской области по результатам анкетирования
- 5.3. Работа комиссий по административным барьерам на региональном и муниципальном уровнях
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения
- 6.1. Общий контекст
- 6.2. Общая характеристика нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности
- 6.3. Законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства
- 6.3.1. Областной закон «о господдержке»
- 6.3.2. Программы поддержки малого предпринимательства
- Сравнительная характеристика государственных программ поддержки отдельных субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа
- 6.3.3. Областной закон о зонах экономического благоприятствования
- 6.3.4. Законодательство о советах по развитию предпринимательства
- 6.3.5. Законодательство о межведомственных комиссиях по устранению административных барьеров
- 6.4. Законодательство, регулирующее отношения в сфере недвижимости
- 6.4.1. Аренда нежилых помещений, находящихся в собственности Тверской области
- 6.4.2. Аренда нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности
- 6.4.3. Перевод помещений из жилого фонда в нежилой
- 6.4.4. Прочие актуальные проблемы в сфере недвижимости
- 6.5. Законодательство, регулирующее получение земельных участков для строительства и ведение строительства
- 6.6. Законодательство, регулирующее торговую деятельность и сферу общественного питания
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
- 7.1. Бюджетная поддержка малого предпринимательства
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2000 г.
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2002 г.
- 7.2. Органы власти, ответственные за политику в отношении малого предпринимательства в Тверской области
- 7.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства, действующая на территории Тверской области
- 7.3.1. Обеспеченность Тверской области в целом и отдельных муниципальных образований организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- Обеспеченность муниципальных образований Тверской области организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.3.2. Эффективность деятельности организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.4. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства
- 7.5. Анализ форм самоорганизации малого предпринимательства и взаимодействия предпринимательства и властей
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
- 8.1. Возможности регионов и муниципалитетов в области налогового стимулирования
- 8.2. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 8.3. Изменение ситуации с введением новых специальных режимов налогообложения по результатам опроса
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства
- 9.1. Проблемы в сфере финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса
- 9.2. Банковское кредитование субъектов малого предпринимательства
- 9.3. Микрофинансовые услуги
- 9.4. Лизинг
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства
- 10.1. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области
- 10.1.1. Промышленность
- 10.1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 10.1.3. Туризм
- 10.1.4. Инновационный бизнес
- 10.2. Отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства в Тверской области
- 10.3. Основные направления государственной политики в области реализации потенциала развития малого предпринимательства в отдельных отраслях и секторах экономики Тверской области
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях
- 11.1. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 11.1.1. Абсолютные и относительные показатели развития малого предпринимательства
- Отраслевая структура малых предприятий по количеству предприятий
- Отраслевая структура занятости на малых предприятиях
- Показатели объема произведенной продукции по отраслям экономики
- Поступления основных налоговых платежей и других доходов в бюджет города от субъектов мп за 1999–2002 гг. (тыс.Руб.)
- 11.1.2. Нормативная правовая база г. Твери в сфере регулирования предпринимательской деятельности и практика ее применения88
- 11.1.3. Основные проблемы, с которыми субъекты мп сталкиваются в ходе своей деятельности. Правоприменительная практика в отношении малого предпринимательства
- 11.1.4. Административные барьеры. Опыт работы Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров
- 11.1.5. Анализ фактической ситуации в области поддержки малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.6. Основные выводы по результатам анализа состояния развития малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.7. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Твери
- 11.2. Обоснование выбора муниципальных образований Тверской области для проведения детального исследования92
- Типология муниципальных образований
- 11.3. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.3.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- Обеспеченность г. Вышнего Волочка объектами инфраструктуры развития предпринимательства
- 11.3.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышнего Волочка
- 11.3.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- 11.4. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышневолоцкий район»
- 11.4.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.4.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня99
- 11.4.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- Основные показатели работы за первое полугодие 2003 года
- 11.4.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышневолоцкого района
- 11.4.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.5. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Кашинский район»
- 11.5.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня102
- 11.5.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Кашинского района
- 11.5.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.6. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Лихославльский район»
- 11.6.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня105
- 11.6.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Лихославльского района
- 11.6.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.7. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Рамешковский район»
- 11.7.1. Анализ фактического состояния в области развития малого предпринимательства
- 11.7.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.7.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Рамешковского района
- 11.7.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Рамешковском районе
- 11.8. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Ржев»
- 11.8.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.8.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.8.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.8.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства г. Ржева
- 11.8.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.9. Выводы о ситуации в области развития и поддержки малого предпринимательства в Тверской области на основе анализа отдельных муниципальных образований112
- 11.10. Обобщенные рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях Тверской области
- 12. Рекомендации по результатам исследования
- Приложение 1. Отраслевая структура экономики мп в разрезе муниципальных образований
- Доля ведущих отраслей в валовой выручке мп от реализации продукции (работ, услуг) по муниципальным образованиям Тверской области
- Приложение 2 «Итоги заседаний Областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров116
- Приложение 3. Пошаговые шаблоны основных административных процедур, в которых задействованы субъекты мп
- Приложение 4. Справочные материалы к разделу 9.2. Микрофинансовые услуги
- 4.1. Место микрофинансирования на рынке финансовых услуг
- 4.2. Информация по Сети организаций микрофинансирования женщин России
- Приложение 5. Справочные материалы по разделу 11.1. «Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 5.1. Анализ экономического развития г. Твери
- Основные показатели социально – экономического развития г. Твери за 1 полугодие 2003 г.
- Распределение хозяйствующих субъектов в сфере экономики города по состоянию на 01.01.03 г.
- Перечень основных предприятий
- Видовая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Технологическая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Источники инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- 5.2. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в г. Твери
- 5.3. Результаты опроса, описывающие основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при проведении контрольных мероприятий уполномоченными органами
- 5.4. Структуры содействия развитию бизнеса
- Приложение 6. Справочные материалы к разделам 11.3 – 11.8 Отчета
- 6.1. Вышний Волочек
- Основные предприятия города Вышнего Волочка
- Перечень отдельных показателей, отражающих социально-экономическое развитие города Вышнего Волочка
- Структура доходов и расходов бюджета135 Вышнего Волочка
- Структура доходов бюджета
- 6.2. Вышневолоцкий район
- В общей площади района во всех категориях пользователей начитывается 58394 га сельскохозяйственных угодий, из них
- Распределение земель по видам собственности
- Динамика занятости в 2000-2002г. (тыс. .Чел.)
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Вышневолоцкого района за 2002 год и прогнозные на 2003 г.
- Структура доходов и расходов бюджета Вышневолоцкого района за 2002 год представлена (тыс. Руб., %)
- 6.3. Кашинский район
- Основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию в Кашинском районе за 2000-2002 гг. (тыс. Чел)
- Основные показатели промышленного производства по предприятиям Кашинского района за 2002 г.
- Основные показатели социально-экономического развития Кашинского района за 2002 год и прогнозные на 2003
- Основные предприятия
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год (тыс.Руб., %)
- 6.4. Лихославльский район
- Основные предприятия района
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Лихославльского района за 2002 год и прогнозные на 2003139
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год
- 6.5. Проект по созданию открытого общественного информационного центра деловой и правовой информации Лихлославльского района
- 6.6. Проект по созданию бизнес инкубатора на территории Лихославльского района
- 6.7. Рамешковский район
- Динамика показателей рынка труда района за период 2000-2002 годы
- Сводные показатели социально-экономического развития Рамешковского района
- 6.8. Г. Ржев
- Основные показатели социально-экономического развития г. Ржева
- Структура доходов и расходов бюджета г. Ржева (тыс. Руб, %)
- Налоговые доходы
- 13. Сведения об организации
- Проекты, реализованные в 1999-2007 гг.
- 1. Улучшение институциональных возможностей Министерства в области дерегулирования
- 2. Подготовка практических рекомендаций по снижению административных барьеров
- 3. Развитие рыночной инфраструктуры для создания системы методологической и методической поддержки политики дебюрократизации
- 4. Методология оценки целесообразности применения мер государственного административного регулирования
- 5. Изучение уровня административных барьеров в четырех регионах
- 6. Представление результатов органам власти федерального и регионального уровня, а также бизнес-сообществу