logo
asprmp_TO-doc

Сравнительная характеристика государственных программ поддержки отдельных субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа

№ п/п

Регион

Основные направления поддержки

Сумма средств по направлению

Всего средств на Программу (тыс. руб)

Примечание

1

Тверская область

Развитие кредитно-финансовых

структур области

6680

16100

Программа 2003 – 2005 гг.

Совершенствование инфраструктуры поддержки малого

предпринимательства

4870

2

Белгородская область

Обеспечение развития инфраструктуры малого предпринимательства

4 900

10 000

Программа 2000-2002 г.г.

Льготное кредитование проектов

малого предпринимательства

5 000

3

Воронежская область

Финансирование эффективных предпринимательских проектов

3 865

16 523

Программа 2003 г.

Предоставление займов субъектам малого предпринимательства (микрокредитование)

7 100

4

Ивановская область

Реализация приоритетных направлений

39 000

47 000

Программа 2003-2006 г.г.

Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки МП

4 000

5

Костромская область

Финансово-имущественная поддержка

26 600

33 995

Программа 2003-2005 г.г.

Развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки

4 285

6

Ярославская область

Содействие выставочно-ярмарочной деятельности

1 225

4 737

Программа 2002-2003 г.г.

Развитие обучающего и кадрового обеспечения малого

предпринимательства;

613

7

Московская область

Финансово-кредитная поддержка

малого предпринимательства

116 100

227 000

Программа 2001-2002 гг.

Формирование инфраструктуры

поддержки

47 000

Программа поддержки и развития малого предпринимательства Тверской области, как и многие другие программы, «страдает» от недостаточного финансирования и нецелесообразности в условиях недостатка финансирования распыленности средств по мероприятиям. Разрабатывая программу, необходимо подстраиваться под объемы финансирования, т.е. изучать и развивать менее затратные направления (информационная, консалтинговая поддержка), а к реализации более затратных и адресных направлений (кредитование, финансирование проектов) привлекать соответствующие коммерческие структуры. В настоящее время же средства на развитие поддержки предпринимательства поступают в крайне малых объемах и далеко не систематически, что не может положительно влиять на развитие малого предпринимательства региона.

При этом объем поддержки предпринимательства и ее эффективность не зависит в условиях Тверской области от деятельности Областного фонда поддержки предпринимательства. Данная структура может работать более-менее эффективно только при серьезном финансировании. В настоящее же время ни из федерального, ни из областного бюджетов финансовых ресурсов на развитие данной организации поступить не может. В связи с этим необходимо искать иные рычаги для поддержки предпринимательства на территории области.

Рассмотрим теперь следующие муниципальные программы поддержки: МО «г. Тверь» (2001–2002 гг.), Вышневолоцкого (2003–2004 гг.), Спировского (2003–2004 гг.), Бологовского (2002–2005 гг.) и Бежецкого (2003–2004 гг.) районов. Как уже было отмечено ранее, муниципальные программы поддержки также действуют в Андреапольском (комплекс мер на 2001–2003 гг.), Калининском (2002–2003 гг.), Молоковском (2001–2003 гг.) и Фировском (2001–2004 гг.) районах. Кроме этого на стадии разработки или рассмотрения находятся программы поддержки в МО «г. Кимры», Калязинском, Конаковском и Старицком районах.

Программа поддержки малого предпринимательства в г. Твери на 2001–2002 гг.27, утвержденная решением Тверской городской думы от 26 апреля 2001 г. № 66

Первая Программа поддержки была принята в г. Твери еще в 1998 г. и была рассчитана на 1998–2000 гг. Основываясь на опыте реализации первой программы и с учетом ее результатов была разработана и принята вторая программа поддержки в городе Твери, рассчитанная на 2001–2002 гг. Данная программа была реализована в 2002 г., однако очередная программа до настоящего времени так и не принята, хотя проект новой программы, рассчитанной на 2003–2005 гг. разработан. В проекте новой программы поддержки содержатся следующие основные направления, по которым должна строиться поддержка малого предпринимательства в г. Твери в 2003–2005 гг.

      1. Совершенствованию нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства.

      2. Информационно-методическое, консалтинговое и организационное обеспечение развития малого бизнеса.

      3. Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства.

      4. Устранение административных барьеров.

      5. Повышение социального статуса предпринимателя.

В соответствии с программой поддержки г. Твери на 2001–2002 гг. сумма средств, необходимых для ее реализации, составила 6710 тыс. рублей, в том числе в 2001 году – 2900 тыс. рублей, в 2002 году – 3810 тыс. рублей.

Источники финансирования программы следующие: бюджетные источники – 4510 тыс. рублей, привлеченные средства – 2200 тыс. рублей.

Распределяться эти средства должны были по следующим семи мероприятиям:

Остальные средства распылены по таким направлениям, как ярмарочная деятельность, проведение конкурсов и «круглых столов»; общая сумма затрат по этим направлениям – 650 тыс. рублей.

В рамках перечисленных направлений предполагалось проведение большого числа важных мероприятий, финансирование которых не указывалось в программе, а отчетность об их выполнении отсутствует.

Предполагалось, что реализация данной программы поддержки позволит сформировать целостную систему муниципальной поддержки малого предпринимательства в городе, обеспечивающую:

Не следует глубоко анализировать ситуацию с развитием малого предпринимательства в г. Твери, чтобы заключить, что столь амбициозные результаты программы не были достигнуты за 2001–2002 гг., что можно было предположить заранее: создание муниципальных гарантий на сумму в 1700 тыс. рублей вряд ли способно решить проблему доступа субъектов МП к кредитным ресурсам, предоставление муниципального заказа неспособно обеспечить гарантированный рынок сбыта для подавляющей части субъектов МП. Кроме этого, до настоящего времени в городе не работает гласный порядок предоставления нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, субъектам МП, хотя соответствующие нормативные правовые акты приняты. По всей видимости, следующую программу поддержки следует делать более реальной по исполнению и акцентировать внимание на таких направлениях, как консультирование, информационная и методическая помощь в развитии бизнеса, поскольку на эти направления средств программы будет достаточно, тогда как на организацию эффективной и масштабной кредитно-финансовой поддержки требуется значительно больше средств.

Далее в программе поддержки на 2001–2002 гг. было заявлено, что ее реализация создаст такие условия для развития предпринимательской деятельности (правовые, экономические, организационные), которые позволят достичь:

Данные показатели претендуют на показатели эффективности программы поддержки, однако очевидно, что они таковыми не являются, поскольку программа поддержки не является единственным документом развития экономики региона и города, такие макроэкономические показатели сектора малого предпринимательства не могут быть обеспечены только за счет реализации данной программы, а являются результатом развития экономики области и города в целом как единой системы. В связи с этим при подготовке следующих программ целесообразно четко выделять те показатели и критерии, на которых сказывается реализация этой программы и которые позволят оценить эффективность программы. При существующих объемах финансирования и адресном характере большинства мер программ поддержки эти показатели не могут охватывать весь сектор малого предпринимательства, они обречены также быть «адресными» (количество субъектов МП, получивших ту или иную поддержку, мониторинг данных субъектов, их места на рынке, оценка того, как повлияли предоставленные им услуги на их финансово-экономическое состояние и т.п.).

Программа поддержки малого предпринимательства Вышневолоцкого района на 2003–2004 гг., утвержденная решением Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 26 декабря 2002 г. № 146

На реализацию Программы поддержки малого предпринимательства Вышневолоцкого района в 2003–2004 гг. предполагается направить 380 тыс. рублей, из них в 2003 г. – 195 тыс. рублей, в 2004 г. – 185 тыс. рублей.

Основными направлениями, финансируемыми по программе, являются:

Реализация данной Программы позволит сформировать целостную систему муниципальной поддержки малого предпринимательства в районе, обеспечивающую:

Созданные условия для развития предпринимательской деятельности (правовые, экономические, организационные) позволят достичь:

По сравнению с программой поддержки г. Твери, программа Вышневолоцкого района предусматривает меньший объем финансирования, возможно, по этой причине мероприятия данной программы являются более конкретными и реалистичными и способны предоставить субъектам МП возможность получать определенные услуги в создаваемых организациях инфраструктуры поддержки. Однако если посмотреть на эффект, который должна принести программа, то видно, что он также оторван от содержания и финансового потенциала программы.

Программа поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании «Бологовский район» на период 2002–2005 гг., принятая решением Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» от 5 июня 2002 г. № 113

Бюджет программы на 2002–2005 гг. составил 2454 тыс. рублей, в том числе средства местного бюджета – 1300 тыс. рублей, Центра занятости – 800 тыс. рублей, Фонда поддержки малого предпринимательства – 354 тыс. рублей, а с учетом фактически потраченных на мероприятия средств в 2001 г. – 2580,2 тыс. рублей. Эти средства планируется потратить на три направления:

  1. на развитие производств (местный бюджет);

  2. на выдачу субсидий безработным гражданам на открытие собственного дела (Фонд поддержки);

  3. на выдачу ссуд и кредитов (Центр занятости).

При этом другими направлениями программы, на которые не предусмотрено выделение средств, являются:

Комплекс мер программы может быть признан достаточным на данном этапе исходя из возможностей администрации района, однако реализация программы в целом будет зависеть от выделения бюджетного финансирования и внимания со стороны местной власти. Как следует из отчета о реализации данной программы на начало 2003 г. (решение Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» от 26 февраля 2003 г. № 150), в 2002 г. были осуществлены следующие мероприятия:

Однако привлечение субъектов МП к реформе ЖКХ не осуществлялось, также незначительным было привлечение субъектов МП к выполнению муниципального заказа по поставкам сельскохозяйственной продукции, ссуды безработным гражданам, открывающим собственное дело, не выделялись.

В целом из местного бюджета на программу было выделено 85 тыс. рублей при плане в 100 тыс. рублей, на 2003 г. выделение средств на цели программы не предусмотрено.

Таким образом, можно говорить только о частичной эффективности мероприятий программы, причем тех, на которые не предусматривалось расходование финансовых ресурсов. Есть опасения, что средства на программу в дальнейшем выделяться не будут, что поставит под сомнение достижение заявленных результатов:

Районная целевая программа поддержки развития малого предпринимательства в Спировском районе на 2003–2004 годы, утвержденная решением Собрания депутатов Спировского района от 24 декабря 2002 г. № 157

Финансирование мероприятий программы предполагалось осуществлять за счет бюджетных средств, внебюджетных источников, а также добровольных взносов юридических и физических лиц. Было определено, что в 2003 г. на программу из местного бюджета будет выделено 1080,7 тыс. рублей, а в 2004 г. – 980,7 тыс. рублей, однако в связи с трудным финансовым положением, сложившимся в части формирования доходной части районного бюджета, выделение средств в полном объеме не представляется возможным. Это, естественно, не может не сказаться на эффективности программы.

В соответствии с паспортом районной программы поддержки ее основными направлениями являются:

Основными расходными статьями программы поддержки являются программа финансовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских фермерских хозяйств (1650 тыс. рублей за два года), погашение части банковского процента по кредитам субъектов МП (200 тыс. рублей), создание и деятельность бизнес-инкубатора (100 тыс. рублей). Таким образом, сокращение финансирования, в первую очередь, скажется на самых затратных мероприятиях – кредитно-финансовых.

В целом же для данной программы также характерно стремление охватить как можно больше направлений, в том числе таких, для реализации которых недостаточно одного желания местной власти (оптимизация налогообложения, учета и отчетности субъектов МП, устранение административных барьеров).

Подразумевается, что реализация программы поддержки позволит сформировать целостную систему муниципальной поддержки малого предпринимательства в районе, что невозможно будет сделать при отсутствии бюджетного финансирования.

Программа поддержки малого предпринимательства Бежецкого района на 2003–2004 гг.

Данная программа должна финансироваться за счет средств местного бюджета, Бежецкого районного фонда поддержки малого предпринимательства, средств кредитных организаций и средств грантов.

Как и многие другие программы поддержки, программа, реализуемая в Бежецком районе, имеет целый ряд направлений. Так, за девять месяцев 2003 г. были реализованы следующие мероприятия:

Для успешной реализации заявленных мероприятий программы в Бежецком районе необходимо осуществление четкого бюджетного финансирования, поскольку для многих муниципальных программ (в том числе Спировского и Бологовского районов) характерно уменьшение содержащегося изначально в программе поддержки объема финансовых ресурсов или вообще отказ от финансирования.

В целом проведенные ранее исследования эффективности программ поддержки малого предпринимательства показывают, что подавляющее большинство региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в послекризисный период в большинстве своем реализовались вяло в связи с их сильной ориентацией на Федеральную программу, которая в эти годы не финансировалась. Говорить об их результативности и эффективности не приходится – в большинстве региональных программ вопросы реализации предыдущих программ деликатно замалчиваются. В связи с этим нет уверенности, что указываемые в очередных программах поддержки ожидаемые результаты обоснованы и будут в полной мере достигнуты.

С данными выводами в целом согласны и опрошенные респонденты, из которых лишь единицы считают программный механизм полностью эффективным (рис. 6.3.1). Правда, здесь следует отметить, что большинство респондентов полагают, что в программах, действующих на территории Тверской области, отдельные мероприятия все-таки эффективны, а это – положительная тенденция.

Рис. 6.3.1. Оценка опрошенными экспертами и представителями местных органов власти эффективности различных программ поддержки малого предпринимательства

Таким образом, действующий до настоящего времени механизм государственной поддержки малого предпринимательства через разработку и реализацию региональных программ поддержки малого предпринимательства по большому счету себя не оправдал.

Сказанное, по нашему мнению, в большинстве своем относится и к Тверской области. В связи с этим целесообразно рекомендовать разрабатывать более реалистичные по исполнению программы поддержки, сосредотачиваясь на нескольких актуальных направлениях, которые могут быть реализованы в условиях существующего финансирования, а также разрабатывать среднесрочные концепции развития малого бизнеса на территории области и отдельных муниципальных образований, направленные на создание и обеспечение общих благоприятных внешних условий для развития малого бизнеса. При этом программные документы в той или иной степени должны быть разработаны всеми муниципальными образованиями. В программах необходимо устанавливать критерии эффективности, которые бы относились именно к мероприятиям программы, а не ко всему направлению социально-экономического развития территории. По завершении программ следует оценивать эффективность тех или иных направлений по установленным для них критериям эффективности. Кроме этого, следует внимательно следить за исполнением бюджета программ и закладывать в программы те направления, которые изначально финансово обеспечены.