logo
asprmp_TO-doc

7.4. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства

Перечень мероприятий по поддержке малого предпринимательства, определенный законодательством, в целом одинаков для большинства субъектов Российской Федерации, которые в пределах существующего финансирования стараются их реализовать в той или иной мере. Эффективность большинства мероприятий зависит от объема бюджетного финансирования и качества работ инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Как уже было отмечено выше, в программах поддержки малого предпринимательства, и областных, и муниципальных, содержится достаточно много разноплановых мероприятий по поддержке, в результате чего на реализацию всех на высоком уровне не хватает имеющихся ресурсов. Следовательно, охват мерами поддержки предпринимательского сообщества остается крайне незначительным. Рассмотрим отдельные направления поддержки малого предпринимательства. На мероприятиях по поддержке предпринимательства, осуществляемых в г. Твери, в данном разделе мы останавливаться не будем, они подробно рассмотрены в разделе 11.1.5.

1. Мероприятия по финансово-кредитной поддержке в полном объеме не выполнялись ни на уровне области, ни на уровне муниципальных образований.

2. Обучение субъектов МП, повышение их квалификации происходит без участия областных и муниципальных властей. В этой сфере действует достаточно много организаций, а представители некоторых утверждают, что интерес предпринимателей к обучению и повышению квалификации достаточно высок. Следует отметить высокий уровень развития инфраструктуры обучения в Тверской области, главным образом в Твери, тем самым у предпринимателей не должно возникать проблем с поиском соответствующих организаций. Перечень услуг, которые данные организации предоставляют субъектам МП, также достаточно широк. Представляется, что эта сфера не является самой проблемной для предпринимателей.

3. Субъекты МП в некоторых муниципальных образованиях имеют право на получение муниципальных помещений в аренду по льготным ставкам. В частности, соответствующее положение действует в Твери. Однако выяснить масштаб использования данного вида поддержки не удалось, некоторые респонденты утверждали, что это положение на практике не действует. Учитывая последние веяния политики администрации г. Твери в имущественной сфере, можно предположить, что механизм поддержки субъектов МП за счет предоставления льгот в дальнейшем использоваться не будет.

4. Отдельным субъектам МП предоставлялась поддержка при их участии в выставках, ярмарках, в том числе возмещение части затрат по участию. Однако эти мероприятия проводились нерегулярно и охвачены этими мерами были единицы субъектов МП. Эксперты говорили о достаточно высокой отдаче для участвовавших субъектов МП.

5. В некоторых муниципальных образованиях в качестве направления поддержки предпринимательства рассматривают предоставление субъектам МП недвижимого имущества в аренду на конкурсной основе. Это направление представляется весьма важным, однако его нецелесообразно относить к мероприятиям по поддержке предпринимательства, поскольку передача недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в пользование должна в большинстве случаев проходить на конкурсной основе.

6. Были предприняты отдельные попытки по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения. В частности, в Бологовском районе предполагалось субсидировать безработных граждан на открытие собственного дела, однако деньги на эти мероприятия не были выделены.

7. Мероприятия по передаче субъектам МП результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ не проводились.

8. Более-менее неплохо обстоит ситуация с консалтинговыми мероприятиями, этот сегмент поддержки развит в наибольшей степени, хотя и не повсеместно. При желании консультации по разным вопросам можно получить в нескольких организациях инфраструктуры поддержки, в том числе и в органах власти. Однако в большинстве случаев отсутствует системный подход к консалтингу, и не все вопросы могут быть решены бесплатно или на льготных условиях. В связи с этим представляется целесообразным ориентировать инфраструктуру поддержки на оказание консультационных услуг субъектам МП.

9. Отдельно следует остановиться на информационной поддержке субъектов МП, как самых массовых и в связи с этим потенциально самых эффективных (с точки зрения отдачи вложенных ресурсов) видов поддержки.

В настоящее время информационная поддержка не имеет повсеместного массового распространения. Более того, предприниматели зачастую не имеют доступа к самой необходимой информации, включая нормативные правовые акты. Информация распространяется в основном через прессу, не используется интернет-ресурс. Вместе с тем представляется, что на сети Интернет необходимо сделать ставку при осуществлении мероприятий информационной поддержки. В настоящее же время сайт администрации реально не выполняет свою информационную функцию, не предоставляет действительно полезную информацию для граждан и бизнеса, сайтов у большинства администраций МО вообще нет. Что касается субъектов малого предпринимательства, то для них практическая применимость информации, размещаемой на официальных ресурсах органов государственной власти регионального и муниципального уровня, и вовсе очень низка. Кроме того, отсутствие региональных государственных ресурсов, специализирующихся на информировании бизнеса, обуславливает необходимость выискивания нужной информации среди большого объема слабо структурированной общей информации.

В дальнейшем следует предусмотреть возможность разработки типовых информационных блоков, содержащих информацию, необходимую для субъектов МП, в целях их размещения на официальных интернет-ресурсах органов государственной и муниципальной власти.

Такой информационный блок должен содержать:

Кроме этого, исключительно важно взаимодействовать с федеральным уровнем власти в рамках реализации проекта ФЦП «Электронная Россия ”Правительственный портал малого бизнеса”».

Таким образом, за редким исключением, мероприятия по поддержке малого предпринимательства в Тверской области не осуществлялись, а в реализации существующих мероприятий отсутствует системный подход, обусловленный невысоким уровнем развития инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Тем самым систему мероприятий можно выстраивать «с нуля», сосредоточив основные усилия на нескольких принципиально беспроигрышных направлениях с максимальным охватом предпринимателей.