11.4.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
По данным администрации Вышневолоцкого района97, количество действующих малых предприятий на конец 2002 г. составило 80 единиц, в том числе в промышленности – 7, строительстве – 8, розничной и оптовой торговле, общественном питании – 27, прочие –38 единиц98.
Рис. 11.4.1. Отраслевая структура МП Вышневолоцкого района
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) на 01.01.2003г. составила 704 человека. В промышленности было занято 114 человек, строительстве –118 человек, розничной и оптовой торговле, общественном питании – 177 человек, в других отраслях – 295 человек.
Среднесписочная численность внешних совместителей по малым предприятиям составила 400 человек, в том числе в строительстве 100 человек (25%), розничной и оптовой торговле, общественном питании – 200 человек (50%), на прочие отрасли – 100 человек, или 25%.
Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями без учета НДС и акциза по всем видам деятельности за 2002 г. составил 50 375 тыс. руб. ( данный показатель по сравнению с 2001 годом не изменился). В отраслевом разрезе первое место занимает сфера розничной и оптовой торговли, общественного питания – 31 664,4 руб. (135% к 2001 г.), далее следует раздел «прочие» – 9644,6 тыс. руб., промышленность – 7572 тыс. руб. (увеличение в 2,8 раза к 2001 г.), строительство – 1494 тыс. руб. (11% от соответствующего показателя 2001 г.).
Рис. 11.4.2. Выпуск товаров и услуг МП Вышневолоцкого района по отраслям экономики
Данные об объеме инвестиций малых предприятий отсутствуют.
Объем налоговых поступлений от малых предприятий в 2002г. составил 1293 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет – 206 тыс. руб., областной бюджет –372 тыс. руб., местный бюджет – 715 тыс. руб.
Рис. 11.4.3. Объем налоговых поступлений от МП в бюджеты всех уровней
Далее приведем краткую информацию о секторе ПБОЮЛ.
По данным на конец 01.01.2003 г., на территории Вышневолоцкого района было зарегистрировано 570 ПБОЮЛ. В отраслевом разрезе 420 человек приходилось на сферу оптовой и розничной торговли, общественного питания, три – на строительство, 139 – на прочие отрасли, сфера промышленности не представлена ни одним ПБОЮЛ. Объем выпуска ПБОЮЛ товаров и услуг (без учета НДС и акциза) в 2002 г. составил 11 518 тыс. руб. (119% к 2001 г.), в том числе по отраслям: строительство – 50 тыс. руб., розничная и оптовая торговля и общественное питание – 10 500 тыс. руб., прочие виды деятельности – 968 тыс. руб.
Данные об объеме инвестиций ПБОЮЛ отсутствуют.
От ПБОЮЛ Вышневолоцкого района в 2002 г. поступило в бюджеты всех уровней 704 тыс. руб., в том числе в федеральный – 282 тыс. руб. (40,06%), областной - 105 тыс. руб. (14,91%), местный бюджет – 317 тыс. руб. (45,03%).
По оценочным показателям администрации Вышневолоцкого района, количество малых предприятий к концу 2003 г. составит 70 единиц (87,5% к 2002 г.). Это связано с перерегистрацией юридических лиц и ПБОЮЛ, а также исключением из реестра МО малых предприятий, не осуществляющих деятельность. Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями в 2003 г. должен составить 53 120 тыс. руб. (105,6% к 2002 г.), с постепенным увеличением к 2006 г. до 64 825 тыс. руб. (128,7% к 2002 г.). К концу 2003 г. объем налоговых поступлений от малых предприятий в бюджеты всех уровней снизится на 38,2% и составит 800 тыс. руб. В части деятельности ПБОЮЛ прогнозируется поступательное увеличение таких показателей, как количество (к концу 2003 г. на 102,75% к 2002 г.), объем выпуска товаров и услуг (в 2003 г. 108% к 2002 г., а к 2006 на 131,89% к 2002 г.) с преобладанием доли предприятий торговли и общественного питания. Объем налоговых поступлений от ПБОЮЛ в бюджеты всех уровней уже к концу 2003 г. снизится на 58,8% (290 тыс.руб.). Причем такая же ситуация прогнозируется на период до 2006 г. Это связано с резким уменьшением норматива отчислений по единому налогу на вмененный доход для сельских районов.
***
Показатели деятельности малых предприятий за 1996–2001 гг. свидетельствуют о том, что число их растет, но критической массы, которая может стать естественным регулятором экономики, еще не достигло. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) является более привлекательной, чем производственная.
В силу нестабильности положения в экономике и законодательстве значительная часть малых предприятий перепрофилировали свою деятельность и занялись торговым обслуживанием или используют торговлю как дополнительный финансовый источник для своей производственной деятельности. Следует отметить, что отраслевые изменения произошли за 1999–2000 гг. Еще в 1998 г. удельный вес продукции, выпускаемой предприятиями промышленности, в общем объеме реализованной продукции занимал 27%, работ и услуг строительных организаций – также 27%, реализация продукции предприятиями торговли – всего 7%.
В настоящее время в отраслевой структуре малого предпринимательства преобладающее значение имеет сфера торговли и общественного питания, а также сфера обслуживания и оказания платных услуг.
Сфера малого бизнеса имеет для экономики Вышневолоцкого района существенное значение. В данной сфере занято 15,5% экономически активного населения района, в.т.ч. в промышленности – 2%, сельском хозяйстве – 3%, строительстве – 1%, торговле и общественном питании – 7%, в других отраслях – 2%. Вклад малого бизнеса в общий объем выпуска продукции района составляет 13%, а в общий объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней – 11%.
- Автономная некоммерческая организация информационно-консультационный центр « бизнес-тезаурус»
- Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в тверской области
- Список сокращений
- Ibsn – 978-5-903352-39-5 содержание
- 1. Введение 10
- 2.Развитие малого предпринимательства в Тверской области 12
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области 30
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области 43
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства 51
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения 61
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 95
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства 118
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства 122
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства 131
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях 145
- 12. Рекомендации по результатам исследования 243
- 13. Сведения об организации 352
- 1. Введение
- Развитие малого предпринимательства в Тверской области в 1997–2002 гг. По данным объективной (официальной) статистики
- 2.1. Динамика числа малых предприятий
- 2.2. Отраслевая структура мп
- 2.3. Динамика среднесписочной численности работников малых предприятий
- 2.4. Производство продукции (работ, услуг) на малых предприятиях
- 2.5. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях
- 2.6. Комплексная оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах Центрального федерального округа
- Среднегрупповые значения показателей
- 2.7. Развитие индивидуального предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств. Общая численность субъектов малого предпринимательства
- Численность индивидуальных предпринимателей в регионах цфо
- Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионах цфо
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1. Анализ развития мп в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1.1. Число мп
- 3.1.2. Среднесписочная численность работников, занятых на мп (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)
- 3.1.3. Объем производства продукции (работ, услуг) на мп
- 3.1.4. Объем инвестиций мп в основной капитал
- 3.1.5. Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- Среднегрупповые значения показателей
- Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- 3.2. Отраслевая структура производства продукции (работ, услуг) мп Тверской области в разрезе муниципалитетов
- Отраслевая структура мп Тверской области (на конец 2002 г.)
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области
- 4.1. Основные проблемы на пути развития бизнеса субъектов малого предпринимательства
- 4.2. Нормативно-правовое регулирование
- Оценка уровня законодательства, по позициям, связанным с функционированием малого бизнеса (ранг)*
- Количество респондентов, оценивших уровень законодательства по позициям как плохое (неудовлетворительное), %
- 4.3. Состояние поддержки малого предпринимательства
- Оценка состояния различных видов поддержки (ранги) (первое значение – мнение субъектов малого предпринимательства/второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов-субъектов мп, оценивших состояния различных видов поддержки как неудовлетворительное, %
- Состояние информации о структурах поддержки по видам поддержки (ранг) (первое значение – мнение субъектов мп /второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов, оценивших состояние информации о различных структурах поддержки как неудовлетворительное, %
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства
- 5.1. Общие вопросы устранения административных барьеров
- Сводная оценка сложности отдельных административных процедур
- 5.2. Ситуация с административными барьерами в Тверской области по результатам анкетирования
- 5.3. Работа комиссий по административным барьерам на региональном и муниципальном уровнях
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения
- 6.1. Общий контекст
- 6.2. Общая характеристика нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности
- 6.3. Законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства
- 6.3.1. Областной закон «о господдержке»
- 6.3.2. Программы поддержки малого предпринимательства
- Сравнительная характеристика государственных программ поддержки отдельных субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа
- 6.3.3. Областной закон о зонах экономического благоприятствования
- 6.3.4. Законодательство о советах по развитию предпринимательства
- 6.3.5. Законодательство о межведомственных комиссиях по устранению административных барьеров
- 6.4. Законодательство, регулирующее отношения в сфере недвижимости
- 6.4.1. Аренда нежилых помещений, находящихся в собственности Тверской области
- 6.4.2. Аренда нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности
- 6.4.3. Перевод помещений из жилого фонда в нежилой
- 6.4.4. Прочие актуальные проблемы в сфере недвижимости
- 6.5. Законодательство, регулирующее получение земельных участков для строительства и ведение строительства
- 6.6. Законодательство, регулирующее торговую деятельность и сферу общественного питания
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
- 7.1. Бюджетная поддержка малого предпринимательства
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2000 г.
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2002 г.
- 7.2. Органы власти, ответственные за политику в отношении малого предпринимательства в Тверской области
- 7.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства, действующая на территории Тверской области
- 7.3.1. Обеспеченность Тверской области в целом и отдельных муниципальных образований организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- Обеспеченность муниципальных образований Тверской области организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.3.2. Эффективность деятельности организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.4. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства
- 7.5. Анализ форм самоорганизации малого предпринимательства и взаимодействия предпринимательства и властей
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
- 8.1. Возможности регионов и муниципалитетов в области налогового стимулирования
- 8.2. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 8.3. Изменение ситуации с введением новых специальных режимов налогообложения по результатам опроса
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства
- 9.1. Проблемы в сфере финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса
- 9.2. Банковское кредитование субъектов малого предпринимательства
- 9.3. Микрофинансовые услуги
- 9.4. Лизинг
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства
- 10.1. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области
- 10.1.1. Промышленность
- 10.1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 10.1.3. Туризм
- 10.1.4. Инновационный бизнес
- 10.2. Отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства в Тверской области
- 10.3. Основные направления государственной политики в области реализации потенциала развития малого предпринимательства в отдельных отраслях и секторах экономики Тверской области
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях
- 11.1. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 11.1.1. Абсолютные и относительные показатели развития малого предпринимательства
- Отраслевая структура малых предприятий по количеству предприятий
- Отраслевая структура занятости на малых предприятиях
- Показатели объема произведенной продукции по отраслям экономики
- Поступления основных налоговых платежей и других доходов в бюджет города от субъектов мп за 1999–2002 гг. (тыс.Руб.)
- 11.1.2. Нормативная правовая база г. Твери в сфере регулирования предпринимательской деятельности и практика ее применения88
- 11.1.3. Основные проблемы, с которыми субъекты мп сталкиваются в ходе своей деятельности. Правоприменительная практика в отношении малого предпринимательства
- 11.1.4. Административные барьеры. Опыт работы Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров
- 11.1.5. Анализ фактической ситуации в области поддержки малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.6. Основные выводы по результатам анализа состояния развития малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.7. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Твери
- 11.2. Обоснование выбора муниципальных образований Тверской области для проведения детального исследования92
- Типология муниципальных образований
- 11.3. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.3.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- Обеспеченность г. Вышнего Волочка объектами инфраструктуры развития предпринимательства
- 11.3.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышнего Волочка
- 11.3.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- 11.4. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышневолоцкий район»
- 11.4.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.4.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня99
- 11.4.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- Основные показатели работы за первое полугодие 2003 года
- 11.4.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышневолоцкого района
- 11.4.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.5. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Кашинский район»
- 11.5.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня102
- 11.5.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Кашинского района
- 11.5.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.6. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Лихославльский район»
- 11.6.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня105
- 11.6.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Лихославльского района
- 11.6.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.7. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Рамешковский район»
- 11.7.1. Анализ фактического состояния в области развития малого предпринимательства
- 11.7.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.7.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Рамешковского района
- 11.7.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Рамешковском районе
- 11.8. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Ржев»
- 11.8.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.8.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.8.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.8.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства г. Ржева
- 11.8.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.9. Выводы о ситуации в области развития и поддержки малого предпринимательства в Тверской области на основе анализа отдельных муниципальных образований112
- 11.10. Обобщенные рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях Тверской области
- 12. Рекомендации по результатам исследования
- Приложение 1. Отраслевая структура экономики мп в разрезе муниципальных образований
- Доля ведущих отраслей в валовой выручке мп от реализации продукции (работ, услуг) по муниципальным образованиям Тверской области
- Приложение 2 «Итоги заседаний Областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров116
- Приложение 3. Пошаговые шаблоны основных административных процедур, в которых задействованы субъекты мп
- Приложение 4. Справочные материалы к разделу 9.2. Микрофинансовые услуги
- 4.1. Место микрофинансирования на рынке финансовых услуг
- 4.2. Информация по Сети организаций микрофинансирования женщин России
- Приложение 5. Справочные материалы по разделу 11.1. «Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 5.1. Анализ экономического развития г. Твери
- Основные показатели социально – экономического развития г. Твери за 1 полугодие 2003 г.
- Распределение хозяйствующих субъектов в сфере экономики города по состоянию на 01.01.03 г.
- Перечень основных предприятий
- Видовая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Технологическая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Источники инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- 5.2. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в г. Твери
- 5.3. Результаты опроса, описывающие основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при проведении контрольных мероприятий уполномоченными органами
- 5.4. Структуры содействия развитию бизнеса
- Приложение 6. Справочные материалы к разделам 11.3 – 11.8 Отчета
- 6.1. Вышний Волочек
- Основные предприятия города Вышнего Волочка
- Перечень отдельных показателей, отражающих социально-экономическое развитие города Вышнего Волочка
- Структура доходов и расходов бюджета135 Вышнего Волочка
- Структура доходов бюджета
- 6.2. Вышневолоцкий район
- В общей площади района во всех категориях пользователей начитывается 58394 га сельскохозяйственных угодий, из них
- Распределение земель по видам собственности
- Динамика занятости в 2000-2002г. (тыс. .Чел.)
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Вышневолоцкого района за 2002 год и прогнозные на 2003 г.
- Структура доходов и расходов бюджета Вышневолоцкого района за 2002 год представлена (тыс. Руб., %)
- 6.3. Кашинский район
- Основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию в Кашинском районе за 2000-2002 гг. (тыс. Чел)
- Основные показатели промышленного производства по предприятиям Кашинского района за 2002 г.
- Основные показатели социально-экономического развития Кашинского района за 2002 год и прогнозные на 2003
- Основные предприятия
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год (тыс.Руб., %)
- 6.4. Лихославльский район
- Основные предприятия района
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Лихославльского района за 2002 год и прогнозные на 2003139
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год
- 6.5. Проект по созданию открытого общественного информационного центра деловой и правовой информации Лихлославльского района
- 6.6. Проект по созданию бизнес инкубатора на территории Лихославльского района
- 6.7. Рамешковский район
- Динамика показателей рынка труда района за период 2000-2002 годы
- Сводные показатели социально-экономического развития Рамешковского района
- 6.8. Г. Ржев
- Основные показатели социально-экономического развития г. Ржева
- Структура доходов и расходов бюджета г. Ржева (тыс. Руб, %)
- Налоговые доходы
- 13. Сведения об организации
- Проекты, реализованные в 1999-2007 гг.
- 1. Улучшение институциональных возможностей Министерства в области дерегулирования
- 2. Подготовка практических рекомендаций по снижению административных барьеров
- 3. Развитие рыночной инфраструктуры для создания системы методологической и методической поддержки политики дебюрократизации
- 4. Методология оценки целесообразности применения мер государственного административного регулирования
- 5. Изучение уровня административных барьеров в четырех регионах
- 6. Представление результатов органам власти федерального и регионального уровня, а также бизнес-сообществу