11.1.3. Основные проблемы, с которыми субъекты мп сталкиваются в ходе своей деятельности. Правоприменительная практика в отношении малого предпринимательства
Приведем проблемные зоны предпринимательства по результатам одного из опросов, проведенного с участием Международной программы «Микрозайм»90.
В последнее время малый бизнес (МБ) отнюдь не страдает от отсутствия внимания к своим проблемам. Между тем сами представители МБ особо добрых чувств к инициативам власти не питают. Тем более что самой актуальной проблемой (будем считать это зоной №1) остаются налогообложение и отчетность.
Несмотря на многочисленные уверения правительства о грядущем уменьшении налогового бремени, об упрощении процедуры отчетности и сокращения количества документов предприниматели единодушны во мнении, что новые законы только ухудшают и без того имеющую много недостатков систему налогообложения и учета.
Одни из причин, которые называют предприниматели, выглядят таким образом:
Сегодня изучение реальных расходов предприятия или предпринимателя крайне затруднительно, так, например, взятку не проведешь по балансу и не оформишь документами.
Предприниматели считают, что законы должны быть простыми и понятными для любого человека. Наши же законы не поддаются никакому осмыслению. Их запутанность, неоднозначность стала притчей во языцех для специалистов, что же говорить о простых людях, которым работать надо? Нанимать специалистов: юриста, бухгалтера, специалиста по налогообложению, адвоката. Одна проблема – доходов не хватит на содержание такого штата.
Конечно же, нельзя не учитывать мнение тех, кто занимается изучением проблем и процессов, происходящих в предпринимательстве – «Предприниматели демонстрируют полное неуважение к законам». Но сами предприниматели испытывают острое желание, чтобы законы не менялись хотя бы в течение пяти лет.
Государство в силу своего недоверия к бизнесу, унаследованного от советской власти, постоянно меняет конфигурацию правового поля, в котором он вынужден действовать. Правила игры менялись с катастрофической быстротой, к ним невозможно было раз и навсегда приспособиться, и предприниматели предпочитали, и до сих пор предпочитают находиться в тени или полутени, что вызывает ответное недоверие государства, и так по кругу.
Очень распространено среди предпринимателей мнение, что ни МНС, ни Минфин не понимают, что такое МБ, и ни одно ведомство не хочет делать ничего для того, чтобы эта сфера развивалась. Это мнение подтверждает Госкомстат, который первый раз с начала экономических реформ в 2000 г. провел сплошное исследование малых предприятий. Главный и достаточно сенсационный вывод обследования заключается в том, что МБ в России эффективнее крупного, и одна из причин таких экономических успехов в том, что мелкий бизнес лишен реальной государственной поддержки и действует в условиях гораздо более жесткой конкуренции. Среди мелких предпринимателей неэффективные не выживают: недаром пятая часть всех существующих малых предприятий находится на стадии ликвидации.
Ко второй проблемной зоне предпринимательства можно отнести очень слабо развитую систему финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.
Полное отсутствие доверия к кому бы то ни было. Главный вопрос: «Как может существовать такое общество, где люди до такой степени не верят ни государству, ни церкви, ни прессе, ни бизнесменам, ни политикам, ни друг другу?» В атмосфере взаимного недоверия не могут развиваться финансово-кредитные отношения. Необходима цивилизация общества, цивилизация предпринимательства.
На третьем месте среди наиболее выраженных проблем предприниматели называют постоянный и недобросовестный контроль проверяющих органов и постоянное давление с их стороны. (Это несмотря на то, что Президент в ежегодном послании Федеральному собранию выразил возмущение неоправданным административным давлением на бизнес со стороны надзорных органов и инспекций. «Издержки от такого надзора очень велики, а порой абсолютно бессмысленны».)
И еще один вывод, который необходимо сделать. В исследованиях особенно явно прослеживается неоднородность малого бизнеса. Особенно сложное положение у той категории МБ, которую по формальным признакам и к предпринимательству отнести сложно, хотя в нашей стране и сейчас четкого представления о критериях отнесения предпринимателя к малому бизнесу нет. Ограничения по выручке и по количеству работающих всерьез принимать нельзя. Очень точно выражает состояние этой категории предпринимателей не так давно появившееся определение – вынужденное предпринимательство. Это та категория предпринимателей, у которых социальная компонента просматривается особо выпукло. Это люди, которых наше государство когда-то «выбросило» из жизни, оставив их без работы и средств к существованию. К чести этих людей они не потерялись в новой системе, смогли в нее встроиться, использовав те сбережения, которые были в семье, и на свой страх и риск стали заниматься деятельностью, о которой еще недавно не имели никакого представления. Многие из них имеют высшее образование.
Чаще всего это женщины, в одиночку воспитывающие детей, на их иждивении находятся старенькие родители, многие из них – переселенцы; либо мужчины, на попечении которых находится вся семья. Эта категория требует особого отношения, т.к. в этом случае доход от предпринимательской деятельности слишком мал, чтобы рассматривать его как налогооблагаемую прибыль, при этом все члены семьи чаще всего совместно работают, и потеряв этот доход, вся семья окажется без средств для существования. Как указывают предприниматели практически в каждом опросе, необходимо кардинально изменить подходы к налоговой политике в отношении всего малого предпринимательства, сделать налоговую систему эффективной. Она должна быть регулятором экономики, а она в настоящий момент является фискальной и функцию регулирования не выполняет. Так как у малого бизнеса слишком велика социальная компонента, то фискальный подход к нему является неэффективным.
Кроме того, что действующая система налогообложения носит фискальный характер, она направлена на исполнение бюджетов путем максимального изъятия средств предприятий и предпринимателей, которые невольно становятся заложниками межбюджетных отношений. Недовольство предпринимателей вызывает не только количество уплачиваемых налогов, сборов и размеры их ставок, но и частые изменения в налоговом законодательстве, сложность изложения инструктивного материала, острая нехватка методических пособий и рекомендаций.
В сложившейся ситуации для предпринимателей наиболее сложным представляется не только соблюдение норм часто меняющегося законодательства, но и контроль, и надзор со стороны государственных органов за соблюдением всевозможных норм и правил. Среди множества проблем, которые испытывают предприниматели в своей работе, для города Твери эта проблема стала на первое место. Многочисленные устные и письменные обращения предпринимателей в Городской фонд поддержки малого предпринимательства, в отдел малого предпринимательства администрации города в конце 1999 г. и в 2000 г. на действия проверяющих, на предвзятый подход при проведении проверок, несправедливые штрафы и т.д. стали серьезным поводом и началом работы структур поддержки малого предпринимательства, администрации города по минимизации административных барьеров.
В целях выявления основных проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, в Твери в течение 2000–2002 гг. был проведен ряд социологических исследований. Одно из первых (сентябрь 2000 г.) было направлено на изучение проблем во взаимоотношениях предпринимателей и власти, а также оценку общей ситуации, в которой развивается малый бизнес. Было опрошено 180 владельцев фирм и компаний из девяти сфер деятельности. По данным опроса, 42,7% предпринимателей оценили сложившиеся в Твери условия для развития предпринимательства как удовлетворительные, но практически такое же количество (38,8%) считают их плохими, не способствующими развитию малого бизнеса. И только 6% оценивают условия как вполне приемлемые (из них только четыре человека занимаются предпринимательством около пяти лет). Негативные оценки выставили в основном предприниматели со стажем более шести лет (50% недовольных).
Основные проблемы, сдерживающие развитие бизнеса, по мнению предпринимателей, касаются:
высоких ставок налогов, несовершенства системы налогообложения, громоздких учета и отчетности предприятия (выделяют 58,3% опрошенных);
несовершенства законов, в том числе и местных, сдерживающих развитие предпринимательства (54,4%);
многочисленных препятствий, огромного количества требований, в том числе предоставления большого количества справок и документов при получении разрешения на те или иные виды деятельности (72,8%);
«непрозрачность» (нечеткость) требований со стороны контролирующих организаций (35,5% опрошенных). По мнению предпринимателей, это создает благоприятную почву для избирательности отношения и коррупции, при этом 52,2% предпринимателей сталкивались с такой «избирательностью» в органах власти и контролирующих структурах, при этом главной причиной считают личный материальный интерес чиновников91.
При этом среди опрошенных 35% отмечают отсутствие реальной поддержки предпринимательства со стороны власти (администрации города), но подразумевают с ее стороны в основном финансовую помощь.
Основной причиной появления административных барьеров в развитии предпринимательства явились, в том числе, противоречия в действующем законодательстве Российской Федерации, огромное количество подзаконных актов и нормативных документов различных органов государственного регулирования предпринимательской деятельности, множество контролирующих и разрешающих структур, а главное – межведомственная несогласованность требований контролирующих органов, дублирование функций. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. №730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности является основной задачей органов государственной власти при проведении государственной политики развития предпринимательства.
Следствием начала процесса устранения административных препятствий на пути развития малого бизнеса в городе Твери стало проведение ряда мероприятий, первые из которых прошли в «Дни малого бизнеса в Твери – 2000». Это: конференция «Содействие развитию предпринимательства на муниципальном уровне», семинары-консультации Государственной инспекции труда по Тверской области, Управления экологической экспертизы по Тверской области, Комитета потребительского рынка и услуг населению администрации города, «Дни открытых дверей» в администрациях районов города, «круглый стол» «Ассоциации и объединения предпринимателей: возможности и перспективы. Взаимодействие с властью». Впервые в рамках Дней была проведена встреча предпринимателей города с руководителями всех государственных органов, осуществляющих контроль на территории города Твери. Понимая, что полномочия муниципального уровня в снижении административных барьеров, которые возникают не на городском уровне, практически отсутствуют или минимальные, и различные действия, предложения или инициативы города (администрации, предпринимательских структур) могут носить лишь рекомендательный характер, первым шагом в данной работе стало выстраивание взаимоотношений, поиск взаимопонимания с органами государственного контроля и надзора, которые никоим образом не подчиняются городской власти.
Главной целью деловой программы Дней малого бизнеса стала выработка подходов к преодолению административных барьеров, взаимопониманию на пути решения предпринимательских проблем.
24 ноября 2000 г. состоялось совещание при главе города руководителей государственных и муниципальных органов, осуществляющих разрешительные и контролирующие функции на территории города Твери. Решением совещания принято предложение ТГФПМП и общественных объединений предпринимателей о введении «Журнала проверок» в работу субъектов предпринимательской деятельности, согласованы форма и содержание Журнала, рекомендовано его применение. Протокол совещания (фактически протокол согласования) был подписан практически всеми руководителями контролирующих органов, что и определило обязательность регистрации в Журнале факта посещения предприятия с целью проверки.
Журнал издан типографским способом и его распространение осуществляется с конца января 2001 г. В адрес 35 контролирующих органов (всего их 42 по Тверскому региону) администрацией города и городским фондом поддержки малого предпринимательства были направлены экземпляры Журнала и письма с просьбой сообщить о предпринятых в соответствии с постановлением главы города мерах внутри ведомства по введению и применению Журнала. В связи с недостаточной информированностью предпринимателей об основных требованиях к ведению бизнеса, изменениях в законодательстве в адрес руководителей было высказано предложение о рассмотрении возможности участия соответствующих организаций в проведении семинаров-консультаций для предпринимателей.
Введение Журнала на территории города осуществлялось, как указывалось выше, до принятия Федерального закона №134-ФЗ, несмотря на подписанное соглашение с руководителями контролирующих органов о данной мере, в целом понимания ситуации с контролем и проблем предпринимателей со стороны проверяющих, введение Журнала в Твери сопровождалось проявлением определенных перекосов (крайностей). С одной стороны, категорический отказ (на основании незаконности, по их утверждению, а скорее от недопонимания целей и задач Журнала…) представителями практически всех правоохранительных органов признать Журнал и делать в нем какие-либо отметки о посещении предприятия (муниципальная милиция, налоговая полиция на тот период времени, участковые инспектора). С другой стороны, Центр стандартизации ввел в перечень необходимых документов, представляемых в органы сертификации при оформлении сертификата услуг розничной торговли, обязательное наличие Журнала проверок на предприятии. Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о разнице в подходах руководителей контролирующих органов к процессу отслеживания проводимых проверок в частности, а в целом к попытке снижения административных барьеров.
По мнению самих предпринимателей, введение Журнала было весьма актуально и своевременно, его применение в работе просто необходимо. Проведенный в 2001 г. первый опрос среди предпринимателей (50 респондентов), имеющих Журнал, показал, что для половины из них он стал своеобразной защитой от беззакония и предвзятого отношения со стороны проверяющих. 20% опрошенных указали на случаи, когда на просьбу отметиться в Журнале проверяющие просто разворачивались и уходили без какой-либо проверки. Введение Журнала уже на том этапе дало свои положительные результаты как для предпринимателей, так и для проверяющих. По мнению 52% (26 человек) опрошенных, Журнал не только помогает вести учет количества замечаний и анализ итогов проверок с целью их устранения, но и способствует повышению ответственности сотрудников предприятия за соблюдение правил и требований, предъявляемых к их деятельности. Свою роль Журнал сыграл и во взаимоотношениях предпринимателей с контролирующими органами. Так, предпринимателям со стороны руководителей госорганов контроля было предложено незамедлительно обращаться по фактам возникновения конкретных проблем с проверяющими, фактам разногласия в ходе проверок, а тем более незаконных действий проверяющих.
Со слов предпринимателей можно отметить, что введение Журнала проверок дисциплинировало некоторых проверяющих, особенно в сфере торговли.
Принятый 8 августа 2001 г. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» подтвердил правильность осуществляемых структурами поддержки предпринимательства действий.
- Автономная некоммерческая организация информационно-консультационный центр « бизнес-тезаурус»
- Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в тверской области
- Список сокращений
- Ibsn – 978-5-903352-39-5 содержание
- 1. Введение 10
- 2.Развитие малого предпринимательства в Тверской области 12
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области 30
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области 43
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства 51
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения 61
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 95
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства 118
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства 122
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства 131
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях 145
- 12. Рекомендации по результатам исследования 243
- 13. Сведения об организации 352
- 1. Введение
- Развитие малого предпринимательства в Тверской области в 1997–2002 гг. По данным объективной (официальной) статистики
- 2.1. Динамика числа малых предприятий
- 2.2. Отраслевая структура мп
- 2.3. Динамика среднесписочной численности работников малых предприятий
- 2.4. Производство продукции (работ, услуг) на малых предприятиях
- 2.5. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях
- 2.6. Комплексная оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах Центрального федерального округа
- Среднегрупповые значения показателей
- 2.7. Развитие индивидуального предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств. Общая численность субъектов малого предпринимательства
- Численность индивидуальных предпринимателей в регионах цфо
- Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионах цфо
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1. Анализ развития мп в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1.1. Число мп
- 3.1.2. Среднесписочная численность работников, занятых на мп (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)
- 3.1.3. Объем производства продукции (работ, услуг) на мп
- 3.1.4. Объем инвестиций мп в основной капитал
- 3.1.5. Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- Среднегрупповые значения показателей
- Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- 3.2. Отраслевая структура производства продукции (работ, услуг) мп Тверской области в разрезе муниципалитетов
- Отраслевая структура мп Тверской области (на конец 2002 г.)
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области
- 4.1. Основные проблемы на пути развития бизнеса субъектов малого предпринимательства
- 4.2. Нормативно-правовое регулирование
- Оценка уровня законодательства, по позициям, связанным с функционированием малого бизнеса (ранг)*
- Количество респондентов, оценивших уровень законодательства по позициям как плохое (неудовлетворительное), %
- 4.3. Состояние поддержки малого предпринимательства
- Оценка состояния различных видов поддержки (ранги) (первое значение – мнение субъектов малого предпринимательства/второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов-субъектов мп, оценивших состояния различных видов поддержки как неудовлетворительное, %
- Состояние информации о структурах поддержки по видам поддержки (ранг) (первое значение – мнение субъектов мп /второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов, оценивших состояние информации о различных структурах поддержки как неудовлетворительное, %
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства
- 5.1. Общие вопросы устранения административных барьеров
- Сводная оценка сложности отдельных административных процедур
- 5.2. Ситуация с административными барьерами в Тверской области по результатам анкетирования
- 5.3. Работа комиссий по административным барьерам на региональном и муниципальном уровнях
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения
- 6.1. Общий контекст
- 6.2. Общая характеристика нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности
- 6.3. Законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства
- 6.3.1. Областной закон «о господдержке»
- 6.3.2. Программы поддержки малого предпринимательства
- Сравнительная характеристика государственных программ поддержки отдельных субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа
- 6.3.3. Областной закон о зонах экономического благоприятствования
- 6.3.4. Законодательство о советах по развитию предпринимательства
- 6.3.5. Законодательство о межведомственных комиссиях по устранению административных барьеров
- 6.4. Законодательство, регулирующее отношения в сфере недвижимости
- 6.4.1. Аренда нежилых помещений, находящихся в собственности Тверской области
- 6.4.2. Аренда нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности
- 6.4.3. Перевод помещений из жилого фонда в нежилой
- 6.4.4. Прочие актуальные проблемы в сфере недвижимости
- 6.5. Законодательство, регулирующее получение земельных участков для строительства и ведение строительства
- 6.6. Законодательство, регулирующее торговую деятельность и сферу общественного питания
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
- 7.1. Бюджетная поддержка малого предпринимательства
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2000 г.
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2002 г.
- 7.2. Органы власти, ответственные за политику в отношении малого предпринимательства в Тверской области
- 7.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства, действующая на территории Тверской области
- 7.3.1. Обеспеченность Тверской области в целом и отдельных муниципальных образований организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- Обеспеченность муниципальных образований Тверской области организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.3.2. Эффективность деятельности организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.4. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства
- 7.5. Анализ форм самоорганизации малого предпринимательства и взаимодействия предпринимательства и властей
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
- 8.1. Возможности регионов и муниципалитетов в области налогового стимулирования
- 8.2. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 8.3. Изменение ситуации с введением новых специальных режимов налогообложения по результатам опроса
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства
- 9.1. Проблемы в сфере финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса
- 9.2. Банковское кредитование субъектов малого предпринимательства
- 9.3. Микрофинансовые услуги
- 9.4. Лизинг
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства
- 10.1. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области
- 10.1.1. Промышленность
- 10.1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 10.1.3. Туризм
- 10.1.4. Инновационный бизнес
- 10.2. Отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства в Тверской области
- 10.3. Основные направления государственной политики в области реализации потенциала развития малого предпринимательства в отдельных отраслях и секторах экономики Тверской области
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях
- 11.1. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 11.1.1. Абсолютные и относительные показатели развития малого предпринимательства
- Отраслевая структура малых предприятий по количеству предприятий
- Отраслевая структура занятости на малых предприятиях
- Показатели объема произведенной продукции по отраслям экономики
- Поступления основных налоговых платежей и других доходов в бюджет города от субъектов мп за 1999–2002 гг. (тыс.Руб.)
- 11.1.2. Нормативная правовая база г. Твери в сфере регулирования предпринимательской деятельности и практика ее применения88
- 11.1.3. Основные проблемы, с которыми субъекты мп сталкиваются в ходе своей деятельности. Правоприменительная практика в отношении малого предпринимательства
- 11.1.4. Административные барьеры. Опыт работы Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров
- 11.1.5. Анализ фактической ситуации в области поддержки малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.6. Основные выводы по результатам анализа состояния развития малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.7. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Твери
- 11.2. Обоснование выбора муниципальных образований Тверской области для проведения детального исследования92
- Типология муниципальных образований
- 11.3. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.3.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- Обеспеченность г. Вышнего Волочка объектами инфраструктуры развития предпринимательства
- 11.3.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышнего Волочка
- 11.3.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- 11.4. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышневолоцкий район»
- 11.4.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.4.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня99
- 11.4.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- Основные показатели работы за первое полугодие 2003 года
- 11.4.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышневолоцкого района
- 11.4.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.5. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Кашинский район»
- 11.5.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня102
- 11.5.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Кашинского района
- 11.5.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.6. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Лихославльский район»
- 11.6.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня105
- 11.6.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Лихославльского района
- 11.6.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.7. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Рамешковский район»
- 11.7.1. Анализ фактического состояния в области развития малого предпринимательства
- 11.7.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.7.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Рамешковского района
- 11.7.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Рамешковском районе
- 11.8. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Ржев»
- 11.8.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.8.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.8.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.8.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства г. Ржева
- 11.8.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.9. Выводы о ситуации в области развития и поддержки малого предпринимательства в Тверской области на основе анализа отдельных муниципальных образований112
- 11.10. Обобщенные рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях Тверской области
- 12. Рекомендации по результатам исследования
- Приложение 1. Отраслевая структура экономики мп в разрезе муниципальных образований
- Доля ведущих отраслей в валовой выручке мп от реализации продукции (работ, услуг) по муниципальным образованиям Тверской области
- Приложение 2 «Итоги заседаний Областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров116
- Приложение 3. Пошаговые шаблоны основных административных процедур, в которых задействованы субъекты мп
- Приложение 4. Справочные материалы к разделу 9.2. Микрофинансовые услуги
- 4.1. Место микрофинансирования на рынке финансовых услуг
- 4.2. Информация по Сети организаций микрофинансирования женщин России
- Приложение 5. Справочные материалы по разделу 11.1. «Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 5.1. Анализ экономического развития г. Твери
- Основные показатели социально – экономического развития г. Твери за 1 полугодие 2003 г.
- Распределение хозяйствующих субъектов в сфере экономики города по состоянию на 01.01.03 г.
- Перечень основных предприятий
- Видовая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Технологическая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Источники инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- 5.2. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в г. Твери
- 5.3. Результаты опроса, описывающие основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при проведении контрольных мероприятий уполномоченными органами
- 5.4. Структуры содействия развитию бизнеса
- Приложение 6. Справочные материалы к разделам 11.3 – 11.8 Отчета
- 6.1. Вышний Волочек
- Основные предприятия города Вышнего Волочка
- Перечень отдельных показателей, отражающих социально-экономическое развитие города Вышнего Волочка
- Структура доходов и расходов бюджета135 Вышнего Волочка
- Структура доходов бюджета
- 6.2. Вышневолоцкий район
- В общей площади района во всех категориях пользователей начитывается 58394 га сельскохозяйственных угодий, из них
- Распределение земель по видам собственности
- Динамика занятости в 2000-2002г. (тыс. .Чел.)
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Вышневолоцкого района за 2002 год и прогнозные на 2003 г.
- Структура доходов и расходов бюджета Вышневолоцкого района за 2002 год представлена (тыс. Руб., %)
- 6.3. Кашинский район
- Основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию в Кашинском районе за 2000-2002 гг. (тыс. Чел)
- Основные показатели промышленного производства по предприятиям Кашинского района за 2002 г.
- Основные показатели социально-экономического развития Кашинского района за 2002 год и прогнозные на 2003
- Основные предприятия
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год (тыс.Руб., %)
- 6.4. Лихославльский район
- Основные предприятия района
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Лихославльского района за 2002 год и прогнозные на 2003139
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год
- 6.5. Проект по созданию открытого общественного информационного центра деловой и правовой информации Лихлославльского района
- 6.6. Проект по созданию бизнес инкубатора на территории Лихославльского района
- 6.7. Рамешковский район
- Динамика показателей рынка труда района за период 2000-2002 годы
- Сводные показатели социально-экономического развития Рамешковского района
- 6.8. Г. Ржев
- Основные показатели социально-экономического развития г. Ржева
- Структура доходов и расходов бюджета г. Ржева (тыс. Руб, %)
- Налоговые доходы
- 13. Сведения об организации
- Проекты, реализованные в 1999-2007 гг.
- 1. Улучшение институциональных возможностей Министерства в области дерегулирования
- 2. Подготовка практических рекомендаций по снижению административных барьеров
- 3. Развитие рыночной инфраструктуры для создания системы методологической и методической поддержки политики дебюрократизации
- 4. Методология оценки целесообразности применения мер государственного административного регулирования
- 5. Изучение уровня административных барьеров в четырех регионах
- 6. Представление результатов органам власти федерального и регионального уровня, а также бизнес-сообществу