logo search
asprmp_TO-doc

5.3. Работа комиссий по административным барьерам на региональном и муниципальном уровнях

Процесс создания межведомственных комиссий по устранению административных барьеров (далее также – Комиссия) начался в самом начале развития политики дебюрократизации (с 1999 г.). Комиссии были созданы во многих регионах, процесс распространился и на местный уровень.

Как показала практика их деятельности, на начальном этапе это стало достаточно эффективным инструментом борьбы с административными барьерами. Однако надо сказать, что характер полномочий Комиссий (как правило, совещательный и координирующий орган) и принимаемых ими решений (носящих, как правило, рекомендательный характер) служили ограничителями эффективности их работы. Тем не менее их важность определялась, в первую очередь, в двух компонентах: 1) «раскачка общественного мнения», включая пропаганду политики дебюрократизации; 2) донесение проблем предпринимательства до органов и организаций, непосредственно создающих административные барьеры.

Комиссии были созданы и в Тверской области: на областном уровне и на уровне отдельных муниципалитетов (см. раздел 6.3.5).

Эффективность работы Комиссии можно «измерять» совершенно с различных точек зрения. Так, имеет значение состав Комиссии: важно, чтобы в нее входили органы всех уровней, учитывая, что большинство процедур, создающих административные барьеры, носит межуровневый характер; равное представительство всех заинтересованных сторон, т.е. в Комиссии должны быть представлены не только представители власти, но и предприниматели, в том числе представители предпринимательских объединений, артикулирующих консолидированное мнение. Вполне естественно, что на практике такая форма «демократии» вряд ли достижима, поскольку зависит не только от политики власти, но и от самоорганизации и активности предпринимательских кругов.

Важным вопросом является периодичность и частота совещаний Комиссии. Эффективность может быть достигнута в том случае, если совещания собираются достаточно часто и не время от времени, по мере готовности очередных материалов, а с определенной периодичностью. В противном случае возникает ситуация, когда рассмотренные на предыдущем заседании вопросы, что называется, «замыливаются», и по прошествии длительного времени становится неясным эффект от принятого решения по конкретному вопросу. В результате снова приходится возвращаться к данному вопросу, а за этот период ситуация может существенно измениться в худшую сторону, поскольку проблема вовремя и оперативно не была решена. Таким образом, для большей результативности работа Комиссии должна приближаться к работе постоянного органа.

Большое значение имеет характер рассматриваемых проблем, а также источник, инициировавший рассмотрение вопроса на Комиссии. Так, распространенным явлением бывает откладывание наиболее острых проблем «на потом». Что касается инициатора, то в идеале – это, конечно, предприниматели, однако это сильно зависит от активности и самоорганизации предпринимательского сообщества, с одной стороны, а с другой – от политики «приглашения» на комиссию, реализуемой администрацией.

Наконец, самым важным показателем является характер принятых решений и их реализация.

В Приложении 2 приведена таблица, в которой сведены воедино итоги трех проведенных заседаний Областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства.

Надо сказать, что по итогам проведения трех заседаний (с момента образования) в работе Комиссии, на наш взгляд, наметились положительные тенденции.

Так, в частности, выносимые на рассмотрение Комиссии проблемы стали инициироваться самими предпринимателями (на заседании от 5 июля 2003 г. все рассматривавшиеся вопросы вынесены представителями предпринимательства), что свидетельствует о внимании администрации Тверской области к мнению предпринимательского сообщества. То же можно констатировать и в отношении того факта, что в состав Комиссии было введено больше предпринимателей, и больше предпринимателей стало приглашаться на заседания.

Вместе с тем полностью полагаться на мнение предпринимателей при формировании «повестки дня» не совсем целесообразно, поскольку характер рассматриваемых вопросов может смещаться на частности. В условиях, когда пласт проблем гораздо шире, нежели ресурсы Комиссии и частота ее заседаний, это может приводить к решению только текущих проблем. В то время как многие потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в ближайшей перспективе, а также проблемы скрытого, латентного характера, пока не проявляющие симптомы, останутся вне сферы рассмотрения Комиссии.

Среди недостатков работы Комиссии (кроме ее запоздалой организации – начало 2002 г., хотя начало политики дебюрократизации относится к 1999–2000 гг.) необходимо выделить следующие.

  1. Отсутствие периодичности заседаний, а также редкость заседаний (между заседаниями комиссии средний период составляет почти полгода), что не придает оперативности в решении назревших или, что еще более важно, назревающих проблем.

  2. «Узость» представленности предпринимательского сообщества. Имеется в виду, что в работе Комиссии в ближайшем рассмотрении участвуют наиболее активные представители предпринимательских объединений. Судя по результатам проведенных нами интервью можно сделать вывод, что секретариат Комиссии не проявляет активности в плане приглашения на заседания как можно большего числа представителей предпринимательских объединений. Возможно, сделанный вывод является отражением узкой точки зрения опрошенных нами на настоящий момент. Но в любом случае, несмотря на то, что различия в активности предпринимателей различных сфер и объединений носят достаточно объективный характер и сильно зависят от «личного фактора», секретариату Комиссии следует проводить политику привлечения к работе Комиссии максимально широкого круга представителей предпринимательского сообщества. Это необходимо с нескольких точек зрения:

  1. Пересечение компетенции с Координационным советом по предпринимательству при Губернаторе области. Имеется в виду смежность рассматриваемых вопросов и принимаемых решений. Это в целом не способствует повышению концентрации ресурсов на решении назревших проблем. На наш взгляд, чем меньше межведомственных органов будет заниматься решением, тем лучше и эффективнее при наличии ограниченных ресурсов будет вестись работа.

Сравнение наиболее острых сфер и сфер, затронутых на заседаниях комиссии, приводит к выводу, что многие важные и проблемные процедуры не попали на рассмотрение Комиссии. В частности, не рассматривались многие вопросы имущественного комплекса и размещения бизнеса – получение разрешения на размещение, строительство и перепланировку; вопросы прозрачности ценообразования и стоимости платных услуг, оказываемых контрольно-надзорными органами; получение разрешения на право торговли; деятельность контрольно-надзорных органов регионального и муниципального уровня и др. А вместе с тем, как показал опрос экспертов и представителей местных органов власти, многие из административных процедур входят в число самых проблемных.

Следует также отметить, что преимущественно рассматривались только текущие административные барьеры. Стороной обходились создаваемые вновь путем разработки новых нормативных актов (прежде всего регионального и муниципального уровней, в отношении федеральных актов проводить такой мониторинг довольно затруднительно).

Наконец, нужно акцентировать внимание на следующем. Многолетняя зарубежная практика борьбы с административными барьерами показывает, что необходимы не только механизмы, которые устраняли бы возникающие административные барьеры, но и механизмы, предотвращающие их появление. В развитых странах для этого используется целый комплекс инструментов. В частности, одним из таких инструментов является процедура «оценки регулирующего воздействия» (Regulation Impact Analysis, RIA). Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) представляет собой механизм анализа воздействия с точки зрения затрат, выгод и риска любого предлагаемого нормативного акта, который так или иначе влияет на развитие предпринимательской деятельности и конкурентную среду. ОРВ используется не только по отношению к административным барьерам, но и к другим последствиям, связанным с новым (или существующим) законодательством. Поэтому он предусматривает также анализ целей, рисков, выгод, затрат и возможных альтернативных мер. В условиях нормального осуществления ОРВ проводится также изучение возможных альтернатив предлагаемым законам, включая то, как предлагаемый закон вписывается в действующее законодательство, как предлагаемые нормы и правила можно упростить и снизить связанные с ними административные барьеры, мешающие нормальному функционированию предприятий24.

По своей сути процедура ОРВ служит инструментом оценки:

Одним из важнейших аспектов ОРВ является наличие детального перечня вопросов, на которые разработчик акта или независимый орган, обладающий определенным авторитетом, должен ответить (как правило, предоставив заключение по этим вопросам в письменном виде на рассмотрение органа, который обладает правом принятия нормативного акта данного уровня).

Неотъемлемой характеристикой ОРВ является обязательность проведения процедуры в отношении актов, касающихся регулирования предпринимательской деятельности. При необязательности ОРВ как инструмент борьбы с новыми административными барьерами теряет всякий смысл, особенно в случае нашей страны, когда основное нормотворчество осуществляется органами исполнительной власти, являющихся, по сути, «производителями административных барьеров».

Еще одной важной чертой процедуры ОРВ является ее встроенность в процессы нормотворчества, т.е. наличие процедуры является встроенным регулятором.

Что касается подходов к тому, кто проводит ОРВ, можно различать по меньшей мере два:

  1. ОРВ осуществляется любым органом или организацией, главное, чтобы итоговое заключение содержало подтверждение использованной информации и компетенции органа, осуществившего ОРВ;

  2. ОРВ реализует специально уполномоченный орган.

Второй подход более применим на этапе внедрения процедуры ОРВ в практику нормотворчества.

Исходя из сказанного, считаем нужным предложить рассмотреть вопрос о реализации процедур ОРВ в отношении действующей и принимаемой нормативной базы на уровне региона. Для чего превратить Комиссию в постоянно действующий орган, вменив в обязанности рассмотрение всех проектов нормативных правовых актов области на предмет воздействия на условия ведения предпринимательской деятельности и условия конкуренции. Для этого необходимо разработать детальный перечень вопросов для заключения по ОРВ и принять нормативный акт, обязывающий реализовывать процедуру ОРВ для разрабатываемого акта, влияющего на условия ведения предпринимательской деятельности. При этом заключение органа прилагать к проекту нормативного акта, вносимого в Областную думу или на подпись губернатору, т.е. заключение по ОРВ станет неотъемлемой частью пакета документов, представляемых к законопроекту или постановлению наряду с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием.