logo search
asprmp_TO-doc

8.1. Возможности регионов и муниципалитетов в области налогового стимулирования

В результате проводимой налоговой реформы рычаги стимулирования развития предпринимательства через налогообложение у региональных и муниципальных властей сильно сузились.

Так, если раньше имелась возможность сокращать ставки по налогу на прибыль в рамках ее региональной части, то с принятием соответствующей главы НК Российской Федерации такая возможность исчезла.

Существенно сокращены возможности регионов по регулированию налогов на совокупный доход – единому налогу на вмененный доход (далее также – ЕНВД) и единому налогу, взимаемому по упрощенной системе (далее также – ЕНУС). Если до 1 января 2003 г. органы власти субъектов РФ были вправе устанавливать льготные ставки и (или) льготный порядок по уплате ЕНУС для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ и местный бюджет, то после реформы они этого права лишились, и данный налог уплачивается по единой, хотя в целом и сниженной по сравнению с действовавшей ранее, ставке.

Большую региональную специфику имел единый налог на вмененный доход (далее также – ЕНВД).78 Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» единый налог устанавливался и вводился в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с положениями данного Федерального закона и был обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ определялись:

С 1 января 2003 г. за региональными властями осталось только право выбора – вводить или не вводить ЕНВД на своей территории и на какие виды деятельности его распространять (в рамках утвержденного НК РФ перечня), а также значения коэффициента К2, корректирующего базовую доходность по видам деятельности, причем только в сторону либо ее неизменения, либо снижения.

Пока оценивая промежуточные итоги налоговой реформы, можно сделать вывод о существенном сокращении возможностей регионов стимулировать малый бизнес через изменение налоговых правил. В отношении субъектов малого предпринимательства, действующих по специальным налоговым режимам, все, по сути, замкнулось на коэффициенте К2 по единому налогу на вмененный доход.

Что касается общепринятой системы, то пока за регионами и муниципалитетами, помимо других местных налогов, остаются возможности регулирования налога на имущество организаций и в перспективе – земельного налога.

Согласно статье 380 главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ, вступающей в силу с 1 января 2004 г., налоговые ставки по данному налогу устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

По статье 382 этой же главы законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Таким образом, в качестве инструмента стимулирования малого предпринимательства через имущественный налог может использоваться снижение ставки налога и освобождение этой категории налогоплательщиков от авансовых платежей. Возможен также вариант освобождения субъектов МП, действующих в определенных отраслях, скажем, производящего сектора, где этот налог более существенен, нежели в сфере услуг и торговли.

Глава Налогового кодекса о земельном налоге находится в стадии разработки, поэтому можно говорить пока только в отношении проекта главы, а утверждения носят предварительный характер (к моменту внесения на рассмотрение в Государственную Думу проект может сильно видоизмениться, равно как и после прохождения рассмотрения законодательным собранием).

Согласно проекту земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. При этом они устанавливают свою ставку налога в пределах, указанных в НК, и могут предусматривать освобождение от авансовых платежей.

Резюмируя, можно отметить следующее.

1. Рычаги влияния регионов и муниципалитетов на ситуацию в малом бизнесе через налоговое стимулирование в ходе проводимой налоговой реформы сильно сократились и ограничиваются возможностями:

2. Сокращение возможностей идет на фоне «оттягивания» бюджетных поступлений на федеральный уровень, характерного для многих регионов. Данная ситуация создает стимул для регионов и муниципалитетов не пользоваться перечисленными выше возможностями, а напротив, искать дополнительные источники поступлений в бюджет: повышать ставки аренды государственного и муниципального недвижимого имущества, вводить дополнительные сборы с предпринимателей, изобретать схемы того, как оставлять собранные доходы в своем бюджете (или внебюджетных фондах), не перечисляя их в вышестоящие бюджеты, и т.п.