logo search
asprmp_TO-doc

Обеспеченность муниципальных образований Тверской области организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства

№ п/п

Муниципальное образование

Государственные или муниципальные организации

Негосударственные и немуниципальные организации

Степень обеспеченности организациями инфраструктуры

всего

в т.ч. объединения предпринимателей

г. Вышний Волочек

135

136

нет37

Группа В

г. Кимры

138

139

нет

Группа В

г. Ржев

140

241

142

Группа Б

г. Тверь

343

2544

1845

Группа А

г. Торжок

нет

246

нет

Группа В

Андреапольский

Нет

147

нет

Группа В

Бежецкий

148

249

150

Группа Б

Бельский

нет

1

151

Группа В

Бологовский

252

1

153

Группа В

Весьегонский

нет

нет

нет

Группа Д

Вышневолоцкий

154

нет

нет

Группа В

Жарковский

нет

нет

нет

Группа Д

Западнодвинский

нет

1

155

Группа В

Зубцовский

нет

нет

нет

Группа Д

Калининский

нет

нет

нет

Группа Д

Калязинский

нет

156

157

Группа В

Кашинский

нет

нет

нет

Группа Д

Кесовогорский

нет

нет

нет

Группа Д

Кимрский

нет

1

158

Группа В

Конаковский

нет

259

нет

Группа В

Краснохолмский

нет

нет

нет

Группа Д

Кувшиновский

нет

нет

нет

Группа Д

Лесной

нет

нет

нет

Группа Д

Лихославльский

нет

1

160

Группа В

Максатихинский

нет

261

162

Группа В

Молоковский

нет

нет

нет

Группа Д

Нелидовский

нет

нет

нет

Группа Д

Оленинский

нет

нет

нет

Группа Д

Осташковский

нет

263

нет

Группа В

Пеновский

нет

нет

нет

Группа Д

Рамешковский

нет

нет

нет

Группа Д

Ржевский

нет

164

нет

Группа В

Сандовский

нет

нет

нет

Группа Д

Селижаровский

нет

1

165

Группа В

Сонковский

нет

нет

нет

Группа Д

Спировский

нет66

нет67

нет

Группа Д

Старицкий

нет

нет

нет

Группа Д

Торжокский

нет

168

нет

Группа В

Торопецкий

нет

нет

нет

Группа Д

Удомельский

169

270

171

Группа Б

Фировский

172

нет

нет

Группа В

ЗАТО «Озерный»

нет

нет

нет

Группа Д

ЗАТО «Солнечный»

нет

нет

нет

Группа Д

Итак, по имеющимся данным, на территории Тверской области действует около 70 организаций73 (включая органы государственной власти), которые могут быть отнесены к инфраструктуре поддержки предпринимательства. Из них 10 организаций могут действовать на всей территории Тверской области, а остальные 60 в основном функционируют в рамках отдельных муниципальных образований. В 21 муниципальном образовании нет ни одной организации, оказывающей поддержкумалому предпринимательству, если к числу таких организаций не относить органы местной власти, координационные советы по развитию предпринимательства и комиссии по устранению административных барьеров.Из 70 организаций инфраструктуры поддержки три являются государственными (из них две – это органы исполнительной власти), 12 – муниципальными (пять муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, пять городских бюро занятости74, один бизнес-инкубатор, один общественный центр деловой и правовой информации), 55 – негосударственными и немуниципальными (32 объединения предпринимателей75, девять фондов (ассоциаций, некоммерческих организаций) поддержки и развития предпринимательства, шесть социально-деловых центров, четыре организации, занимающиеся обучением предпринимателей, две микрофинансовые организации и один маркетинговый центр).

Все муниципальные образования Тверской области, исходя из их обеспеченности организациями инфраструктуры поддержки, можно разделить на четыре группы: обеспеченность выше минимально необходимого уровня – группа А, минимально необходимая обеспеченность (достаточная для всех муниципалитетов, кроме г. Твери) – группа Б, обеспеченность ниже минимально необходимого уровня – группа В, нулевая обеспеченность (организации отсутствуют) – группа Д.

Если сравнивать ситуацию в Тверской области с благополучными субъектами Российской Федерации в части развития инфраструктуры поддержки предпринимательства, то ни одно из муниципальных образований, даже г. Тверь, не может быть отнесено к муниципалитетам с высокой обеспеченностью инфраструктурой поддержки. Большинство организаций в г. Твери – объединения предпринимателей, сформированные, как правило, по отраслевому признаку. Вместе с тем в г. Твери имеются три муниципальные организации, через которые можно в какой-то степени осуществлять мероприятия по поддержке предпринимательства. Таким образом, МО «г. Тверь» может быть признан муниципалитетом с обеспеченностью инфраструктурой поддержки предпринимательства выше минимального уровня. Прочие муниципальные образования не могут сравниться с Тверью по числу организаций инфраструктуры, в них действуют не более четырех организаций, включая представительства Тверской ТПП. Именно это отметили опрошенные эксперты, 63% из которых указали, что уровень развития инфраструктуры поддержки в г. Твери выше среднего по области, а еще 25% – что соответствует среднему по области.

В связи с этим, учитывая специфику Тверской области, минимально необходимым уровнем обеспеченности организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства для всех муниципалитетов, кроме г. Твери, следует принимать наличие хотя бы трех организаций разных групп, отмеченных в таблице 7.3.1. Соответственно, к числу муниципальных образований с нулевой обеспеченностью относится 21 муниципалитет, в которых нет ни одной организации инфраструктуры поддержки. Все остальные муниципальные образования относятся к числу муниципалитетов с обеспеченностью ниже минимально необходимого уровня.

Итак, в группу А вошло только одно муниципальное образование – МО «г. Тверь», в группу Б три муниципалитета – Удомельский, Бежецкий районы и г. Ржев, в группу В – 18 муниципалитетов, в группу Д – 21 муниципалитет. Полное распределение муниципалитетов по группам представлено в таблице 7.3.1.

Здесь следует коротко остановиться на обеспеченности Тверской области и отдельных муниципальных образований организациями бизнес-инфраструктуры. Они также играют важную роль в развитии экономики, а следовательно, и малого предпринимательства, не относясь напрямую к инфраструктуре поддержки предпринимательства. Данные организации при определенном построении системы поддержки предпринимательства могут быть включены в реализацию тех или иных ее мероприятий. Вместе с тем данный сектор, отдельные представители которого являются субъектами МП, развивается совместно с экономикой региона в целом.

К данной группе относятся:

Коммерческие банки

В Тверской области действует достаточно большое количество коммерческих банков и их филиалов – более 15. Однако при этом большинство из них имеют отделения только в Твери. Разветвленную сеть в муниципальных образованиях области (в 35 населенных пунктах) имеет только Сбербанк России. Кроме Сбербанка России, в нескольких муниципалитетах области также представлены банк «Тверь» (пять муниципалитетов помимо Твери), «Тверьуниверсалбанк» (два МО помимо Твери), «ТОРЖОКуниверсалБАНК» – единственный «муниципальный» банк на территории области (отделения в городах Торжок и Тверь соответственно)76. Тем самым отмечается определенный дисбаланс в покрытии территории Тверской области услугами коммерческих банков, что, в частности, отмечают руководители муниципальных администраций: «В Весьегонском районе кредиты можно оформить только в одном банке – Сбербанке, других институтов кредитования в районе не имеется». Соответственно, если субъект МП не устраивают условия, предлагаемые одним из банков, или же он не удовлетворяет требованиям этого банка, то у него возникают непреодолимые проблемы в получении кредита, и эта ситуация является весьма распространенной в области. Вместе с тем решить проблему обеспечения всех муниципалитетов разнообразным набором банков административно не представляется возможным. Для районов, которые не являются привлекательными для банковских институтов, необходимо искать иные пути предоставления финансовых услуг субъектам МП, например, через развитие схем микрокредитования (подробнее см. раздел 9.3).

Услуги, которые банки предлагают субъектам МП, не отличаются от услуг для иных коммерческих организаций. Специализированные программы кредитования осуществляются только Сбербанком России в гг. Тверь и Ржев, однако число предпринимателей, пользующихся данными программами, невелико, поскольку для большинства из них они также являются недоступными.

Организации, предоставляющие лизинговые услуги

На территории Тверской области действует более 10 лизинговых компаний, четыре из них тверские, кроме этого, некоторые филиалы коммерческих банков, расположенные в Твери, имеют свои собственные лизинговые программы. Тем самым можно говорить, что рынок лизинговых услуг является достаточно развитым и структурированным, т.е. у лизинговых компаний сложился круг постоянных клиентов, а также определены стратегии для дальнейшего позиционирования на рынке. Однако ни одна из компаний не позиционируется как компания, обслуживающая малый бизнес, объемы работы с субъектами МП крайне малы. Поэтому полагаем возможным считать, что рынок лизинговых услуг еще не насыщен, и такой его сегмент, как предоставление услуг субъектам МП, может быть весьма перспективен. Для лизинговых фирм характерна та же стратегия размещения по территории области, что и для банков: тяготение к Твери, хотя здесь территория оказания услуг не ограничивается местом размещения, однако в принципе для субъектов МП, располагающихся в отдаленных муниципалитетах, отсутствие простого доступа к лизинговым фирмам является одной из проблем, пусть и не важнейшей из имеющихся.

Причины того, что лизинговые фирмы не работают с субъектами МП, следует искать как в самом малом бизнесе, так и в сфере лизинговых услуг Тверской области. Более подробно данные вопросы будут рассмотрены в разделе 9.4.

Страховые организации

В соответствии с ФЗ «О господдержке» страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Вместе с тем данная норма федерального закона не работает, и субъекты МП вынуждены приобретать услуги по страхованию по рыночным ценам.

На территории Тверской области действует около 20 страховых организаций, практически все из них располагаются в Твери, также есть свои страховые компании в нескольких крупных городах области, например в Ржеве, тогда как в прочих муниципальных образованиях эти услуги предоставляются одной компанией. Разветвленной сетью по области располагает ОАО «ГСК “СКИФ-Тверь”», имеющая свои филиалы в более чем 25 МО.

Организации и частные лица, оказывающие субъектам МП бизнес-услуги

В данную группу следует отнести фирмы, оказывающие юридические, риелторские, информационно-аналитические, консалтинговые, аудиторские, бухгалтерские, маркетинговые услуги, организующие выставки, ярмарки.

Установить точное число организаций, оказывающих данные услуги на территории области или отдельных муниципальных образований, не представляется возможным, в первую очередь, из-за того, что не проводится учет данных фирм. Однако можно утверждать, что для Тверской области в целом число организаций данной группы является достаточным для удовлетворения текущих потребностей субъектов МП и для насыщения рынка данных услуг. Это тем более важно, поскольку большинство данных организаций являются субъектами МП. Вместе с тем размещение организаций по территории области неравномерное:

Таким образом, следует заключить, что достаточно хорошо данный сектор развит в Твери и ряде крупных городов, тогда как в отдаленных менее развитых районах области имеет место недостаток качественных услуг, однако это реалии, свойственные не только Тверской области и объясняемые экономическими предпосылками развития данных видов деятельности.

Организации и частные лица, способствующие в прохождении административных процедур

К данной группе относятся юридические и физические лица, помогающие субъектам МП проходить административные процедуры, преодолевать административные барьеры – получать согласования, разрешения, проходить регистрацию, осуществлять таможенное оформление и т.д. Как правило, этими вопросами занимаются организации и физические лица, специализирующие в тех или иных областях, – строительные фирмы, проектные организации, таможенные брокеры, юридические фирмы, организации, аккредитованные при органах власти, а также те, кто имеет устоявшиеся отношения с теми или иными чиновниками и др. Для подобных лиц деятельность по содействию в прохождении административных процедур не является основной, однако в ряде случаев они оказывают субъектам МП необходимые услуги, без которых вопросы не могут быть решены. С другой стороны, существование данных организаций и наличие у них клиентов из числа малых предпринимателей объясняется, во-первых, низкой информированностью и образованием предпринимателей в определенных областях, а во-вторых, излишней сложностью административных процедур и существованием искусственно созданных органами власти административных барьеров.

По результатам рассмотрения вопроса обеспеченности Тверской области организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства и бизнес-инфраструктуры можно сделать следующие выводы.

  1. Органы власти Тверской области и органы власти большинства муниципальных образований не располагают организациями, через которые можно проводить мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства.

  2. Обеспеченность большинства муниципальных образований, за исключением г. Твери, организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства низкая или нулевая.

  3. Город Тверь доминирует по числу организаций инфраструктуры поддержки, расположенных на его территории (37 из 69 организаций – 54%).

  4. Из всего числа организаций почти половина (46%) являются организациями – объединениями предпринимателей, ставящих перед собой, как правило, лишь задачу защиты интересов своих членов, а не развитие всего сектора малого предпринимательства в рамках территории действия (более подробно см. раздел 7.5). То есть организаций, созданных для поддержки всего сектора малого предпринимательства, а не для решения отдельных частных вопросов, недостаточно.

  5. В области достаточно динамично развивается сектор коммерческих бизнес-услуг, однако этот процесс имеет ярко выраженные территориальные диспропорции, концентрируясь, в первую очередь в областном центре, во вторую очередь в нескольких крупных районных центрах, тогда как во многих отдаленных районах бизнес-инфраструктура практически полностью отсутствует.