Сравнительная характеристика государственных программ поддержки отдельных субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа
№ п/п | Регион | Основные направления поддержки | Сумма средств по направлению | Всего средств на Программу (тыс. руб) | Примечание |
1 | Тверская область | Развитие кредитно-финансовых структур области | 6680 | 16100 | Программа 2003 – 2005 гг. |
Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства | 4870 | ||||
2 | Белгородская область | Обеспечение развития инфраструктуры малого предпринимательства | 4 900 | 10 000 | Программа 2000-2002 г.г. |
Льготное кредитование проектов малого предпринимательства | 5 000 | ||||
3 | Воронежская область | Финансирование эффективных предпринимательских проектов | 3 865 | 16 523 | Программа 2003 г. |
Предоставление займов субъектам малого предпринимательства (микрокредитование) | 7 100 | ||||
4 | Ивановская область | Реализация приоритетных направлений | 39 000 | 47 000 | Программа 2003-2006 г.г. |
Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки МП | 4 000 | ||||
5 | Костромская область | Финансово-имущественная поддержка | 26 600 | 33 995 | Программа 2003-2005 г.г. |
Развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки | 4 285 | ||||
6 | Ярославская область | Содействие выставочно-ярмарочной деятельности | 1 225 | 4 737 | Программа 2002-2003 г.г. |
Развитие обучающего и кадрового обеспечения малого предпринимательства; | 613 | ||||
7 | Московская область | Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства | 116 100 | 227 000 | Программа 2001-2002 гг. |
Формирование инфраструктуры поддержки | 47 000 |
Программа поддержки и развития малого предпринимательства Тверской области, как и многие другие программы, «страдает» от недостаточного финансирования и нецелесообразности в условиях недостатка финансирования распыленности средств по мероприятиям. Разрабатывая программу, необходимо подстраиваться под объемы финансирования, т.е. изучать и развивать менее затратные направления (информационная, консалтинговая поддержка), а к реализации более затратных и адресных направлений (кредитование, финансирование проектов) привлекать соответствующие коммерческие структуры. В настоящее время же средства на развитие поддержки предпринимательства поступают в крайне малых объемах и далеко не систематически, что не может положительно влиять на развитие малого предпринимательства региона.
При этом объем поддержки предпринимательства и ее эффективность не зависит в условиях Тверской области от деятельности Областного фонда поддержки предпринимательства. Данная структура может работать более-менее эффективно только при серьезном финансировании. В настоящее же время ни из федерального, ни из областного бюджетов финансовых ресурсов на развитие данной организации поступить не может. В связи с этим необходимо искать иные рычаги для поддержки предпринимательства на территории области.
Рассмотрим теперь следующие муниципальные программы поддержки: МО «г. Тверь» (2001–2002 гг.), Вышневолоцкого (2003–2004 гг.), Спировского (2003–2004 гг.), Бологовского (2002–2005 гг.) и Бежецкого (2003–2004 гг.) районов. Как уже было отмечено ранее, муниципальные программы поддержки также действуют в Андреапольском (комплекс мер на 2001–2003 гг.), Калининском (2002–2003 гг.), Молоковском (2001–2003 гг.) и Фировском (2001–2004 гг.) районах. Кроме этого на стадии разработки или рассмотрения находятся программы поддержки в МО «г. Кимры», Калязинском, Конаковском и Старицком районах.
Программа поддержки малого предпринимательства в г. Твери на 2001–2002 гг.27, утвержденная решением Тверской городской думы от 26 апреля 2001 г. № 66
Первая Программа поддержки была принята в г. Твери еще в 1998 г. и была рассчитана на 1998–2000 гг. Основываясь на опыте реализации первой программы и с учетом ее результатов была разработана и принята вторая программа поддержки в городе Твери, рассчитанная на 2001–2002 гг. Данная программа была реализована в 2002 г., однако очередная программа до настоящего времени так и не принята, хотя проект новой программы, рассчитанной на 2003–2005 гг. разработан. В проекте новой программы поддержки содержатся следующие основные направления, по которым должна строиться поддержка малого предпринимательства в г. Твери в 2003–2005 гг.
Совершенствованию нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства.
Информационно-методическое, консалтинговое и организационное обеспечение развития малого бизнеса.
Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства.
Устранение административных барьеров.
Повышение социального статуса предпринимателя.
В соответствии с программой поддержки г. Твери на 2001–2002 гг. сумма средств, необходимых для ее реализации, составила 6710 тыс. рублей, в том числе в 2001 году – 2900 тыс. рублей, в 2002 году – 3810 тыс. рублей.
Источники финансирования программы следующие: бюджетные источники – 4510 тыс. рублей, привлеченные средства – 2200 тыс. рублей.
Распределяться эти средства должны были по следующим семи мероприятиям:
финансирование объектов инфраструктур поддержки малого предпринимательства – 3500 тыс. рублей (бюджетные средства);
финансово-кредитная поддержка – пополнение гарантийного фонда ТГФПМП – 1700 тыс. рублей
разработка и издание информационных и методических материалов для предпринимателей – 900 тыс. рублей.
Остальные средства распылены по таким направлениям, как ярмарочная деятельность, проведение конкурсов и «круглых столов»; общая сумма затрат по этим направлениям – 650 тыс. рублей.
В рамках перечисленных направлений предполагалось проведение большого числа важных мероприятий, финансирование которых не указывалось в программе, а отчетность об их выполнении отсутствует.
Предполагалось, что реализация данной программы поддержки позволит сформировать целостную систему муниципальной поддержки малого предпринимательства в городе, обеспечивающую:
доступ малых предприятий к кредитным ресурсам благодаря созданию системы муниципальных гарантий;
гласный и конкурсный порядок предоставления нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и доступ к свободным производственным ресурсам;
гарантированный рынок сбыта продукции и услуг путем участия малых предприятий в выполнении муниципального заказа;
продвижение на рынок товаров и услуг малых предприятий путем участия их в выставочно-ярмарочной деятельности, в рекламных сборниках и других информационных каналах;
доступ к качественным информационным, консалтинговым услугам;
повышение кадрового потенциала малых предприятий.
Не следует глубоко анализировать ситуацию с развитием малого предпринимательства в г. Твери, чтобы заключить, что столь амбициозные результаты программы не были достигнуты за 2001–2002 гг., что можно было предположить заранее: создание муниципальных гарантий на сумму в 1700 тыс. рублей вряд ли способно решить проблему доступа субъектов МП к кредитным ресурсам, предоставление муниципального заказа неспособно обеспечить гарантированный рынок сбыта для подавляющей части субъектов МП. Кроме этого, до настоящего времени в городе не работает гласный порядок предоставления нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, субъектам МП, хотя соответствующие нормативные правовые акты приняты. По всей видимости, следующую программу поддержки следует делать более реальной по исполнению и акцентировать внимание на таких направлениях, как консультирование, информационная и методическая помощь в развитии бизнеса, поскольку на эти направления средств программы будет достаточно, тогда как на организацию эффективной и масштабной кредитно-финансовой поддержки требуется значительно больше средств.
Далее в программе поддержки на 2001–2002 гг. было заявлено, что ее реализация создаст такие условия для развития предпринимательской деятельности (правовые, экономические, организационные), которые позволят достичь:
увеличения числа занятых в сфере малого предпринимательства не менее 60 тыс. человек, или 30% от численности занятых в экономике города;
увеличения активно действующих малых предприятий до 75% от числа зарегистрированных;
увеличение доли поступлений налогов в бюджет от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налогов и платежей в размере 25%;
увеличения производства и расширения ассортимента товаров и услуг; наполнения рынка конкурентоспособными товарами местного производства;
повышения жизнеспособности субъектов малого предпринимательства;
апробации и совершенствования модели поддержки начинающих предпринимателей через бизнес-инкубатор, бизнес-бюро Тверского городского фонда поддержки малого предпринимательства;
благоприятного общественного мнения и престижа предпринимателей и их общественных объединений.
Данные показатели претендуют на показатели эффективности программы поддержки, однако очевидно, что они таковыми не являются, поскольку программа поддержки не является единственным документом развития экономики региона и города, такие макроэкономические показатели сектора малого предпринимательства не могут быть обеспечены только за счет реализации данной программы, а являются результатом развития экономики области и города в целом как единой системы. В связи с этим при подготовке следующих программ целесообразно четко выделять те показатели и критерии, на которых сказывается реализация этой программы и которые позволят оценить эффективность программы. При существующих объемах финансирования и адресном характере большинства мер программ поддержки эти показатели не могут охватывать весь сектор малого предпринимательства, они обречены также быть «адресными» (количество субъектов МП, получивших ту или иную поддержку, мониторинг данных субъектов, их места на рынке, оценка того, как повлияли предоставленные им услуги на их финансово-экономическое состояние и т.п.).
Программа поддержки малого предпринимательства Вышневолоцкого района на 2003–2004 гг., утвержденная решением Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 26 декабря 2002 г. № 146
На реализацию Программы поддержки малого предпринимательства Вышневолоцкого района в 2003–2004 гг. предполагается направить 380 тыс. рублей, из них в 2003 г. – 195 тыс. рублей, в 2004 г. – 185 тыс. рублей.
Основными направлениями, финансируемыми по программе, являются:
создание бизнес-центра и оснащение его оргтехникой – 190 тыс. рублей;
формирование фонда поддержки малого предпринимательства – 160 тыс. рублей;
разработка и издание информационных и методических материалов для предпринимателей – 30 тыс. рублей.
Реализация данной Программы позволит сформировать целостную систему муниципальной поддержки малого предпринимательства в районе, обеспечивающую:
гласный и конкурсный порядок предоставления нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и доступ к свободным производственным ресурсам;
продвижение на рынок товаров и услуг путем участия их в выставочно-ярмарочной деятельности в рекламных сборниках, других информационных каналах;
доступ к качественным информационным, консалтинговым услугам.
Созданные условия для развития предпринимательской деятельности (правовые, экономические, организационные) позволят достичь:
увеличения числа занятых в сфере малого бизнеса;
увеличения активно действующих малых предприятий;
увеличения доли поступлений налогов в бюджет от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налогов и платежей;
увеличения производства и расширения ассортимента товаров и услуг; наполнения рынка конкурентоспособными товарами местного производства;
повышения жизнеспособности субъектов малого предпринимательства;
благоприятного общественного мнения и престижа предпринимателей.
По сравнению с программой поддержки г. Твери, программа Вышневолоцкого района предусматривает меньший объем финансирования, возможно, по этой причине мероприятия данной программы являются более конкретными и реалистичными и способны предоставить субъектам МП возможность получать определенные услуги в создаваемых организациях инфраструктуры поддержки. Однако если посмотреть на эффект, который должна принести программа, то видно, что он также оторван от содержания и финансового потенциала программы.
Программа поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании «Бологовский район» на период 2002–2005 гг., принятая решением Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» от 5 июня 2002 г. № 113
Бюджет программы на 2002–2005 гг. составил 2454 тыс. рублей, в том числе средства местного бюджета – 1300 тыс. рублей, Центра занятости – 800 тыс. рублей, Фонда поддержки малого предпринимательства – 354 тыс. рублей, а с учетом фактически потраченных на мероприятия средств в 2001 г. – 2580,2 тыс. рублей. Эти средства планируется потратить на три направления:
на развитие производств (местный бюджет);
на выдачу субсидий безработным гражданам на открытие собственного дела (Фонд поддержки);
на выдачу ссуд и кредитов (Центр занятости).
При этом другими направлениями программы, на которые не предусмотрено выделение средств, являются:
организационная поддержка малого предпринимательства (проведение конкурсов с целью выделения земельных участков для строительства, проведение конкурсов на размещение муниципальных заказов, создание базы данных по объектам, незавершенным строительством, приватизация объектов недвижимости и др.);
информационное обеспечение (организация конференций, «круглых столов», организация статистического наблюдения за субъектами МП);
поддержка развития субъектов МП в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства);
участие малых предприятий в реформе ЖКХ МО «Бологовского района».
Комплекс мер программы может быть признан достаточным на данном этапе исходя из возможностей администрации района, однако реализация программы в целом будет зависеть от выделения бюджетного финансирования и внимания со стороны местной власти. Как следует из отчета о реализации данной программы на начало 2003 г. (решение Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» от 26 февраля 2003 г. № 150), в 2002 г. были осуществлены следующие мероприятия:
частично сформирована база данных справочного характера по объектам, не завершенным строительством;
проведено девять конкурсов по выделению земельных участков для размещения новых производств;
проведено пять конкурсов по сдаче в аренду зданий и помещений, находящихся в муниципальной собственности;
проведены семинары по налогообложению;
один предприниматель принял участие в Первой международной выставке «Малый, средний бизнес – веление времени» в Москве (ВВЦ);
проведено освещение проблем малого предпринимательства в прессе;
проведен конкурс на лучший бизнес-план среди субъектов МП (приняли участие четыре предпринимателя, победитель получил ссуду в размере 150 тыс. рублей);
в администрацию района обратились 29 субъектов МП по вопросам открытия своего бизнеса, более 1/3 начали реализовывать свои проекты.
Однако привлечение субъектов МП к реформе ЖКХ не осуществлялось, также незначительным было привлечение субъектов МП к выполнению муниципального заказа по поставкам сельскохозяйственной продукции, ссуды безработным гражданам, открывающим собственное дело, не выделялись.
В целом из местного бюджета на программу было выделено 85 тыс. рублей при плане в 100 тыс. рублей, на 2003 г. выделение средств на цели программы не предусмотрено.
Таким образом, можно говорить только о частичной эффективности мероприятий программы, причем тех, на которые не предусматривалось расходование финансовых ресурсов. Есть опасения, что средства на программу в дальнейшем выделяться не будут, что поставит под сомнение достижение заявленных результатов:
развитие приоритетных отраслей экономики путем создания новых производств;
занятость трудоспособного населения;
повышение общего уровня жизни населения;
пополнение внебюджетных источников.
Районная целевая программа поддержки развития малого предпринимательства в Спировском районе на 2003–2004 годы, утвержденная решением Собрания депутатов Спировского района от 24 декабря 2002 г. № 157
Финансирование мероприятий программы предполагалось осуществлять за счет бюджетных средств, внебюджетных источников, а также добровольных взносов юридических и физических лиц. Было определено, что в 2003 г. на программу из местного бюджета будет выделено 1080,7 тыс. рублей, а в 2004 г. – 980,7 тыс. рублей, однако в связи с трудным финансовым положением, сложившимся в части формирования доходной части районного бюджета, выделение средств в полном объеме не представляется возможным. Это, естественно, не может не сказаться на эффективности программы.
В соответствии с паспортом районной программы поддержки ее основными направлениями являются:
нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;
оптимизация налогообложения, учета и отчетности субъектов МП;
устранение административных барьеров;
финансово-кредитная поддержка субъектов МП;
информационное, консалтинговое, организационное обеспечение субъектов МП;
формирование системы кадрового обеспечения малого предпринимательства;
организация инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
формирование благоприятного общественного мнения в отношении малого предпринимательства и деятельности общественных объединений предпринимателей.
Основными расходными статьями программы поддержки являются программа финансовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских фермерских хозяйств (1650 тыс. рублей за два года), погашение части банковского процента по кредитам субъектов МП (200 тыс. рублей), создание и деятельность бизнес-инкубатора (100 тыс. рублей). Таким образом, сокращение финансирования, в первую очередь, скажется на самых затратных мероприятиях – кредитно-финансовых.
В целом же для данной программы также характерно стремление охватить как можно больше направлений, в том числе таких, для реализации которых недостаточно одного желания местной власти (оптимизация налогообложения, учета и отчетности субъектов МП, устранение административных барьеров).
Подразумевается, что реализация программы поддержки позволит сформировать целостную систему муниципальной поддержки малого предпринимательства в районе, что невозможно будет сделать при отсутствии бюджетного финансирования.
Программа поддержки малого предпринимательства Бежецкого района на 2003–2004 гг.
Данная программа должна финансироваться за счет средств местного бюджета, Бежецкого районного фонда поддержки малого предпринимательства, средств кредитных организаций и средств грантов.
Как и многие другие программы поддержки, программа, реализуемая в Бежецком районе, имеет целый ряд направлений. Так, за девять месяцев 2003 г. были реализованы следующие мероприятия:
организована работа по микрокредитованию;
обеспечено развитие электронной информационной базы о малом предпринимательстве и обеспечена информационная поддержка малого предпринимательства;
разработан проект создания бизнес-центра;
проведен семинар по обмену опытом субъектов малого предпринимательства Тверской области;
выпущено учебное пособие для начинающих и молодых предпринимателей, помогающее начать и осуществлять предпринимательскую деятельность;
и др.
Для успешной реализации заявленных мероприятий программы в Бежецком районе необходимо осуществление четкого бюджетного финансирования, поскольку для многих муниципальных программ (в том числе Спировского и Бологовского районов) характерно уменьшение содержащегося изначально в программе поддержки объема финансовых ресурсов или вообще отказ от финансирования.
В целом проведенные ранее исследования эффективности программ поддержки малого предпринимательства показывают, что подавляющее большинство региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в послекризисный период в большинстве своем реализовались вяло в связи с их сильной ориентацией на Федеральную программу, которая в эти годы не финансировалась. Говорить об их результативности и эффективности не приходится – в большинстве региональных программ вопросы реализации предыдущих программ деликатно замалчиваются. В связи с этим нет уверенности, что указываемые в очередных программах поддержки ожидаемые результаты обоснованы и будут в полной мере достигнуты.
С данными выводами в целом согласны и опрошенные респонденты, из которых лишь единицы считают программный механизм полностью эффективным (рис. 6.3.1). Правда, здесь следует отметить, что большинство респондентов полагают, что в программах, действующих на территории Тверской области, отдельные мероприятия все-таки эффективны, а это – положительная тенденция.
Рис. 6.3.1. Оценка опрошенными экспертами и представителями местных органов власти эффективности различных программ поддержки малого предпринимательства
Таким образом, действующий до настоящего времени механизм государственной поддержки малого предпринимательства через разработку и реализацию региональных программ поддержки малого предпринимательства по большому счету себя не оправдал.
Сказанное, по нашему мнению, в большинстве своем относится и к Тверской области. В связи с этим целесообразно рекомендовать разрабатывать более реалистичные по исполнению программы поддержки, сосредотачиваясь на нескольких актуальных направлениях, которые могут быть реализованы в условиях существующего финансирования, а также разрабатывать среднесрочные концепции развития малого бизнеса на территории области и отдельных муниципальных образований, направленные на создание и обеспечение общих благоприятных внешних условий для развития малого бизнеса. При этом программные документы в той или иной степени должны быть разработаны всеми муниципальными образованиями. В программах необходимо устанавливать критерии эффективности, которые бы относились именно к мероприятиям программы, а не ко всему направлению социально-экономического развития территории. По завершении программ следует оценивать эффективность тех или иных направлений по установленным для них критериям эффективности. Кроме этого, следует внимательно следить за исполнением бюджета программ и закладывать в программы те направления, которые изначально финансово обеспечены.
- Автономная некоммерческая организация информационно-консультационный центр « бизнес-тезаурус»
- Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в тверской области
- Список сокращений
- Ibsn – 978-5-903352-39-5 содержание
- 1. Введение 10
- 2.Развитие малого предпринимательства в Тверской области 12
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области 30
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области 43
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства 51
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения 61
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 95
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства 118
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства 122
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства 131
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях 145
- 12. Рекомендации по результатам исследования 243
- 13. Сведения об организации 352
- 1. Введение
- Развитие малого предпринимательства в Тверской области в 1997–2002 гг. По данным объективной (официальной) статистики
- 2.1. Динамика числа малых предприятий
- 2.2. Отраслевая структура мп
- 2.3. Динамика среднесписочной численности работников малых предприятий
- 2.4. Производство продукции (работ, услуг) на малых предприятиях
- 2.5. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях
- 2.6. Комплексная оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах Центрального федерального округа
- Среднегрупповые значения показателей
- 2.7. Развитие индивидуального предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств. Общая численность субъектов малого предпринимательства
- Численность индивидуальных предпринимателей в регионах цфо
- Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионах цфо
- 3. Развитие малых предприятий в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1. Анализ развития мп в муниципальных образованиях Тверской области
- 3.1.1. Число мп
- 3.1.2. Среднесписочная численность работников, занятых на мп (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)
- 3.1.3. Объем производства продукции (работ, услуг) на мп
- 3.1.4. Объем инвестиций мп в основной капитал
- 3.1.5. Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- Среднегрупповые значения показателей
- Классификация муниципальных образований по уровню развития мп
- 3.2. Отраслевая структура производства продукции (работ, услуг) мп Тверской области в разрезе муниципалитетов
- Отраслевая структура мп Тверской области (на конец 2002 г.)
- 4. Проблемы развития малого предпринимательства по результатам опросов, проводившихся в Тверской области
- 4.1. Основные проблемы на пути развития бизнеса субъектов малого предпринимательства
- 4.2. Нормативно-правовое регулирование
- Оценка уровня законодательства, по позициям, связанным с функционированием малого бизнеса (ранг)*
- Количество респондентов, оценивших уровень законодательства по позициям как плохое (неудовлетворительное), %
- 4.3. Состояние поддержки малого предпринимательства
- Оценка состояния различных видов поддержки (ранги) (первое значение – мнение субъектов малого предпринимательства/второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов-субъектов мп, оценивших состояния различных видов поддержки как неудовлетворительное, %
- Состояние информации о структурах поддержки по видам поддержки (ранг) (первое значение – мнение субъектов мп /второе значение – мнение сервисных организаций)
- Количество респондентов, оценивших состояние информации о различных структурах поддержки как неудовлетворительное, %
- 5. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства
- 5.1. Общие вопросы устранения административных барьеров
- Сводная оценка сложности отдельных административных процедур
- 5.2. Ситуация с административными барьерами в Тверской области по результатам анкетирования
- 5.3. Работа комиссий по административным барьерам на региональном и муниципальном уровнях
- 6. Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность на территории Тверской области и отдельных муниципальных образований, основные аспекты практики ее применения
- 6.1. Общий контекст
- 6.2. Общая характеристика нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности
- 6.3. Законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства
- 6.3.1. Областной закон «о господдержке»
- 6.3.2. Программы поддержки малого предпринимательства
- Сравнительная характеристика государственных программ поддержки отдельных субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа
- 6.3.3. Областной закон о зонах экономического благоприятствования
- 6.3.4. Законодательство о советах по развитию предпринимательства
- 6.3.5. Законодательство о межведомственных комиссиях по устранению административных барьеров
- 6.4. Законодательство, регулирующее отношения в сфере недвижимости
- 6.4.1. Аренда нежилых помещений, находящихся в собственности Тверской области
- 6.4.2. Аренда нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности
- 6.4.3. Перевод помещений из жилого фонда в нежилой
- 6.4.4. Прочие актуальные проблемы в сфере недвижимости
- 6.5. Законодательство, регулирующее получение земельных участков для строительства и ведение строительства
- 6.6. Законодательство, регулирующее торговую деятельность и сферу общественного питания
- 7. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства и анализ эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
- 7.1. Бюджетная поддержка малого предпринимательства
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2000 г.
- Рейтинг субъектов Российской Федерации цфо по доле расходов на развитие рыночной инфраструктуры и малого предпринимательства в расходах консолидированных региональных бюджетов, 2002 г.
- 7.2. Органы власти, ответственные за политику в отношении малого предпринимательства в Тверской области
- 7.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства, действующая на территории Тверской области
- 7.3.1. Обеспеченность Тверской области в целом и отдельных муниципальных образований организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- Обеспеченность муниципальных образований Тверской области организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.3.2. Эффективность деятельности организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства
- 7.4. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства
- 7.5. Анализ форм самоорганизации малого предпринимательства и взаимодействия предпринимательства и властей
- 8. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
- 8.1. Возможности регионов и муниципалитетов в области налогового стимулирования
- 8.2. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 8.3. Изменение ситуации с введением новых специальных режимов налогообложения по результатам опроса
- 9. Состояние кредитно-финансового сектора Тверской области в контексте развития малого предпринимательства
- 9.1. Проблемы в сфере финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса
- 9.2. Банковское кредитование субъектов малого предпринимательства
- 9.3. Микрофинансовые услуги
- 9.4. Лизинг
- 10. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области, отраслевые приоритеты у властей в политике развития малого предпринимательства
- 10.1. Потенциал развития малого предпринимательства в контексте направлений развития Тверской области
- 10.1.1. Промышленность
- 10.1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 10.1.3. Туризм
- 10.1.4. Инновационный бизнес
- 10.2. Отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства в Тверской области
- 10.3. Основные направления государственной политики в области реализации потенциала развития малого предпринимательства в отдельных отраслях и секторах экономики Тверской области
- 11. Ситуация с развитием малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях
- 11.1. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 11.1.1. Абсолютные и относительные показатели развития малого предпринимательства
- Отраслевая структура малых предприятий по количеству предприятий
- Отраслевая структура занятости на малых предприятиях
- Показатели объема произведенной продукции по отраслям экономики
- Поступления основных налоговых платежей и других доходов в бюджет города от субъектов мп за 1999–2002 гг. (тыс.Руб.)
- 11.1.2. Нормативная правовая база г. Твери в сфере регулирования предпринимательской деятельности и практика ее применения88
- 11.1.3. Основные проблемы, с которыми субъекты мп сталкиваются в ходе своей деятельности. Правоприменительная практика в отношении малого предпринимательства
- 11.1.4. Административные барьеры. Опыт работы Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров
- 11.1.5. Анализ фактической ситуации в области поддержки малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.6. Основные выводы по результатам анализа состояния развития малого предпринимательства в г. Твери
- 11.1.7. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Твери
- 11.2. Обоснование выбора муниципальных образований Тверской области для проведения детального исследования92
- Типология муниципальных образований
- 11.3. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в мо «Вышний Волочек»
- 11.3.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.3.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- Обеспеченность г. Вышнего Волочка объектами инфраструктуры развития предпринимательства
- 11.3.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышнего Волочка
- 11.3.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышнем Волочке
- 11.4. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Вышневолоцкий район»
- 11.4.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.4.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня99
- 11.4.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- Основные показатели работы за первое полугодие 2003 года
- 11.4.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Вышневолоцкого района
- 11.4.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Вышневолоцком районе
- 11.5. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Кашинский район»
- 11.5.1. Анализ фактического состояния малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня102
- 11.5.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.5.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Кашинского района
- 11.5.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Кашинском районе
- 11.6. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Лихославльский район»
- 11.6.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня105
- 11.6.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.6.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Лихославльского района
- 11.6.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Лихославльском районе
- 11.7. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «Рамешковский район»
- 11.7.1. Анализ фактического состояния в области развития малого предпринимательства
- 11.7.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.7.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства Рамешковского района
- 11.7.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в Рамешковском районе
- 11.8. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Ржев»
- 11.8.1. Анализ фактического состояния развития малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.8.2. Анализ нормативно-правовой базы муниципального уровня
- 11.8.3. Анализ фактической ситуации в области поддержки субъектов малого предпринимательства
- 11.8.4. Анализ и интерпретация результатов анкетирования субъектов малого предпринимательства г. Ржева
- 11.8.5. Рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в г. Ржеве
- 11.9. Выводы о ситуации в области развития и поддержки малого предпринимательства в Тверской области на основе анализа отдельных муниципальных образований112
- 11.10. Обобщенные рекомендации по развитию и перспективным направлениям поддержки малого предпринимательства в отдельных муниципальных образованиях Тверской области
- 12. Рекомендации по результатам исследования
- Приложение 1. Отраслевая структура экономики мп в разрезе муниципальных образований
- Доля ведущих отраслей в валовой выручке мп от реализации продукции (работ, услуг) по муниципальным образованиям Тверской области
- Приложение 2 «Итоги заседаний Областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров116
- Приложение 3. Пошаговые шаблоны основных административных процедур, в которых задействованы субъекты мп
- Приложение 4. Справочные материалы к разделу 9.2. Микрофинансовые услуги
- 4.1. Место микрофинансирования на рынке финансовых услуг
- 4.2. Информация по Сети организаций микрофинансирования женщин России
- Приложение 5. Справочные материалы по разделу 11.1. «Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в мо «г. Тверь»
- 5.1. Анализ экономического развития г. Твери
- Основные показатели социально – экономического развития г. Твери за 1 полугодие 2003 г.
- Распределение хозяйствующих субъектов в сфере экономики города по состоянию на 01.01.03 г.
- Перечень основных предприятий
- Видовая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Технологическая структура инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- Источники инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям (тыс. Руб.)
- 5.2. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в г. Твери
- 5.3. Результаты опроса, описывающие основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при проведении контрольных мероприятий уполномоченными органами
- 5.4. Структуры содействия развитию бизнеса
- Приложение 6. Справочные материалы к разделам 11.3 – 11.8 Отчета
- 6.1. Вышний Волочек
- Основные предприятия города Вышнего Волочка
- Перечень отдельных показателей, отражающих социально-экономическое развитие города Вышнего Волочка
- Структура доходов и расходов бюджета135 Вышнего Волочка
- Структура доходов бюджета
- 6.2. Вышневолоцкий район
- В общей площади района во всех категориях пользователей начитывается 58394 га сельскохозяйственных угодий, из них
- Распределение земель по видам собственности
- Динамика занятости в 2000-2002г. (тыс. .Чел.)
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Вышневолоцкого района за 2002 год и прогнозные на 2003 г.
- Структура доходов и расходов бюджета Вышневолоцкого района за 2002 год представлена (тыс. Руб., %)
- 6.3. Кашинский район
- Основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию в Кашинском районе за 2000-2002 гг. (тыс. Чел)
- Основные показатели промышленного производства по предприятиям Кашинского района за 2002 г.
- Основные показатели социально-экономического развития Кашинского района за 2002 год и прогнозные на 2003
- Основные предприятия
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год (тыс.Руб., %)
- 6.4. Лихославльский район
- Основные предприятия района
- Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Лихославльского района за 2002 год и прогнозные на 2003139
- Структура доходов и расходов бюджета муниципального образования за 2002 год
- 6.5. Проект по созданию открытого общественного информационного центра деловой и правовой информации Лихлославльского района
- 6.6. Проект по созданию бизнес инкубатора на территории Лихославльского района
- 6.7. Рамешковский район
- Динамика показателей рынка труда района за период 2000-2002 годы
- Сводные показатели социально-экономического развития Рамешковского района
- 6.8. Г. Ржев
- Основные показатели социально-экономического развития г. Ржева
- Структура доходов и расходов бюджета г. Ржева (тыс. Руб, %)
- Налоговые доходы
- 13. Сведения об организации
- Проекты, реализованные в 1999-2007 гг.
- 1. Улучшение институциональных возможностей Министерства в области дерегулирования
- 2. Подготовка практических рекомендаций по снижению административных барьеров
- 3. Развитие рыночной инфраструктуры для создания системы методологической и методической поддержки политики дебюрократизации
- 4. Методология оценки целесообразности применения мер государственного административного регулирования
- 5. Изучение уровня административных барьеров в четырех регионах
- 6. Представление результатов органам власти федерального и регионального уровня, а также бизнес-сообществу