logo search
asprmp_TO-doc

6.3.1. Областной закон «о господдержке»

Базовым документом, регулирующим поддержку малого предпринимательства на уровне Тверской области, является Областной закон «О господдержке». В основу данного закона, как и во многих других субъектах Российской Федерации, был положен Федеральный закон от 14 июля № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а поэтому областной закон впитал в себя все отрицательные особенности федерального: декларативность норм, большое число отсылочных норм, отсутствие механизма реализации многих положений. Кроме этого, по некоторым позициям областной закон вступил в противоречие с законодательством, регулирующим иные отношения.

В последнее время на различных уровнях рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О господдержке», которые бы решили обозначенные проблемы (декларативность, отсылочный характер норм, отсутствие действенных механизмов, противоречие более позднему законодательству и др.). В связи с этим следует признать оправданным то, что Департамент экономики и промышленной политики подготовил для первого чтения проект Закона Тверской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Тверской области от 25 июня 1998 г. № 23-ОЗ-2 ”О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области”» (далее – законопроект). Законопроект направлен на исключение из областного закона недейственных положений, устранение противоречий с иным законодательством, включение в закон новых положений о мероприятиях поддержки малого предпринимательства.

Поскольку данные поправки в настоящее время еще не были рассмотрены Законодательным собранием Тверской области, целесообразно рассмотреть существующие положения областного закона, а потом проанализировать предложения, содержащиеся в законопроекте.

В действующем Областном законе «О господдержке» есть несколько положений-новаций, отличающих его от федерального закона.

1. Областной закон вводит определение инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Так, к инфраструктуре поддержки предпринимательства в Тверской области следует относить организации, уставной деятельностью которых является:

Вместе с тем в законе отсутствуют правовые последствия установления законодательного определения инфраструктуры поддержки предпринимательства.

2. Областным законом «О господдержке» установлены дополнительные льготы по налогообложению для юридических лиц, объединений юридических лиц и физических лиц, осуществляющих поддержку малого предпринимательства, а также субъектов малого предпринимательства, при условии признания их деятельности приоритетной для экономики области. Перечень приоритетных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства в Тверской области, дающих право на получение налоговых льгот, устанавливается органами государственной исполнительной власти области и органами местного самоуправления при утверждении соответствующих программ поддержки малого предпринимательства, исходя из социально-экономических интересов региона и с учетом его ресурсного потенциала и местных особенностей.

В соответствии с Областным законом суммы денежных средств, высвободившихся в результате предоставленной льготы, направляются налогоплательщиками – юридическими лицами исключительно на развитие уставной деятельности и создание новых рабочих мест.

Налогоплательщикам предоставляются следующие налоговые льготы (в части средств, зачисляемых в областной бюджет):

  1. в течение первых пяти лет с момента государственной регистрации освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество – малым предприятиям, занимающимся приоритетными видами деятельности, у которых в суммарной выручке 80 и более процентов составляет доля от реализации приоритетных видов продукции (работ, услуг);

  2. уменьшение суммы налога на прибыль – негосударственным юридическим лицам и объединениям юридических лиц на сумму средств, перечисленных в Тверской областной фонд поддержки малого предпринимательства, за счет прибыли, остающейся в распоряжении юридического лица;

  3. освобождение от уплаты налогов на имущество и на прибыль – фондам поддержки малого предпринимательства.

На данный момент Областной программой поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2003–2005 гг. утвержден следующий перечень приоритетных направлений:

3. Областным законом «О господдержке» предусмотрено ведение областного реестра субъектов малого предпринимательства, которые создаются в основном для:

4. Областным законом «О господдержке» предусмотрено формирование Координационного совета по развитию предпринимательства при администрации области.

5. Областным законом предусмотрено, что на государственную поддержку малого предпринимательства ежегодно должно направляться не менее 0,5% от доходной части бюджета. Данные средств должны аккумулироваться в Областном фонде поддержки малого предпринимательства, который в настоящее время ликвидирован. Сейчас эта норма не выполняется на практике и должна претерпеть изменения в соответствии с поправками в Областной закон «О господдержке», рассмотренными далее.

В остальном же Тверской закон о поддержке и развитии малого предпринимательства не отличается от федерального закона и, соответственно, также в целом носит декларативный характер и в такой же степени не очень эффективен на практике.

Представляется, что в Областном законе «О господдержке» можно было бы прописать ряд отличных от федерального законодательства положений, которые были бы направлены на создание условий, гарантирующих субъектам малого предпринимательства стабильное развитие на протяжении нескольких лет. Однако в настоящее время этот в принципе ключевой принцип не работает как на федеральном уровне, так и на уровне многих субъектов Российской Федерации, в том числе и в Тверской области.

Разработанные поправки в Областной закон «О господдержке» также не содержат принципиальных положений-гарантий стабильного развития в течение нескольких лет. В качестве примера такого положения-гарантии можно привести положение, гарантирующее субъектам МП стабильность областного налогового законодательства на несколько лет (например, на три-четыре года), а в случае изменения системы налогообложения по инициативе областных властей предоставляли бы субъектам МП право сохранить прежний режим налогообложения, если они считают его более выгодным для себя. Законопроект устраняет противоречия с иным законодательством, исключает недействующие или заведомо неэффективные нормы, а также уточняет некоторые положения, в частности, излагает в новой редакции статьи, посвященные финансовому обеспечению поддержки малого предпринимательства. В этой части законопроект устанавливает способы осуществления финансовой поддержки субъектов МП за счет средств областного бюджета, однако не устанавливая порядок расходования этих средств и условия получения субъектами МП этих мер поддержки. Представляется, что порядок доступа субъектов МП к льготным кредитам, государственным гарантиям, льготному участию в выставочно-ярмарочной деятельности должен быть установлен на уровне закона. Положительным моментом законопроекта можно считать сохранение нормы о минимальном уровне финансирования поддержки малого предпринимательства за счет бюджетных средств. В редакции законопроекта предполагается направлять на поддержку малого предпринимательства не менее 0,5% от расходной части бюджета. Однако имеются сомнения по поводу реалистичности этой нормы

Законопроектом также предусмотрена возможность введения на отдельных территориях Тверской области режима экономического благоприятствования деятельности субъектов МП. В настоящее время существует, но практически не действует Областной закон о зонах экономического благоприятствования (подробнее см. раздел 6.3.3). Внесение норм о режимах экономического благоприятствования в Областной закон «О господдержке» можно рассматривать как попытку реанимировать механизм поддержки малого предпринимательства на отдельных территориях посредством предоставления соответствующим субъектам МП дополнительных льгот. Следует признать оправданным стремление устанавливать территориальные приоритеты в развитии малого предпринимательства, однако эффект воздействия норм законопроекта на развитие малого предпринимательства вызывает сомнения по следующим причинам. Во-первых, положения, регулирующие вопросы установления режима экономического благоприятствования, прописаны в законопроекте недостаточно четко. Так, например, не установлены основания, по которым на определенной территории режим экономического благоприятствования может быть введен, а также основания, по которым в введении данного режима может быть отказано или его существование прекращено. Кроме этого, не устанавливается срок, на который территории предоставляется режим особого благоприятствования. Вместе с тем по логике статей закона и привязке введения режима экономического благоприятствования к доходам областного бюджета можно сделать вывод, что такие режимы будут предоставляться на 1 год. Во-вторых, если введение на отдельных территориях режима экономического благоприятствования рассматривать как разновидность льготы, то в законопроекте устанавливается, что ежегодно в областной целевой программе поддержки развития малого предпринимательства должна быть предусмотрена предельная сумма данной льготы, равная сумме уменьшения доходов областного бюджета в результате предоставления субъектам МП прав и преимуществ в течение финансового года. Каков будет размер этой суммы и будет ли она входить в ежегодный объем финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства, который должен составлять не менее 0,5% расходной части бюджета, в законопроекте не уточняется. В-третьих, субъекты МП, действующие на территориях с режимом экономического благоприятствования, могут рассчитывать только на два вида льгот: на получение в аренду зданий, сооружений, оборудования, производственных помещений, иного имущества, находящегося в областной собственности по тарифам, не превышающим установленные для бюджетных организаций или на безвозмездной основе, на получение субсидий из областного бюджета на осуществление хозяйственной деятельности в сумме, равной перечисленным в областной и местные бюджеты налогам и целевым сборам. Однако порядок получения этих льгот также не прописан в законопроекте, а ведь процедуры получения субсидий из областного бюджета и распоряжения государственным имуществом должны быть четко установлены, иначе они не будут работать на практике.

Таким образом, анализ текста законопроекта позволяет констатировать, что работа, проводимая Администрацией по законодательному оформлению государственной политики в отношении малого предпринимательства, имеет правильный вектор в сторону содействия развития малого предпринимательства, однако она проводится достаточно консервативно и не затрагивает сферы, нуждающиеся в более совершенном нормативном регулировании. В связи с этим есть опасения, что поправленный Областной закон «О господдержке» будет оставаться фактически недействующим, а малое предпринимательство не почувствует на себе результаты работы администрации.