logo search
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

1. Финансовая система: принципы построения, структура

Финансы возникли с появлением государства. Они представляют собой систему экономических отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения. Контрольная функция проявляется в контроле со стороны государства за процессом создания денежных фондов, их перераспределения и стимулирования эффективного использования денежных средств. Через эту функцию можно узнать, каковы пропорции в распределении денежных средств, как своевременно финансовые ресурсы поступают хозяйствующим субъектам, экономно и эффективно ли они используются. В условиях рыночной экономики финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного, стабильного развития производства.

Совокупность форм и методов создания, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов образуют финансовую систему общества. Иногда ее определяют более узко, включая в нее только финансовые учреждения страны.

Известны два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался, во-первых, в том, что значительная часть финансовых ресурсов (более 50 %) сосредотачивалась в руках государства, а оставшаяся часть была децентрализована, т. е. находилась в распоряжении предприятий, учреждений. Во-вторых, централизованное руководство финансами со стороны союзных государственных органов сочеталось с предоставлением определенных прав и самостоятельности предприятиям, учреждениям в использовании имеющихся у них денежных средств. В третьих, статьи доходов и расходов государственного бюджета, республиканских бюджетов в основном совпадали.

В 90-е гг. XX века принцип демократического централизма в названных странах все больше уступает место принципу фискального федерализма, который лежит в основе построения финансовых систем развитых стран. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. В качестве примера можно рассмотреть финансовую систему США. Доходы федерального правительства, штатов, местных органов власти здесь формируются за счет разных источников. Штаты, муниципальные власти имеют право вводить новые виды налогов, которые поступают в их бюджеты. Более того, в разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Кроме того, правительство, штаты, местные власти независимы в своих расходах. Правительство финансирует оборону, космос, сельское хозяйство, внешние отношения и т. д., а муниципальные власти - программы в области образования, здравоохранения, дорожного строительства, охраны окружающей среды и т. д. В связи с тем, что доходов штатов, местных органов власти не хватает для покрытия их расходов, правительство оказывает финансовую помощь штатам, а они – муниципальным органам.

Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят финансы предприятий, учреждений, организаций; государственные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды (пенсионный, государственный фонд занятости и др.); государственный кредит; страхование (социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, предпринимательских рисков).

Структура финансовой системы

Финансы

Фонды

  • государственные

  • государственный бюджет

  • внебюджетные фонды

  • государственный кредит

  • предприятий, учреждений, организаций

  • денежные фонды, предназначенные для развития производства и решения социальных вопросов

  • финансы страхования

  • социальное страхование

  • личное страхование

  • имущественное страхование

  • финансы системы кредитования

  • банковская система

  • парабанковская система

  • финансы населения

  • доходная и расходная части финансов населения

Государство, благодаря финансам, выполняет важную роль в регулировании экономики, в развитии социально-культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении безопасности страны и граждан.

Финансы предприятий необходимы для обеспечения их нормальной деятельности. Предприятия обеспечивают себя оборотными средствами, осуществляют инвестиции для расширения основного капитала.

Финансы страхования образуют особую сферу финансов. С помощью финансовых ресурсов страхования осуществляется страховая защита имущественных интересов собственников от различных неблагоприятных явлений и случайностей.

Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных хозяйствующих субъектов и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мер, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Это предполагает активное участие государственных финансов в распределении и перераспределении ВВП и контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта общества.

Контроль за формированием и использованием стоимостных, финансовых показателей организуется высшими федеральными и региональными органами власти и осуществляется периодически при рассмотрении как проектов бюджета, так и отчетов о его использовании.

Контроль доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными органами и государственными и частными организациями аудита.