logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

3. Структура рынка

Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствии с этим рынок имеет разнообразную структуру и его можно классифицировать по различным признакам.

1. По объектам купли-продажи различают рынок рабочей силы, рынок товаров, услуг, информации, рынок капиталов.

Рынок товаров состоит из товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления) и товаров производственного назначения (рынок средств производства).

Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования.

Рынок средств производства обычно рассматривается в отраслевом разрезе. Наиболее укрупнено его можно представить в виде рынков:

Для последнего характерна значительная монополизация производства и мировые рынки сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслуживание после продажи.

Поскольку услуга и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров. Рынок услуг – это купля-продажа услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических, бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в середине прошлого века. Его составляющие – рынок инноваций, изобретений, рынок информационного продукта; рынок продукта творческого труда.

Рынок капиталов делится на рынок денег и рынок ценных бумаг.

2. По типу конкуренции различают:

  1. По территориальному признаку выделяют:

Мировой рынок – это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей, но и их качественно новый уровень.

4. По уровню насыщения выделяют:

5. В соответствии с действующим законодательством:

6. По характеру продаж:

7. По степени зрелости рыночных отношений:

8. С учетом ассортимента товаров: