logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

1. Теоретические взгляды на взаимодействие рынка и государства

В последние два десятилетия происходит активное переосмысление роли государства в экономическом развитии и выявление тех тенденций, которые будут определять его место в обществе в XXI веке.

Представления о роли государства, степени его воздействия на экономику страны имеют свою долгую историю. В XV – XVII веках, в период первоначального накопления капитала, представители школы меркантилизма обосновали необходимость активной государственной экономической политики. Для меркантилистов характерно отождествление богатства с деньгами. Это привело их к выводу о том, что государство тем богаче, чем больше денег (полноценных – золота и серебра) оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Теория раннего (или денежного) меркантилизма предлагала государствам осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране (запрещение вывоза денег за границу, введение государственной монополии на торговлю валютой, обязанность иностранцев тратить выручку от продажи своих товаров на покупку изделий местного производства и др.). Со второй половины XVI века развивается и достигает расцвета в XVII веке поздний (или мануфактурный) меркантилизм (Т. Мен – Англия, А. Монкретьен – Франция и др.). Это период возрастания экономической мощи торговой буржуазии. Важнейшей задачей государственной экономической политики становится создание системы активного торгового баланса. Сторонники позднего меркантилизма утверждали, что государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных из страны и ввезенных в нее товаров. Достичь этого можно за счет вывоза изделий своей страны, причем разрешался только вывоз готовых изделий, и за счет посреднической торговли, для чего разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране, продавать дороже – в другой. Для формирования активного торгового баланса и захвата внешних рынков правительство должно было регулировать ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять премиями организаторов предприятий, продукция которых пользовалась большим спросом на внешних рынках. Предлагалось поощрять развитие промышленности.

Идеи меркантилизма стали теоретической основой государственной внешнеторговой политики, получившей название протекционизма, направленной на поощрение и защиту национальных производителей, на расширение внешних рынков.

В XVII веке возникла классическая школа политической экономии. Наиболее яркими представителями этого направления в экономической науке являются шотландский экономист и философ А. Смит и английский экономист Д. Рикардо. А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип «невидимой руки») создает гармоничное устройство».

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, то есть делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Д. Рикардо был также сторонником всемерного ограничения вмешательства государства в экономику. Он полагал, что в экономике действуют объективные и стихийные, но познаваемые законы. Механизм их действия при отсутствии государственного вмешательства поддерживает экономическую систему в равновесии. При этом Рикардо обращал особое внимание на необходимость выработки государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества.

Смит и Рикардо считаются создателями теории и политики фритредерства (свободной торговли). Они представляли эту политику как идеальную, всегда выгодную всем странам.

В экономическом смысле государственное вмешательство на раннем этапе развития капитализма сводилось в основном к двум функциям: законодательной защите прав частной собственности и самостоятельности принятия решений, то есть защиты свободы выбора сферы деятельности.

В 30-ые гг. XX века в условиях обострения мирового экономического кризиса и Великой депрессии (1929 – 1933 гг.) Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Согласно ей, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, обеспечивающих выход экономики из кризиса.

При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал использовать бюджетно-финансовые кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.

Однако примерно с начала 70-х гг. XX века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность его перераспределения без ущерба накоплению.

В 70-ые гг. XX века условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоклассическая модель регулирования.

В отличие от классической теории она не представляет собой единой концепции, хотя и опирается на некоторые общие принципы. Она объединяет представителей нескольких школ. Неоклассическое направление получило отражение в работах английских, австрийских, американских экономистов. Разновидностью неоклассической теории является монетаристская теория. Лидер монетаристского направления – американский экономист Чикагской школы М. Фридмен. В основу монетаристского подхода положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Они считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим развитие экономики, что основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. Правило денежной политики, предложенное монетаристами: центральный банк должен поддерживать постоянные темпы роста денежной массы в диапазоне от 2,5 % до 8,0 % в год. Изменение денежного предложения призвано прямо соответствовать динамике цен и национального дохода.

В практике государственного регулирования экономики последних лет находят применение как идеи М. Фридмена, так и кейнсианские концепции.

Кроме этого, есть много разновидностей данных и других теорий о роли государства в современной экономике и методах ее регулирования.

В современной рыночной экономике существует много причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства для предотвращения или смягчения негативного воздействия рынка. Все эти причины, как можно заключить из приведенного ниже перечня, связаны с самой сутью рыночной экономики и ее несовершенством (табл. 1).

Таблица 1.

Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики

Группа факторов

Содержание факторов

1. Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма

1. Ограничение стихийности рыночных процессов.

2. Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры.

3. Обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд.

4. Поддержка конкурентности, открытости рынка.

5. Усиление конкурентности на мировом рынке.

2.Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства

1. Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих субъектов.

2. Обеспечение антициклического развития экономики.

3. Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности.

4. Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.

5. Поддержка макроэкономического равновесия.

6. Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики.

7. Потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки зрения частного капитала.

8. Регулирование денежного обращения.

9. Содействие развитию науки, научно-технического прогресса.

3. Факторы, связанные с решением социальных проблем

1. Обеспечение рационального перераспределения доходов.

2. Обеспечение экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности.

3. Обеспечение полной занятости населения.

4. Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовка кадров и т.д.).

Предложенная классификация является условной, так как все три группы факторов взаимосвязаны между собой. Так, создание государством общих благоприятных условий для стабильного развития экономики способствует преодолению негативных черт рыночного механизма и решению социальных проблем. Решение проблем занятости способствует обеспечению положительной динамики процесса воспроизводства и т. д.