logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

3. Ординалистский подход к анализу поведения потребителя. Кривые безразличия и бюджетное ограничение.

Ординализм исходит из того, что потребителю не нужно оценивать полезность каждой отдельно взятой единицы блага в абсолютных числах. Вполне достаточно того, что потребители знают, какие наборы благ приносят большее и какие меньшее удовлетворение. Предпочитая большие полезности меньшим, потребители оценивают их не абсолютными, а порядковыми числами. С учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости экономических благ обобщенная функция полезности у ординалистов выглядит так:

U = f (x, y, z, … n).

Ординалисты объясняют потребительский выбор с помощью карты кривых безразличия и линии бюджетных возможностей. Карта кривых безразличия иллюстрирует предпочтения потребителя при выборе из двух товаров, а линии бюджетных возможностей – ценовые и бюджетные ограничения потребителя.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность, для потребителя.

Так, потребителю безразлично, какой набор товаров выбрать:

5 яблок и 3 апельсина;

4 яблока и 4 апельсина;

1 яблоко и 6 апельсинов и т.п.

Данные наборы товаров имеют одинаковую полезность (равноценны), так что если соединить все точки, обозначающие в пространстве наборы двух товаров Х (яблоки) и Y (апельсины), то получим линию равной полезности (кривую безразличия – U1, U2, U3) (рис. 1).

Y

A C

YA

B

YB

XA XB X

Рис. 1 Кривые безразличия

Все наборы из двух продуктов одинаково полезны для потребителя. Полезность, которую он теряет, отказываясь от какого-то количества одного продукта, компенсируется пользой от дополнительного количества другого продукта. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые отличаются между собой по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия (рис.1).

Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия.

Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую пользу она обеспечивает потребителю. То есть любая комбинация продуктов Х и Y, показанная точкой на кривой U3, обладает большей полезностью, чем любая комбинация X и Y, показанная точкой на кривой U1. Однако доход (бюджет) потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания равных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей

Рис.2 Бюджетная линия.

Сущность бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку товаров X и Y. Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу и являются поэтому доступными для потребителя. Все наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят дороже и поэтому недоступны для него.

Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов.

Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода и изменения цен товаров. Снижение денежного дохода при неизменности цен на товары приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево. А увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо. Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т. е. увеличиваться или уменьшаться в одно и тоже количество раз, то бюджетная будет смещаться параллельно: если цены пропорционально возрастут, то бюджетная линия сместиться влево, и наоборот, снижение цен переместит бюджетную линию вправо.

Отсюда следует, если доход и цены одновременно и пропорционально возрастут или понизятся, то положение бюджетной линии не изменится.

Совместим на графике карту кривых безразличия и линию бюджетных возможностей. ( Рис. 3)

Кривая безразличия U3 обеспечивающая большую полезность, чем кривые безразличия U1 и U2, недоступна для потребителя, так как находится выше бюджетной линии. Точки А и В показывают доступные потребителю комбинации продуктов Y и X, но они соответствуют меньшим совокупным полезностям. Равновесие потребителя достигается в точке Е, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия U2. Достигнув ее потребитель теряет стимул к изменениям структуры своих покупок, так как это будет означать потерю полезности.

Если доход потребителя растет, то точки равновесия смещаются вместе с бюджетной линией. Равновесие потребителя может изменяться под влиянием изменения цен. Вместе с тем эффект цены распадается на два отдельных эффекта: эффект дохода и эффект замещения.

«Эффект дохода»: если цена продукта (например, клубники) падает, то реальный доход (покупательная способность) потребителя данного товара увеличивается. Он может на тот же денежный доход купить больше клубники. Это явление называется «эффектом дохода».

«Эффект замещения»: снижение цены продукта (клубники) означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Снижение цены на клубнику будет стимулировать потребителя к замещению клубникой других товаров (например, бананов, яблок и т.п.). Клубника становится более привлекательным товаром по отношению к другим. Это явление называется «эффектом замещения». Однако эти выводы несколько изменяются, если включить в анализ относительно худшие товары (например, маргарин взамен масла). С ростом доходов спрос на маргарин упадет, поэтому «эффект дохода» будет для него величиной отрицательной и существенно сократится «эффект замещения» маргарином масла. Теоретически можно представить такой случай, когда «эффект дохода» будет настолько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения на него цен. Это явление называется парадоксом Гиффена, а товары, на которые он распространяется товарами Гиффена.