logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

4. Фискальная политика

Под фискальной политикой в экономике принято совокупность осуществляемых государством мероприятий в сфере налогообложения и государственных расходов. После второй мировой войны именно фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики развитых стран.

С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством изменения налоговых ставок, трансфертных платежей и правительственных закупок. Современные экономисты, подвергающие критике позиции Кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики.

Целями фискальной политики являются:

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной (схема 1). Последняя является автоматической или политикой встроенных стандартов. Хотя обе политики играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, ни одна не может решить все экономические трудности. При проведении дискреционной политики возникают следующие проблемы:

При проведении автоматической политики, необходимо помнить, что присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не могут.

Схема 1. Типы фискальной политики.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное целенаправленное изменение в области государственных расходов и в налогообложении с целью изменения реального объема производства, занятости, контроля за инфляцией, ускорение экономического роста.

Для решения проблем инфляции и безработицы необходимо добиться роста национального продукта. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный объем и чистого национального продукта (ЧНП) через изменение совокупных расходов. Когда государство увеличивает свои расходы через увеличение государственных закупок товаров и услуг, а также трансфертов и налогов, это приводит к увеличению ЧНП, причем его прирост больше прироста государственных расходов.

На характер дискреционной политики оказывает влияние фаза экономического цикла. Она может носить либо сдерживающий, либо стимулирующий характер.

В период спада используется стимулирующая фискальная политика – политика экспансии. Она направлена на развитие производства и включает в себя:

Это приводит к дефицитному финансированию, но сдерживает падение производства.

В условиях подъема, в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом проводится сдерживающая фискальная политика – политика рестрикции. Она направлена на сдерживание совокупного спроса:

Это способствует притоку финансовых средств в бюджетного дефицита, что оказывает стимулирующее воздействие на преодоление спада.

Рост налоговых поступлений сокращает бюджетный дефицит.

Трансферты, а к ним относятся пособия по безработице и социальные выплаты имеют обратное воздействие. Во время экономического спада рост выплат и пособий сдерживает падение совокупного спроса, противодействуя нарастанию кризиса. В период экономического подъема трансферты сокращаются, препятствуя появлению избыточного спроса.

Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают экономические колебания, но не устраняют изменения в объемах национального производства. В связи с этим на практике ее дополняет дискреционная фискальная политика.

Под автоматической фискальной политикой понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

Суть ее – автоматическое изменение налоговый поступлений при изменении величины облагаемого дохода. В качестве автоматических стабилизаторов выступают изменение налоговых поступлений и трансферты.

По мере роста объема национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений. Увеличиваются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, акцизов, подоходного налога. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений снижаются.

На практике, в период спада в экономике, при сокращении налоговых поступлений, происходит относительный рост доходов, остающихся у предприятий и населения. Это позволяет сдерживать падение совокупного спроса и смягчить экономический спад. В период роста национального продукта при заданных налоговых ставках налоговые поступления автоматически увеличиваются, сдерживая тем самым совокупный спрос и инфляцию спроса.

Таким образом, прогрессивная шкала налогообложения в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную, а в период его оживления значительную потерю покупательной способности населения и предприятий. Кроме того, автоматическое сокращение налоговых поступлений приводит к увеличению бюджета и ориентирует на положительное сальдо.