logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

1. Сущность и условия возникновения рынка

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел развитие от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Над созданием концепций рынка работали многие экономисты.

Английский экономист XIX века У. Джевонс понимал рынок, как группу людей, вступивших в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара.

Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок, как продукт общественного разделение труда и форма взаимосвязи между производителями и потребителями.

Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом.

Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (1899 – 1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

Анализируя все существующие подходы, можно выделить два основных.

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

а) рынок как способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования;

б) рынок как способ поведения хозяйствующих субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решения и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);

в) рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»);

Второй подход основан на выделении его конкретно-экономического содержания. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

С позиций экономической теории рынок – это система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами.

Основными признаками рынка являются:

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия) и государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимосвязаны на рынке.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства, услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых выступают сами деньги.

Рынок зародился много тысяч лет назад на стадии разложения первобытнообщинного строя. Причины или условия возникновения рынка:

Первое условие – общественное разделение труда. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Сначало – отделение земледелия от скотоводства, затем – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, и потом – возникновение купечества. Отрасли постепенно дробились, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда с неизбежностью требует обмена. Первоначально обмен имел примитивные формы и существовал внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Развитие обмена привело к появлению денег, которые расширили стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие – экономическая обособленность производителей, их возможность свободно распоряжаться результатами своего труда. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и как продавать созданную продукцию. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. С ее развитием развивалось и рыночное хозяйство. Своего высокого развития частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.

Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

Третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования. Внерыночное регулирование существует в любой системе, однако чем больше свободы, тем развитие рыночное отношения. Закон призван ограничивать и запрещать только те виды экономической деятельности, которые представляют опасность людям и обществу.

История развития человечества доказала эффективность рыночного механизма при решении главных экономических задач.

Во-первых, рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Это достигается через установление соответствия предложения объему платежеспособного спроса.

Во-вторых, рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Если сделка купли-продажи состоялась, то общество признало результаты общественно необходимыми.

В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства, этому способствует конкуренция.

Рынок обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу. Производители сами решают вопросы: что, как и для кого, а потребители отдают предпочтение в виде спроса.

Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребительского товара и размером получаемого дохода. Рыночная экономика базируется на принципе экономической целесообразности, т. е. на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов: направляет ресурсы в производство товаров и услуг, которые необходимы обществу. Однако наряду с положительными, рынок имеет и негативные стороны:

В связи с отрицательными сторонами рынка, для современной рыночной экономики характерно государственное вмешательство в определенных границах.