logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

1. Совокупный спрос и совокупное предложение: факторы, их определяющие.

Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений. Принципы построения кривых совокупного спроса AD и совокупного предложения AS аналогичны принципам построения кривых спроса и предложения на микроуровне.

В определенный момент времени для любого уровня цен существует количество товаров и услуг, на которое предъявлен совокупный спрос и которое предложено всеми товаропроизводителями (рис.1).

Совокупный спрос. Это общая сумма спросов на конечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает: потребительский спрос домохозяйств; спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей спрос на товары и услуги со стороны государства; спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств – чистый экспорт, который определяется как разность между экспортом и импортом.

На величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам относятся эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок, которые и определяют траекторию кривой AD.

Из рис. 1 следует, что с понижением уровня цен объем национального производства, который будет реализован, увеличится, и наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта найдет своих покупателей.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен повышаются и процентные ставки. Дело в том, что большая часть покупок товаров длительного пользования и инвестиционных товаров осуществляется за счет заемных средств. Рост общего уровня цен приводит к увеличению спроса на кредитные ресурсы, повышению процентной ставки, сокращению спроса со стороны домашних хозяйств и предпринимателей. Низкий же уровень цен способствует снижению процентной ставки и тем самым стимулирует рост потребления и инвестиций, а следовательно, и совокупного спроса.

Эффект богатства проявляется в изменении реальной стоимости и покупательной способности финансовых активов и доходов населения. Так, снижение цен будет способствовать росту реальных доходов и росту совокупного спроса, а инфляция, наоборот, будет снижать покупательную способность домашних хозяйств и совокупный спрос.

Эффект импортных закупок имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и иностранные товары. Если цены на товары внутри страны растут, их экспорт становится более дорогим и проблематичным, вместе с тем увеличивается спрос на более дешевые импортные товары. В результате объем чистого экспорта Х уменьшится, как и совокупный спрос. Увеличение же экспорта и снижение импорта будет способствовать росту совокупного спроса.

К неценовым факторам совокупного спроса принадлежат изменения в расходах: потребительских, инвестиционных, государственных, на чистый объем экспорта. Изменение этих факторов способствует изменению совокупного спроса и сдвигу его кривой. Кривая совокупного спроса смещается влево при его уменьшении и вправо – при увеличении.

Совокупное предложение. Под совокупным предложением AS понимают сумму стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объема производства и уровня цен. При этом прослеживается прямая (положительная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг.

На рис. 1 видно, что на кривой AS можно выделить три участка: I - горизонтальный (кейнсианский), II – промежуточный и III – вертикальный (классический). Горизонтальный отрезок назван кейнсианским по имени известного английского экономиста Кейнса, который анализировал экономику периода «великой депрессии». На этом отрезке реальный объем производства значительно ниже объема производства при полной занятости Qf, что говорит о состоянии экономического спада, недоиспользовании производственных мощностей и избытке рабочей силы. При задействовании этих неиспользованных ресурсов и увеличении объема национального производства повышения заработной платы и уровня цен не происходит. При сокращении реального объема национального производства уровень заработной платы и цен также остается неизменным.

На промежуточном отрезке рост объема национального производства сопровождается ростом цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы уже вовлечены, начинает ощущаться их ограниченность, часто используется менее эффективное оборудование, т. е. возрастают издержки на единицу продукции и для их компенсации необходимы более высокие цены.

Вертикальный (классический) отрезок на кривой совокупного предложения рассматривался классической экономической наукой и означает, что экономика достигла полной занятости при объеме производства Qf , имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращивание объема производства в кратковременном периоде невозможно. Таким образом, любое повышение цен не приведет к наращиванию производства.

Как мы уже выяснили, движение вдоль кривой совокупного предложения отражает взаимосвязь реального объема производства и цен. Влияние же неценовых факторов совокупного предложения приводит к изменению издержек на единицу продукции при данном уровне цен, совокупного предложения и сдвигу его кривой. Кривая AS смещается вправо при снижении издержек на единицу продукции и росте совокупного предложения и влево – при увеличении издержек на единицу продукции и падении совокупного предложения. К неценовым факторам совокупного предложения относят изменения цен на ресурсы, производительности труда, правовых норм.

Пересечение кривых AS и AD определяет равновесный объем выпуска продукции и уровень цен в экономике. Учитывая сложную конфигурацию кривой совокупного предложения, можно предположить, что равновесная ситуация может возникнуть на любом из трех участков: кейнсианском, промежуточном и классическом. Наиболее динамичен совокупный спрос. Он быстрее улавливает те изменения, которые происходят в экономике. Рост совокупного спроса, изменяя точку равновесия, отражается на объеме национального производства, следовательно, на занятости населения, а также на уровне цен.

Если кривая AD смещается на горизонтальном отрезке кривой AS, изменяется только реальный объем ВНП; смещение ее на промежуточном отрезке приводит к изменению и номинального и реального ВНП; на вертикальном отрезке сдвиг кривой AD сопровождается только увеличением цен (инфляция спроса), а реальный ВНП остается неизменным.

Увеличение совокупного спроса вызывает рост цен (при сдвиге кривой AD на промежуточном и вертикальном отрезках кривой AS), но его сокращение приводит к их падению с определенным временным лагом. В таком случае срабатывает эффект храповика, когда цена остается на прежнем уровне, а объем производства падает до уровня больше, чем если бы равновесие устанавливалось традиционным путем. Такое «поведение» цен и кривой совокупного предложения объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции. Предприниматель заключает договора на поставку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, которые он не может изменить произвольно в сторону уменьшения. Поэтому даже при снизившемся совокупном спросе он вынужден предлагать свою продукцию по тем ценам, которые установились первоначально, и, чтобы не оказаться в убытке, резко снижает объем производства. При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой AS влево будет способствовать росту цен (инфляция, вызванная ростом издержек производства). Если она сдвигается вправо, то реальный объем производства увеличивается, что свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.