logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

3. Рынки несовершенной конкуренции

Если реальный рынок не содержит хотя бы один признак совершенного рынка, то можно говорить о рынках несовершенной конкуренции.

В таблице 1 приведены качественные характеристики различных типов рынков.

Таблица .1 Характерные черты четырех основных моделей рынка

Модель рынка

Характерная черта

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень большое число

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальный; нет близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в довольно узких рамках

Ограничений взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Наличие существенных препятствий

Блокировано

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

Очень типична, особенно при дифференциации продукта

Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов

Местные предприятия общественного пользования

Из таблицы видно, что конкуренция – понятие структурное, а соперничество – поведенческое. При совершенной конкуренции нет соперничества, при несовершенной возникает соперничество в поведении на рынке, при монополии нет соперников.

На рынке несовершенной конкуренции могут присутствовать рыночные структуры: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Признаки рынка монополистической конкуренции:

Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко. В связи с тем, что фирмы являются небольшими как в относительном так и в абсолютном выражении, можно предположить, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. Однако, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть дополнительные финансовые барьеры, связанные с приданием продукту отличительных качеств и рекламой данного продукта.

Олигополия – это структура рынка, при которой несколько независимых фирм удовлетворяют общий спрос множества потребителей.

Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть могут производить либо стандартизированные либо дифференцированные продукты.

К стандартизированным товарам относятся сталь, медь, алюминий, технический спирт и т. д.

Дифференцированный товар это машины, моющие средства, сигареты и т. д.

Небольшое количество фирм свидетельствует о наличии барьеров для вступления в отрасль других конкурентов.

Если на рынке нескольким потребителям противостоит множество продавцов, то такая рыночная структура называется олигопсонией.

На деятельность олигополии на рынке оказывают влияние две тенденции. Первая заключается в максимизации совместной прибыли, которая может быть получена в отрасли, вторая – в позиции противостояния, когда фирма стремится обеспечить себе большую долю прибыли в обществе. При установлении цены олигополист учитывает не только эластичность спроса и динамику затрат, но и реакцию конкурента.

Исторически наиболее известной фирмой олигополии являются картели. Это организация нескольких производителей, которые совместно принимают решение об уровне цен, объемах производства или разделе рынка. При этом, цены могут устанавливаться на высоком уровне (практически монопольном). Договор между участниками картеля об уровне цен и доле каждого в общем объеме производства заключаются совершенно официально, хотя, как правило, на закрытых заседаниях. так как в настоящее время национальные картели запрещены законодательно, то эти соглашения являются сговором. Самым известным международным картелем является ОПЕС, это объединение стран экспортеров нефти.

Чистая монополия является противоположностью совершенной конкуренции.

Абсолютная или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заместителей.

Признаки чистой монополии:

  1. единственный производитель. Абсолютный монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы.

  2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален тем, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать товар у монополиста, либо обходится без него.

  3. Контроль над ценой. Фирма может устанавливать как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены или изменять рыночные цены путем изменения объема производства.

  4. Заблокированное вступление. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления на рынок других фирм. Барьеры могут быть порождены объективными причинами, а иногда создаются искусственно.

Барьеры для вступления в отрасль:

При монополии барьеры для вступления в отрасль являются достаточно высокими, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Такие же барьеры существуют для всех рыночных структур, но их размеры значительно меньше.

Эффект масштаба. Монополист, способный удовлетворить весь спрос потребителей на некоторый товар, имеет огромные масштабы производства. Это позволяет монополисту иметь низкие удельные издержки. Конкуренту, чтобы успешно внедриться на рынок, требуется также обеспечить низкие издержки, то есть иметь достаточный масштаб производства, что требует значительных капитальных затрат. Высокие капитальные затраты в сочетании с неопределенностью успеха на монополизированном рынке являются серьезным препятствием для входа конкурентов на этот рынок.

Естественные барьеры. Они связаны с наличием государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак.

С помощью этих инструментов государство ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе лицензий и патентов возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения и коммерческого освоения результатов научно-исследовательских и технологических разработок.

Барьером могут быть технологии. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт и т. п., в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно.

Государство устанавливает монополию на рынках товаров неэластичного спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского набора (почтовое ведомство). Вполне оправдано, что государство берет на себя полноту ответственности за снабжение населения общественными товарами. В этом случае, государство оказывается в роли монопольного потребителя (монопсониста) некоторых товар и услуг (например, военная техника).

Искусственным барьером может стать значительное расширение предприятий (концентрация) или слияние нескольких в одно (централизация), что позволяет завладеть преобладающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. монополия, основанная на концентрации и централизации производства и капитала представляет наибольшую угрозу для рыночной экономики и постоянно находится под контролем государства.

Юридическим барьером, препятствующим производству продукта, может стать монопольное владение месторождениями исходного сырья, например бокситами для производства алюминия, алмазными рудниками и т. д. Институт частной собственности используется как эффективная преграда для потенциальных конкурентов.

Таким образом, по функциональному назначению можно выделить юридические, экономические, естественные и искусственные барьеры.