logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

3. Альтернативные теории формирования стоимости труда: трудовая теория стоимости, теория предельной полезности, затратная концепция.

Обмен товаров в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство выступает как закон стоимости. Он означает, что товары обмениваются друг на друга по стоимости, содержащей одинаковое количество общественно необходимого труда.

Цену товара на рынке определяют общественно необходимые затраты труда на его производство. На практике же цена под воздействием конкуренции, спроса и предложения может быть выше или ниже стоимости. Чем меньше товара на рынке, тем больше спрос на него превышает предложение, тем и цена на этот товар будет выше, и наоборот. Каждый стремится произвести больше товаров, чем его конкурент. Но никто не знает действительных общественных потребностей в том или ином товаре, предложение почти никогда не совпадает со спросом на этот товар. Если товаров произведено больше потребительского спроса на них, то цены на эти товары на рынке падают и опускаются ниже стоимости. Часть произведенных товаров оказывается лишней, товаропроизводители вынуждены продавать их значительно ниже стоимости, получать убытки и сокращать производство. При возрастании спроса происходит обратная реакция товаропроизводителей.

Закон стоимости выступает как закон цен. Через механизм рыночного ценообразования, через их колебания вокруг стоимости под влиянием конкуренции, спроса и предложения происходят стихийное регулирование товарного производства, стихийное установление определенного равновесия между спросом и предложением.

Закон стоимости играет важную роль стихийного регулятора товарного производства. На основе колебания цен вокруг стоимости происходит распределение рабочей силы и средств производства между различными отраслями производства, в результате чего достигается определенная пропорциональность между всеми частями народного хозяйства.

Рассмотрим это на примере. Предположим, что при спросе на обувь в количестве 100 тысяч пар обувщики произвели 150 тысяч. Но другого вида продукции (например, одежды) может быть изготовлено по той же самой причине незнания емкости рынка и общих размеров производства меньше, чем требуется (предположим, 200 тыс. единиц при спросе в 300 тысяч).

Так возникла бы диспропорция между производством этих видов продукции (обуви и одежды), проявившаяся только на рынке. В результате этого цена одежды поднимется выше ее стоимости, а цена обуви упадет ниже ее стоимости.

Однако такая диспропорция не может сохраняться на протяжении сколько-нибудь длительного времени. В конце концов обувщики станут сокращать производство обуви, а повышенный спрос на одежду, обусловив рост цен на нее, создает стимул для расширения производства этого более выгодного вида продукции. При этом сокращение производства обуви и увеличение производства одежды частично будет происходить за счет того, что некоторые товаропроизводители перейдут из обувной промышленности в швейную.

Под влиянием таких изменений предложение обуви начнет уменьшаться, а цены на нее начнут повышаться; напротив, предложение одежды станет увеличиваться, а цены на нее начнут падать. В результате в обеих отраслях цены на их товары будут изменяться в направлении все большего сближения со стоимостью.

Разумеется, в реальной действительности эти процессы перераспределения общественного труда под влиянием действия закона стоимости носят более сложный характер, поскольку одновременно в этом перераспределении участвуют многие отрасли, и такое перераспределение происходит не только между отраслями, но и внутри них, между конкретными видами продукции. Однако во всех случаях преодоление этих диспропорций осуществляется через механизм колебаний цен вокруг стоимости. Отклонения цен от стоимости сигнализируют товаропроизводителям о том, производство каких товаров следует расширять и каких- сокращать.

При производстве каждого вида товаров труд товаропроизводителей, применяющих более совершенную технику, обладает и более высокой производительностью. Их продукция производится с затратами труда более низкими, чем общественно необходимые, а так как продажа товаров осуществляется по цене, которая тяготеет к стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда, то производители, чьи индивидуальные затраты труда являются наименьшими, получают наибольший доход, а те, у кого индивидуальные затраты труда более высокие, оказываются в невыгодном положении. Это стимулирует снижение товаропроизводителями индивидуальных затрат путем введения технических усовершенствований. Стремление каждого из них к совершенствованию техники производства приводит к повышению производительности общественного труда и постепенному снижению общественно необходимых затрат труда. Так стихийно действующий закон стоимости способствует техническому прогрессу.

Многие из товаропроизводителей, индивидуальные затраты труда которых оказались более высокими, чем общественно необходимые, не имеют средств для приобретения новой, более совершенной техники, обеспечивающей повышение производительности их труда. В результате они не только не могут ликвидировать уже имеющееся отставание, но отстают все более и более. Для них в конце концов наступает момент, когда их индивидуальные затраты труда настолько резко отстанут от значительно снизившихся общественно необходимых, что они оказываются уже неспособными продолжать производство и разоряются.

Таким образом, на основе закона стоимости, действующего через рыночную конкуренцию, происходит социальное расслоение товаропроизводителей.

В целом трудовая теория стоимости уделяя внимание производству, недоучитывала потребление.

Теория предельной полезности наиболее ярко выражена в трудах представителей австрийской школы: К. Менгера, Е. Бём-Баверка, Л. Вальраса, У. Джевонса и др.

Сторонники этой концепции определяют стоимость исходя из субъективных оценок покупателей. В связи с этим у теоретиков предельной полезности исчезает сам термин «товар», который заменяется термином «благо». Субъективная ценность блага зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага (редкости) и от степени насыщения потребности в нем.

Потребности не ограничены в своем количестве и имеют разную напряженность. Количество же благ, напротив, ограничено. Из этого следует, что экономическими называются блага, способные удовлетворять какую-то потребность и количество которых ограничено по сравнению с потребностью. Так, воздух не является экономическим благом, хотя он и необходим для жизни каждому. Его количество не ограничено. Исходя из такого подхода, теоретики предельной полезности объяснили парадокс А. Смита: вода нужна всем, но она ничего не стоит; бриллиант же бесполезен, но он дорого ценится.

Теоретики предельной полезности считают, что по мере увеличения запаса материальных благ, когда потребность в них может быть удовлетворена все более полно, их полезность снижается. Так, например, Бем-Баверк утверждал, что при каждом данном имеющемся в наличии запасе материальных благ различные части этого запаса удовлетворяют неодинаковые по своему значению потребности, то величина ценности единицы этого блага будет определяться величиной той конкретной потребности, которая является наименее существенной. Полезность единицы экономического блага, которая удовлетворяет наименее существенную потребность, была названа, «предельной полезностью». Сторонники этой теории утверждают, что товары обмениваются в пропорциях, соответствующих их предельным полезностями. В отличие от трудовой теории стоимости они делают упор на потребление, забывая о производстве.

Затратная концепция представлена в трудах Джеймса Миля, Мак-Куллоха и др., сводивших стоимость к издержкам производства, т. е. к затратам на средства производства и оплату труда.

Попытки объединить эти теории предпринимались Бём-Баверком, А. Маршаллом, Дж. Кларком, П. Самуэльсоном.

А. Маршалл (1842 – 1924 гг.) в своей книге «Принципы политической экономии» исходя из принципов теории предельной полезности доказывает, что полезность и издержки дополняют друг друга. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется, с одной стороны, полезностью товара, которая идет со стороны спроса. С другой стороны, на цену влияют издержки производства, идущие со стороны предложения. Цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения. Тем самым в предложенном им методе анализа выявляется взаимовлияние полезности, спроса – предложения и издержек.

Маршалл делает вывод о том, что при краткосрочном периоде цена определяется спросом, при длительном – издержками производства. Нижней границей цены являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить их.