logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

2. Понятие мирового рынка

Быстрый рост и устойчивость экономических связей между странами ведут к формированию мирового рынка как развитой сферы товарного обмена, основанного на международном разделении труда. Международная торговля существовала всегда, но формирование мирового рынка стало возможным только с переходом к крупной машинной индустрии и завершилось к XX веку. К этому времени внешняя торговля из фактора, дополняющего внутреннее развитие страны, превратилось в условие нормального функционирования ее хозяйства. На начальных стадиях формирования мирового рынка в мировом товарном обращении наибольший удельный вес занимали сырье и продовольствие, экспортируемые из аграрных стран, готовая продукция – из индустриальных. Однако с началом массового вывоза капитала из развитых в развивающиеся страны постепенно увеличивается доля торговли оборудованием. Это, в немалой степени, объясняется углублением в послевоенный период разделения труда между развитыми странами.

Необходимо различать национальные рынки отдельных стран и мировой рынок, который имеет ряд особенностей:

1. На национальном рынке движение товаров обусловлено экономическими факторами, на мировой рынок существенное влияние оказывает внешнеэкономическая политика отдельных стран.

2. На мировом рынке товары продаются по мировым ценам, которые формируются под влиянием закона стоимости. Обмен стоимости в международной торговле означает, что товаропроизводители ориентируются на общественно необходимые затраты на производство товара в международном масштабе, а не национальные. Использование относительного различия затрат и результатов труда в тех или иных странах создает экономическую выгоду для стран участвующих в международном обмене. Обменивая товар, интернациональная стоимость которого больше национальной, страна получает дополнительную прибыль на ввезенные в страну товары.

3. На мировой рынок поставляется, как правило, наиболее конкурентная продукция, имеющая низкие издержки производства и лучшие потребительские качества. Для этого используются передовые технологии, достижения научно-технического прогресса, лучшие природно-географические условия.

4. На мировом рынке конкуренция более сильная, чем на внутреннем. Необходимо учитывать, что реализация товаров на мировом рынке даже по ценам ниже интернациональных, не всегда означает снижение прибыли экспортеров, так как они часто получают финансовую помощь государства и могут на вырученную валюту закупить импортную технику, если цены на нее ниже, чем на национальном рынке.

5. Мировые цены устанавливаются путем усреднения цен, не национальных, а только производителей – участников мировой торговли. Это означает, что на мировом рынке не действует принцип получения равной прибыли на равный капитал, как это происходит при формировании цен в национальных границах.

Из вышесказанного следует, что хотя мировой рынок не может рассматриваться как совокупность внутренних рынков отдельных стран, существует тесная взаимосвязь.