logo
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

4. Методы и средства конкурентной борьбы.

На рынках несовершенной конкуренции для борьбы с конкурентами используются ценовые и неценовые методы.

Через ценовые методы предприятия-производители (продавцы) влияют на изменение спроса при помощи изменений в цене.(рис.2)

Д

Р1

Р2

0 Q1 Q2 Q

Рис.2 Влияние ценовых факторов

Фирма, действующая при значении P1 Q1 может увеличить сбыт товара, снизив цену с P1 до Р2, это увеличивает спрос до Q2. Однако из всех контролируемых факторов конкурентам легче всего продублировать именно цену. Пределом снижения цены являются издержки на производство данного товара, ниже которых цена опустится не может. Поэтому фирмы достаточно быстро понимают, что политика ценового давления на конкурента приводит к обратной реакции, в результате чего, проигрывают оба. В связи с этим в последние годы применение этого метода снижается и увеличивается значение неценовой конкуренции.

Можно выделить две причины этого:

  1. Могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами.

  2. Предприятия олигополисты обычно имеют большие финансовые ресурсы, что позволяет им поддерживать рекламу и развитие продукта. Основными факторами неценовой конкуренции являются:

П ри использовании перечисленных факторов фирма переводит потребительский спрос вправо, выделяя свою продукцию среди конкурирующих фирм, это позволяет при неизменной цене Р1 увеличить спрос с Q1 до Q2( рис.3.)

Д2

Д1

Р1

Q1 Q2

Рис.2 Влияние неценовых факторов.

В борьбе с конкурентами фирма может использовать такое средство, как неценовая дискриминация. Она имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках.

Ценовая дискриминация возможна при наличии трех условий:

  1. Продавец должен быть монополистом или по крайней мере обладать некоторой монопольной властью, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.

  2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные группы, которые имеют разную готовность и способность платить за продукт. Это выделение покупателей основывается на различной эластичности спроса.

  3. Первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу. Ограничение на перепродажу может быть формальным (например, дешевые билеты на дешевый сеанс, невозможно использовать вечером), либо экономическими – сложность перепродажи, когда затраченные для этого усилия больше, чем разница в цене.