logo search
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

1 Спрос понятие и основные характеристики

Спрос- это представленная на рынке потребность в тех или иных товарах, которые, потребители могут приобрести при сложившихся ценах и доходах.

Спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. При этом различают два взаимосвязанных, но качественно разных понятия величина (или объем) спроса и спрос на некоторый товар.

Величина спроса - это количество товара, которое потребитель желал бы купить в течении некоторого периода при определенной цене данного товара.

Спрос есть зависимость между количеством товара, которое потребитель покупает в течении определенного периода, и ценой данного товара.

При прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем, как правило, его меньше покуют и наоборот. Эта очевидная зависимость получила название закон спроса.

Qx= d ( Px),

где, Qx – объем спроса на товар х;

Px цена товара х;

Функция спроса от цены может быть задана одним из трех способов:

  1. Табличным

Qx

8

17

24

32

Px

40

30

20

10

Приведенные данные показывают обратную зависимость между ценой на товар х и объемом спроса на него.

  1. Аналитическим

Qx= a-b Px,

где, a ,b- заданные величины.

3 . графическим. Графически функция спроса от цены изображается кривой спроса, имеющий отрицательный наклон (рис. 1)

Q

Рис. 1. Кривая спроса.

Каждая точка кривой спроса характеризует количество товара, которое потребители готовы приобрести по каждой из возможных цен. Спрос каждого отдельного покупателя на рынке называется индивидуальным спросом и может быть выражен соответствующей кривой спроса.

Зависимость между ценой и величиной спроса можно определить как закон убывания спроса: если цена какого-либо товара будет повышаться, то при прочих равных условиях спрос на данный товар будет постепенно убывать.

Закономерности спроса могут быть объяснены с помощью эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода показывает уменьшение реального дохода и величины спроса на товар со стороны потребителей при изменении его цены. Если цена на товар х снижается, то потребитель может приобрести большее его количество, что равносильно увеличению реального дохода.

Эффект замещения отражает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса на него. Снижение цен на товар х означает, что он станет дешевле относительно товара у, а значит, что покупатель будет замещать спрос на дорогие товары спросом на более дешевые.

Закон спроса не носит абсолютного характера, существуют исключения:

1.Товары, потребительские свойства которых невысоки относятся к товарам низшей категории качества (хлеб, макаронные изделия). Спрос на них может возрастать, даже при увеличении цены.

Такие товары называют по имени английского экономиста Р. Гиффена, описавшего этот эффект, товарами Гиффена;

2. Дорогие престижные товары, которые покупаются с целью подчеркнуть социальный статус владельца. Снижение цен на эти товары может привести к снижению спроса на них. Данное явление получило название эффект Виблена.

В целом можно сделать вывод, что изменение цены означает изменение величины спроса и движение вдоль кривой спроса.

Однако возможна ситуация, когда при неизменной цене величина спроса становится иной. Речь идет о неценовых факторах спроса. Их взаимодействие приводит к параллельному сдвигу кривой вправо, если спрос увеличивается, и в лево если снижается.

К неценовым факторам спроса относятся:

1 . Потребительские вкусы. Благоприятные изменения, вызванные рекламой, могут привести к сдвигу кривой спроса вправо, это означает что покупатели будут покупать большее количество товара при каждой цене (рис. 2)

Р Д2

Д1

Q

Рис.2 Благоприятные изменения потребительских вкусов

  1. Число покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше рыночный спрос.

  2. Уровень дохода. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары увеличивается (кривая спроса смещается вправо), а спрос на товары низшего качества снижается ( кривая спроса смещается влево)

  3. Цены на сопряженные товары.

Если товары взаимозаменяемые (говядина- свинина), то рост цен на один товар, вызовет снижение спроса на него и одновременно увеличение спроса на другой.

Если товары взаимодополняющие (магнитофон - кассеты), то рост цен на один товар, вызовет сокращение спроса на другой.

  1. Ожидание в будущем повышение цен или доходов. Если потребители, например, ожидает в будущем повышение цен на товар, они увеличивают спрос на него.