logo search
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

2. Товар и его свойства. Труд, воплощенный в товаре.

Товаром называется продукт труда, произведенный для обмена.

Товар обладает двумя свойствами: во-первых, способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность, и, во-вторых, способностью обмениваться на другие товары.

Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью. При этом под человеческой потребностью имеются в виду как личные потребности, например, в пище, одежде и т. п., так и потребности в средствах производства материальных благ. Потребительной стоимостью обладают не только продукты труда,но и блага, непосредственно данные природой – воздух, вода и т. п. Однако, не будучи созданными трудом человека, они не являются товарами. Основная же масса потребительных стоимостей – результат труда. Потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства во всяком обществе. Без их постоянного производства немыслимо существование человечества.

Чтобы стать товаром, материальное благо должно иметь потребительную стоимость не для того, кто его произвел, а для других, то есть оно должно обладать общественной потребительной стоимостью. Однако не всякая общественная потребительная стоимость представляет собой товар. Так, например, продукт труда отдававшийся крепостным крестьянином феодалу в виде оброка, хотя и имел общественную потребительную стоимость, поскольку был произведен для других, но все же не являлся товаром. Товаром будет являться только такое материальное благо, обладающее общественной потребительной стоимостью, которое передается посредством обмена, а не путем безвозмездного отчуждения.

В условиях товарного производства потребительная стоимость является вещественным носителем особого общественного свойства – меновой стоимости.

Способность товара обмениваться на другие товары в определенных количественных соотношениях называется меновой стоимостью. Если, например, пара сапог обменивается на костюм, то это означает, что меновая стоимость пары сапог равна одному костюму. Пропорции, в которых одни виды товаров обмениваются на другие, не являются постоянными, раз и навсегда данными. Они изменяются, и поэтому на поверхности явлений меновая стоимость товара кажется чем-то случайным, не имеющим внутренней устойчивой основы. Что же вообще позволяет приравнивать друг к другу и соизмерять разнородные товары, обладающие самыми различными физико-химическими свойствами и удовлетворяющие несоизмеримые между собой потребности?

Если хлеб и гвозди, бензин и пшеница обмениваются друг на друга в каких-то пропорциях, значит их меновая стоимость выражает собой нечто одинаковое, что присуще им, несмотря на их вещественные различия. Приравнивание разнородных товаров друг к другу предполагает, очевидно, их объективное равенство до обмена.

Что же делает различные товары сопоставимыми, что лежит в основе меновой стоимости товара?

Тем общим, что содержится во всех товарах и делает их соизмеримыми, является труд. Каждый товар представляет собой как бы сгусток лишенного различий человеческого труда. Будучи различными по своей потребительной стоимости, товары тем не менее приравниваются друг к другу в соответствии с тем количеством общественного труда, которое затрачивается на их изготовление. Таким образом, в основе меновой стоимости товаров находится затрачиваемый на их производство общественный труд, который образует стоимость товаров. Воплощенный в товаре труд является субстанцией (содержанием) стоимости.

Между стоимостью и меновой стоимостью товара существует тесная связь. Стоимость является внутренним свойством товара, тогда как меновая стоимость – это форма выражения стоимости, внешнее ее проявление. Следовательно, товар представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости, причем последняя проявляется лишь в форме меновой стоимости.

Между потребительной стоимостью и стоимостью товара имеется внутреннее противоречие, так как эти два свойства товара представляют собой единство противоположностей. Как потребительные стоимости различные товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы; а как стоимости товары однородны и соизмеримы, представляя собой воплощение общественного труда. При этом использование товара тем или иным лицом в качестве стоимости исключает использование его тем же лицом в качестве потребительной стоимости: для производителя его товар не имеет потребительной стоимости и служит только носителем стоимости и средством обмена на другие товары; напротив, для потребителя, купившего товар, последний служит только потребительной стоимостью.

Потребительная стоимость и стоимость обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Эта зависимость двойственности товара от двойственности воплощенного в нем труда была впервые открыта К. Марксом, что имело важное значение для обоснования его теории трудовой стоимости, для понимания сущности товара и заключенных в нем противоречий.

В соответствии с теорией трудовой стоимости единственным источником стоимости товара является труд. Поскольку цена есть денежная форма стоимости, то, следовательно, основу цены составляет израсходованный на производство товара труд.

К. Маркс, анализируя характер труда, создающего товар, показал, что этот труд имеет две стороны, является одновременно конкретным трудом и абстрактным трудом.

Конкретным трудом называется полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда. Виды конкретного труда различаются друг от друга своей целью, характером трудовых операций, предметами труда, орудиями труда, конечными его результатами. Так, труд токаря качественно отличается от труда кондитера, портного, учителя и т. п. Результатом различных видов конкретного труда являются различные потребительные стоимости. Конкретный труд выражает то, чем отличаются друг от друга различные виды труда.

Что же общего имеется между различными видами конкретного труда, создающими разнородные потребительные стоимости? Общим для всех видов человеческого труда является то, что все они представляют расходование рабочей силы, то есть затрату человеческой энергии: мозга, мускулов, нервов и т. д.

Труд товаропроизводителей, выступающий как затраты рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы – это и есть абстрактный труд. Он является создателем стоимости товара, так как однородность труда делает товары соизмеримыми между собой. Абстрактность же его состоит в том, что он отвлечен от тех особенностей, которые имеют различные виды человеческого труда.

Таким образом, абстрактный и конкретный труд – это две стороны труда, воплощенного в товаре.

Поскольку стоимость товара создается трудом, то величина стоимости товара измеряется количеством заключенного в нем труда.

Естественной мерой труда служит рабочее время: час, день, неделя и т. д. На изготовление не только разных, но и однородных товаров производители могут затрачивать разное количество времени. Это зависит от орудий труда, сноровки работника, его профессионального мастерства и других условий.

Время, которое затрачивается отдельным работником на производство какого-либо товара, называется индивидуальным рабочим временем или индивидуальными затратами труда. Но величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда или рабочего времени. К. Маркс определяет это понятие так: «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».2

Общественно нормальными (или типичными) условиями производства являются те, при которых создается подавляющая часть товаров данного вида. Это как правило, средние условия. Только в этих условиях производитель, обладающий средней умелостью и работающий со средней интенсивностью, за час труда создает стоимость, равную одному общественно необходимому часу. Если производственные условия не соответствуют общественно нормальным (лучше или хуже их) или если умелость работника и интенсивность его труда выше или ниже установившейся в обществе средней величины, то в этом случае созданная им за час труда стоимость будет соответственно больше или меньше. Иначе говоря, более производительный труд за данное время всегда создает большую стоимость, чем менее производительный. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который проявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться. Лишние затраты индивидуального труда не признаются обществом, следовательно, не создают стоимости. На рынке никто не будет оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обходится производство основного количества товаров данного вида.