logo search
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

1.Сущность и функции предпринимательства

Термин "предприниматель" (англ., фр. — entrepeneur) впервые появился в научном обороте приблизительно в современном смысле слова в XVIII в. Одни исследователи считают, что он был введен английским экономистом Р. Кантильоном, другие - французским экономистом Ж. Б. Сэем. Важно отметить, что нельзя отождествлять время появления в научном обороте термина "пред­приниматель" с временем возникновения той деятельности, которая под этим термином подразумевается. Появление предпринимательства как одного из ви­дов человеческой деятельности напрямую связано с потребностью человека в свободном самовыражении личности в хозяйственной деятельности. В этом смысле предпринимательство существует с момента возникновения человече­ского общества.

Предпринимательскую деятельность следует отличать от предпринима­тельских способностей как особого вида человеческого капитала, представлен­ного высококвалифицированной деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства; умением и желанием в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды продукта и услуг, технологий, организации производства при определенной степени риска.

Отсюда следует, что предпринимательство- это не просто особый вид деятельности. Это определенный стиль и темп поведения, основным чертами которого являются инициатива, поиск нетрадиционных решений, риск, деловой подход.

Австралийский экономист Й. Шумнетер отмечал, что предпринимательство- это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его по возможности. Нужно уметь рисковать преодолевая страх и действовать вне зависимости от происходящих процессов- самому эти процессы определять.

Пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции - так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В одном из первых официальных документов, разрешающих предпринимательскую деятельность, запрещенную в Советской России с 1918 г., — Законе "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 1990 г., дается следующее определение предпринимательства: "Предпринимательская деятельность (предпринимательство)- это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли, осуществляемая на свой страх и риск под имущественную ответственность в пределах, определяе­мых организационно-правовой формой предприятий".

Предпринимательство характеризуется следующими чертами.

  1. не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное— новаторство,

  2. ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопря­женный с этим риск. Не связанная с ответственностью деятельность - это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению;

  3. ориентация на достижения экономического и, может быть, морального успеха.

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торговозакупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей, является общеэкономическая функции, которая объективно обусловлена ролью предпринима­тельских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических зако­нов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления данной функции. По­ступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих ус­ловий экономического роста.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводи­мых, так и ограниченных ресурсов.

Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому их использованию. Такие предприниматели своей деятельно­стью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответст­венности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собствен­ник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время мо­жет безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономическо­го хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, свя­занная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения постав­ленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъ­ектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих ре­шений.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобре­тает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои ин­дивидуальные таланты и возможности.

Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической дея­тельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государст­венные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринима­тельства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом)» предпринимательстве, в создании народных предприятий.