logo search
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

4. Эластичность предложения

Для анализа степени воздействие цены на величину предложения применяется показатель эластичности предложения, который показывает степень реакции предложения на изменения цены

где -изменение объема предложения, -изменение цены

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения является количеством времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, что бы отреагировать на данные изменения цены. В связи с этим различают мгновенный, краткосрочный и долговременные рыночные периоды.

Мгновенный (кратчайший) рыночный период настолько мал, что производитель не успевает отреагировать на изменение спроса и цены. Кривая предложения будет совершенно не эластична. Примером может служить скоропортящиеся товары. На рис.6 кривая S1 иллюстрируют пример совершенно не эластичного предложения, когда товаропроизводителям нехватает времени что бы расширить производство.

Рис. 6 Эластичность предложения.

В приделах краткосрочного периода (кривая S2) производственные мощности отдельных производителей из всей отрасли, остаются неизменными. Однако предприятия имеют возможности использовать их более интенсивно. Такая реакция будет означать более высокую эластичность предложения 0<E<1.

Долговременный период: времени достаточно для того, чтобы фирмы успели принять меры по приспособлению своих ресурсов к потребностям изменившейся ситуации и предложение будет эластичным (кривая S3) E>1

Таким образам, чем большее количество времени имеет в своём распоряжении производитель, тем эластичнее предложение данного товара. Коэффициент эластичности величина положительная.