logo search
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

2. Эластичность спроса

Эластичность спроса характеризует степень реакции спроса на воздействие какого-либо фактора. В зависимости от вида фактора, воздействующего на спрос, различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестную эластичность спроса.

І Эластичность спроса по цене показывает изменение объема спроса при изменении цены на 1%при условии, что все другие факторы неизменны.

Степень ценовой эластичности спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности , который равен отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены

Величина будет всегда отрицательным числом, так как любое изменение в цене вызывает противоположное изменение спроса.

В зависимости от значения коэффициента взятого на абсолютной величине, различают

1.Эластичный спрос, когда . При эластичности спроса изменение цены ведёт к большому процентному изменению спроса. Например, если при снижении цены на 4% спрос увеличится на 8%, то .

2.Неэластичный спрос. При неэластичном спросе это означает, что данное процентное изменение цены сопровождается меньшими изменениями спроса. Например, при снижении цены на 4%, спрос увеличивается на 2%

3.Спрос единичной эластичности, при котором означает, что процентное изменение цены и исследующее процентное изменение спроса равны.

4.Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос представляют собой две крайние ситуации рис.3

Совершенно эластичный спрос D1 и совершенно неэластичный спрос D2

При совершенно неэластичном спросе, любое изменение цены не приводит к изменению спроса ( спрос на жизненно важное лекарство).

При совершенно эластичном спросе при постоянной цене может быть реализовано любое количество товара .

Факторы ценовой эластичности спроса.

1.Заменимость. Чем больше хороших заменимостей данного товара предлагается потребителю, тем эластичнее спрос на него.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, тем при прочих равных условиях, выше эластичность на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время на принятие решений о покупке. Это зависит от привычек покупателей, долговечности продукта.

Об эластичности спроса сложно судить по изменению общей выручки (дохода) продавца.

  1. При эластичном спросе изменение цены вызовет изменение общей выручки в противоположном направлении;

  2. Неэластичный спрос будет означать, что изменения цены вызовет изменения дохода в том же направлении;

  3. Единичный спрос оставит общую выручку без изменений.

II Эластичность спроса по доходу. Позволяет измерить процентное изменение спроса в след за тем или иным изменением дохода.

Еi будет иметь положительное значение для большинства товаров, потребление которых возрастает по мере роста дохода (нормальные товары).

Для товаров низшего качества коэффициент будет иметь отрицательное значение, так как при росте доходов сокращается число покупок.

III Перекрестная эластичность. Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар х) к изменению цены какого-то другого продукта (товар у)

Если коэффициент Еху>1 имеет положительное значение, то количество спрашиваемой продукции х варьирует в прямой зависимости от изменении цены товара у. Это означает, что товары х и у является взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости данных товаров. Если Еху имеет отрицательное значение, то товары х и у являются взаимодополняющими товарами. Нулевой коэффициент свидетельствует о том, что товары являются независимыми.