logo search
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

2. Совершенная конкуренция

Условия совершенной (чистой) конкуренции или совершенного рынка определяются следующими предпосылками:

  1. Большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара.

  2. Каждый продавец производит однородный товар, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов.

  3. Барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствуют.

  4. Никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует и ресурсы – переменные факторы производства – мобильны.

  5. Каждый продавец и покупатель владеет полной и правдивой информацией о цене, количестве продукта, затратах и спросе на рынке.

Совершенный рынок – это абстракция, так как ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. Как показывает опыт развитых стран мира, общая тенденция развития конкурентных рынков заключается в их последовательном приближении к новому качеству свободных рынков.

Для описания механизма совершенной конкуренции воспользуемся кривыми спроса и предложения.

Р

Д1 S

Р 2 Д R S'

Р

Т

N N Д'

P

Д

T S

S'

Q

QT QR QN

Рис. 1 Взаимопонимание спроса и предложение на рынке совершенной конкуренции.

Модель взаимодействия рыночного спроса и предложения представлена на рис. 1. В соответствии с экономическим смыслом кривых спроса и предложения точка их пересечения определяет равновесную цену товара, при которой общий объем спроса совпадает с общим объемом предложения.

Дальнейшее повышение цены и расширение предложения производителем невыгодно, ибо тогда товар не найдет спроса и они обанкротятся. Соответственно и потребителям не приходится рассчитывать на снижение цены и на приобретение большего количества товара: такое развитие соотношений противоречит интересам производителей.

Равновесное состояние изолированного рынка является неполным, частичным, так как не учитывает, более сложные условия, возникающие при взаимодействии рынков.

Условия частичного равновесия любого рынка: спрос равен предложению, т. е. DT=ST

В точке равновесия Т валовая выручка равна произведению цены равновесия на соответствующий ей объем продаж PT × QT.

Действие механизма свободного рынка при нарушении частичного равновесия зависит от рассматриваемого периода времени.

Краткосрочный период (условия производства не меняются). Предположим, что на рынке увеличился совокупный спрос на товар. Это может произойти под действием неценовых факторов, например, изменения покупательских предпочтений, желание потребителей выражает новая кривая спроса D1D1, проходящая правее и выше кривой DD.

Повышение спроса нарушает равновесие и приведет в движение механизм рынка. Начнет повышаться цена, и в продажу станут вовлекаться товарные запасы, а также товары, изготовленные теми, кто раньше не смог их сбыть из-за слишком низкой цены. Новое равновесие будет отражать точка R, означающая, что к потребителям поступила товарная масса в объеме (QR – QT). Это действие рыночного механизма в краткосрочном периоде, на большее он не способен, так как дальнейшее наращивание производства возможно лишь при увеличении производства, а на это требуется время.

Итак, в краткосрочном периоде увеличение спроса приводит к росту цены равновесия.

Долгосрочный период (условия производства меняются). Новая более высокая цена является сигналом для производителей о необходимости расширения производства и продаж. Одновременно такая цена сигнализирует всем владельцам денежных ресурсов и факторов производства, что данное производство это выгодное вложение капиталов. Узнав об этом (признак свободного рынка пятый), акционеры направляют туда дополнительные денежные средства (третий признак), после чего изменяются условия производства (признак четвертый).

Поскольку дополнительный совокупный спрос увеличивает емкость рынка, то обостряется конкуренция между предприятиями за поставку добавочного количества товара. Выиграют те, кто сможет быстрее других увеличить выпуск при одновременном снижении затрат и цен предложения. Поведение производителей описывает новая кривая предложения S1 S1.

Положение на рынке вновь изменяется. Предложение подтягивается к спросу и поскольку удержать повышенную цену невозможно (признак первый), она начинает снижаться в направлении новой отметки равновесия N, т.е. от PR до PT. Условия равновесия становятся другими (DN = SN; PN * QN), а это означает, что спрос удовлетворен, дефицит ликвидирован.

Получив первоначальный импульс от спроса, механизм свободного рынка вызвал адекватную реакцию производства и предложения. В случае уменьшения спроса на товар рыночный механизм сработал бы в обратном направлении.

Итак, в долгосрочном периоде увеличение предложения снижает цену равновесия. Таким образом, поведение рынка в краткосрочном и долгосрочном периодах различны.