logo search
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

2. Формы и темпы инфляции

Подавленная инфляция.

Она характерна для стран, где цены устанавливаются не под влиянием рыночного механизма, а централизованно государством. В этом случае нет открытого роста цен, а возможно даже их временное снижение. Инфляция проявляется в постоянном дефиците товаров, талонной системе распределения, наличии «черного» рынка, где цены формируются под влиянием спроса и предложения.

Бороться с такой инфляцией невозможно, для этого ее необходимо перевести в открытую.

Открытая инфляция проявляется главным образом через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает их избыточная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.

В то же время нельзя любой рост цен рассматривать как инфляцию. Так уровень цен может происходить за счет повышения качества продукции, ее модификации и т. д. Открытую инфляцию можно классифицировать по различным критериям.

I. В зависимости от темпов роста цен различают следующие виды инфляции:

1. Ползучая инфляция. Темп роста цен до 10 % в год. Это умеренный рост цен, который не оказывает существенного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше темпов инфляции), риски при осуществлении инвестиций не возрастают, уровень жизни практически не изменяется. Цены растут на все товары, в том числе и на товары – рабочую силу. Этот уровень инфляции характерен для стран с рыночной экономикой. Так за последние пятнадцать лет в странах Западной Европы инфляция составляет в среднем 3 – 5 % в год.

2. Галопирующая инфляция. Рост цен от 10 до 40 % в год. Такая инфляция становится трудно управляемой и развитие инфляционных процессов зависит от уровня социально-экономического развития страны, действенности денежно-кредитной и финансовой политики. Характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Так, инфляция в России в 90-ые годы характеризовалось следующей динамикой 1993 г. – 939,9 %; 1994 г. – 315,1; 1995 г. – 131,1; 1996 г. – 21,9; 1997 г. – 113; 1998 г. – 84,4; 1999 г. – 36,5; 2000 г. – 20,2; 2004 – 12,5.

3. Гиперинфляция. Темпы роста цен более 50 % в течение нескольких месяцев. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, обесценивая сбережения, разрушая функционирование рыночного механизма. Цены перестают выполнять свою информационную функцию. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Россия столкнулась с гиперинфляцией в начале 90-х годов. В 1992 г. индекс потребительских цен составил 2608,8 %. Еще более показательны гиперинфляция 1990 г. в Аргентине – 20000 %.

Принято считать, что остановить такую инфляцию можно с помощью жестких фискальных мер, а также путем приостановления денежной эмиссии. Это напрямую сокращает скорость обращения денег.

II. В зависимости от степени расхождения цен. По различным товарным группам различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга неизменны, а при несбалансированной – они постоянно изменяются причем в различных пропорциях, что мешает правильно соотносить затраты в производстве. Производители теряют ориентиры в определении издержек производства.

III. В зависимости от ожидаемости и предсказуемости выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой подразумевается, что она прогнозируется (предсказывается) заранее. Например, в 2004 г. правительство прогнозировало инфляцию 10 % в годовом исчислении.

Наиболее часты сочетания сбалансированной и ожидаемой инфляции либо несбалансированной и неожидаемой, что особенно опасно.