logo search
Uchebnoe_posobie_po_ekonomicheskoy_teorii_Micro

1. Конкуренция как элемент рынка

Конкуренция – это ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношений и составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в нем две стороны:

  1. механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;

  2. механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.

Конкуренция – это состязание между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.

Конкуренция сильно зависит от количества производителей – продавцов и покупателей.

Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой товар дороже. В этой борьбе побеждают те, кто продает товар дешевле, при этом выигрывая на стимулировании покупательского спроса и увеличении объема продаж.

Существует конкуренция между покупателями, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной ценой.

Наконец, развертывается конкуренция между покупателями и продавцами. Одни хотят купить дешевле, другие продать дороже. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения.

Следует различать понятие конкуренция и понятие соперничества. Это близкие, но не тождественные понятия. А. Смит понимал конкуренцию, как «честное», без сговора, соперничество фирм за более выгодные условия купли-продажи товаров. При этом основным объектом конкуренции представители классической школы считали цены.

В XIX и особенно XX веках появилась структурная концепция конкуренции. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом, на анализ структуры рынков, на анализ тех условий, которые господствуют на нем. Конкуренция существует тогда, когда ни один из производителей не обладает монопольной способностью установления цены и количества товара на рынке. В современной трактовке понятия конкуренция ключевым понятием является, не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену. Это взгляд не со стороны поведения субъектов рынка, а со стороны структуры связей между субъектами – структуры рынка, в конечном счете определяющей их поведение.

С современной точки зрения понятие соперничества относится к поведению производителей на рынке, а понятие конкуренция – к обусловленной структурой рынка способности к определенному поведению фирмы. Различие между соперничеством и конкуренцией такое же, как между поведением на рынке и структурой рынка.

В общем случае конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителем по поводу установления цен и объема спроса на рынке. Аналогичным способом можно определить конкуренцию между потребителями.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.