Этап разработки федерального бюджета
Госбюджет должен носить в себе логику среднесрочного развития, которая, в свою очередь, основана на логике долгосрочного развития страны. В тех странах, где разрабатывается среднесрочный план и не разрабатывается краткосрочный (Франция, Япония, Италия, Норвегия), годовой госбюджет является главным инструментом реализации среднесрочного государственного плана. Это единственный финансовый план, утверждаемый главой государства и имеющий силу закона.
Ввиду важности этого документа в системе управления остановимся на некоторых его особенностях.
Важную роль (особенно для стран, где экономика находится в кризисном состоянии) играет «второй», или «инвестиционный», бюджет страны, в котором консолидированы государственные ресурсы исключительно инвестиционного назначения. Наличие такого бюджета позволяет покончить с обычной негативной практикой постоянного недофинансирования инвестиционной части федерального бюджета, обеспечить на основе значительного мультипликативного эффекта многократное увеличение масштабов вовлечения в хозяйственный оборот капиталов частных инвесторов для реализации эффективных проектов Как показывает опыт Японии, где с 1953 г. ежегодно разрабатывается автономная по отношению к государственному бюджету программа инвестиций и займов, «второй бюджет» страны является мощным инструментов экономичного роста и инвестирования производства. При этом реальное значение выделяемых из него займов (кредитов) заключается не только в них самих, но и в отмеченном мультипликативном эффекте. К тому же компании, инвестиционные проекты которых кредитуются из средств «второго бюджета», по сути, получают государственное одобрение своей деятельности, что резко повышает их кредитоспособность, расширяет возможности привлечения коммерческих кредитов.
Идея «второго» (инвестиционного) бюджета страны уже получила в России некоторое развитие и воплощение в виде таких инструментов государственного инвестирования, как «бюджет развития», конкурсное размещение госинвестиций и связанные с ним механизмы предоставления гарантий.
Для превращения (инвестиционного бюджета в реальный инструмент роста инвестиций и экономического подъема требуется в первую очередь именно его увязка со среднесрочным государственным планом, или с показателями наиболее рационального варианта прогноза развития СЭС.
Последние два этапа текущего (оперативного) анализа и текущего (оперативного) регулирования предназначены для устранения выявленных недостатков в реализации государственного (национального) бюджета, государственных планов и программ, поставки информации в ретроспективную базу прогнозирования для обеспечения непрерывности прогнозно-аналитических расчетов.
Вопросы для самоконтроля
Назовите цель и основные задачи этапа ретроспективного анализа.
Приведите основные требования, предъявляемые к прогнозам.
Каковы цель и задачи базовых прогнозов?
Каковы цель и задачи социально-экономических прогнозов?
Чем характерен этап разработки концепции развития страны?
6. Раскройте сущность и содержание государственных целевых программ.
7. Чем отличаются этапы ретроспективного и текущего анализа?
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Прогнозирование национальной экономики
- Оглавление
- Глава 4. Информационное обеспечение макроэкономического прогнозирования……………………………………………………………………..152
- Раздел III. Основные макроэкономические прогнозы и мировой опыт прогнозирования социально-экономической системы страны
- Глава 5. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их краткая
- Глава 6. Прогнозирование в зарубежных странах……………………………….223
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1
- Социально-экономическая система страны как объект государственного управления
- Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны
- Этап ретроспективного анализа: цель и основные задачи
- Этап формирования комплекса макроэкономических прогнозов
- Этап разработки концепции и основных направлений развития страны
- Структурно-инновационная политика государства и ее влияние на обеспечение национальной безопасности
- Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана
- Этап разработки федерального бюджета
- Глава 2
- 2.1. Прогноз как форма научного предвидения и основные подходы к исследованию объекта прогнозирования
- Закон единства и борьбы противоположностей:
- Закон перехода количественных изменений в качественные:
- Закон отрицания отрицания:
- 2.2. Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей
- 2.3. Поисковый и нормативно-целевой способы прогнозирования
- 2.4. Сопряжение федерального прогноза развития сэс с региональными прогнозами
- Раздел II
- Общие подходы к классификации методов
- 3.2. Методы экспертных оценок
- 3.2.1. Группа методов индивидуальных экспертных оценок
- Метод опросов в форме интервью
- Группа аналитических методов
- 3.2.2. Группа методов коллективных экспертных оценок
- Метод «круглого стола»
- Метод «мозгового штурма»
- Метод «Дельфи»
- 3.2.3. Практическое использование методов экспертных оценок
- 3.3. Фактографические, или формализованные, методы
- 3.3.1. Логические методы Комплексный метод, основанный на сценарном подходе
- Прогнозирование состояния инвестиционного климата России на основе сценарного подхода (на основе данных по развитию сэс на 2000 г.)
- На объект прогнозирования
- Потенциал страны по освоению инвестиций и риски их реализации
- Сценарий социально-экономического развития России при прогнозировании занятости населения (по условиям на начало 2000 г.)
- Сценарный анализ численности населения России (по условиям на 1999 г.)
- Сценарий решения продовольственной проблемы
- Сценарий социально-экономического развития России при проведении денежной эмиссии
- Метод «семи матриц» разработки прогноза развития сэс
- Метод исторических аналогий
- 3.3.2. Математические модели прогнозирования Метод экстраполяции тренда
- Метод эконометрического моделирования
- Имитационная модель
- 3.4. Факторы, определяющие выбор метода прогнозирования
- Глава 4
- 4.1. Общая характеристика прогнозно-аналитической информации
- 4.2. Система норм, нормативов и индикаторов развития
- 4.3. Система национальных счетов и межотраслевой баланс
- Раздел III
- Прогноз природных ресурсов
- Система прогнозов научно-технического развития страны
- Зоологический прогноз
- Экологический прогноз
- Внутриполитический, внешнеполитический, внешнеэкономический и военно- стратегический прогнозы
- 5.2. Социально-экономические прогнозы Прогноз отраслевой структуры сэс
- Прогнозирование развития межотраслевых комплексов
- Прогнозирование экономического роста
- Прогнозирование совокупного спроса
- Прогнозирование темпов инфляции
- Прогнозирование уровня жизни населения
- Прогнозирование занятости населения
- Глава 6
- 6.1. Глобальные модели прогнозирования
- 6.2. Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного управления сша
- Прогнозирование как отрасль коммерческой деятельности в сша
- Консультационные фирмы по управлению
- Университетские прогнозные исследования
- 6.3. Опыт разработки эконометрических моделей
- В системе прогнозирования Японии
- Долгосрочная макромодель I Японии
- С двадцатилетним периодом упреждения
- Долгосрочная макромодель II Японии с десятилетним периодом упреждения
- Среднесрочная модель Японии
- Межотраслевая модель Японии
- Интегрированная модель Японии
- Блок денежных доходов и расходов
- Блок продукции и затрат факторов в неизменных ценах
- Блок цен
- 6.4. Опыт макроэкономического прогнозирования Великобритании
- 6.5. Опыт разработки индикативного план-прогноза Франции
- Словарь терминов
- Используемая литература
- Приложение
- 1.1. Основу прогностики составляют:
- 4.5. Ключевыми факторами третьего технологического уклада являются:
- 4.6. Интернационализация мировой экономической системы выступает как:
- 4.7. Объектом социально-экономического прогнозирования выступает:
- 5.1. Напрямую от качества прогнозно-аналитических исследований зависят:
- 6.2. Целью прогнозирования природных ресурсов является:
- 6.4. Основным результатом демографического прогноза является информация:
- 6.5. Зоологический прогноз наиболее тесно связан с:
- 6.6. Прогноз нтп наиболее тесно связан, т.Е. Его результаты используются в «одном пакете» с:
- 6.7. Целью внешнеэкономического прогноза является:
- 6.8. В блоке «экономические прогнозы» основными являются прогнозы:
- 7.1. Основным блоком на этапе выработки долговременной социально-экономической политики является блок:
- 12.1. Какую очередность определяет экономическая теория в процессе сопряжения федеральных прогнозов с региональными и отраслевыми прогнозами?
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III