Метод «мозгового штурма»
Этот метод возник в 50-е годы XX в. и получил широкое распространение в США, Японии и неоднократно применялся в бывшем СССР. Автором метода, разработавшим его основы в 1957 г., является американец А. Осборн. Метод «мозгового штурма» отличается лавино-образностью выдвижения новых идей.
Опыт применения метода показывает, что с его помощью можно «сдвинуть с мертвой точки» почти любую проблему. Его цель — активизация творческого процесса генерации идей путем реализации определенных правил организации, проведения и оценки его результатов.
Главная цель — обеспечение максимальной творческой активности, душевного подъема и концентрации внимания всех участников на заданной проблеме. Для преодоления инерционности и стереотипности мышления, стимулирования энергичного коллективного поиска новых оригинальных идей в основу метода положен принцип разделения во времени процессов генерации идей и их оценки. Это позволяет устранить психологические препятствия творческому поиску, вызываемые критикой.
Метод «мозгового штурма» состоит из двух этапов: генерирование идей и их оценка. Существуют следующие разновидности метода:
метод обратного «мозгового штурма», предложенный в 60-е годы в США фирмой «Дженерал Электрик»;
метод массового «мозгового штурма», разработанный в США в 70-е годы В.Филлипсом;
метод двойного «мозгового штурма», разработанный в 70-е годы в СССР;
— метод «конференции идей», примененный в ГДР в 70-е годы.
Все разновидности метода базируются на использовании стратегии ненаправленного случайного поиска.
Метод обратного «мозгового штурма» сочетает в себе две «мозговые атаки» коллектива генераторов идей: первая — для свободного выявления недостатков исследуемого объекта и вторая — для поиска новых идей и устранения выявленных недостатков. Такое разделение коллективного «мозгового штурма» повышает его целенаправленность и придает поиску более конкретный характер.
Метод массового «мозгового штурма» распараллеливает процесс генерирования идей, а метод двойного «мозгового штурма» организует последовательность из двух мозговых атак и из двух стадий оценки идей.
Метод «конференции идей» для повышения результативности коллективного поиска идей объединяет несколько принципов: высокий профессионализм, заблаговременную подготовку участников, различные приемы их психологической настройки в сочетании с правилами морфологического анализа по систематизации поиска и логикой эвристики.
Метод «мозгового штурма» требует следующие виды обеспечения:
1) организационное обеспечение, заключающееся в выборе ведущего, формировании групп генераторов идей и экспертов, организации их работы в соответствии с правилами и принципами метода;
методологическое обеспечение, т.е. обучение специалистов принципам, правилам и содержанию этапов метода, выбору разновидностей метода и практическому освоению всех необходимых процедур;
психологическое и мотивационное обеспечение, включающее психологическую настройку и стимулирование творческой работы специалистов, привлекаемых в группы генераторов идей, и экспертов с учетом особенностей этих групп;
информационное обеспечение, заключающееся в подготовке информационно-справочных и методических материалов для формулирования проблемы, постановки задач, а также анализа выдвинутых идей.
Самостоятельно метод может применяться для прогнозирования развития СЭС, ее отдельных подсистем и параметров. В качестве вспомогательного творческого элемента при прогнозировании метод может успешно применяться на всех этапах, особенно в условиях неопределенности и при возникновении «тупиковых» ситуаций, когда другими способами не удается получить удовлетворительный результат.
Большое количество прогностических задач может решаться как непосредственно методом «мозгового штурма», так и применяя его в качестве вспомогательного.
Приведем основные правила метода «мозгового штурма».
Критика высказанных идей не допускается, допускается только положительное обсуждение выдвигаемых идей.
Приветствуется оригинальность, необычность идеи, а также их большое количество, так как при этом увеличивается вероятность появления ценных идей.
Ведущему дано право изменения тематической направленности вопроса и снятия его с обсуждения, а также решения вопроса о повторной сессии.
Оценка предложений производится позднее, в аналитической группе.
Ни одна идея не должна быть отброшена без детального анализа.
Необходима комбинация различных идей, их усовершенствование.
К достоинствам метода следует отнести его простоту, доступность для изучения и освоения, его привлекательность для специалистов—участников «мозгового штурма», благодаря возможности учета и максимального использования их способностей и черт характера. Метод обладает высокой производительностью как по общему числу идей, так и по числу новых.
Необходимо отметить и недостатки метода: отсутствие гарантий получения качественных и конкретных решений. Область применения метода и его разновидностей при решении задач прогнозирования чрезвычайно широка. Самостоятельно метод может применяться для решения широкого круга управленческих и аналитических задач.
Рассмотрим методику подготовки и проведения «мозгового штурма».
П о д г о т о в и т е л ь н ы й э т а п. Первоначально выбирается и описывается проблема, подлежащая рассмотрению. Данную процедуру проводит ведущий, который может привлекать ассистентов. Для простоты понимания проблемной задачи необходимо снять любую неопределенность методом анализа и синтеза проблемной задачи. Рекомендуется разбить задачу на три подзадачи по трем направлениям — экономическому, социальному и политическому. По каждому направлению подготовить от трех до пяти вопросов. Провести синтез поставленных вопросов и обобщить их, при этом степень обобщения должна доходить до двух-трех (в некоторых случаях до четырех-пяти) вопросов. Совокупность представленных вопросов должна отражать поставленную проблемную задачу, а предложенные «генераторами» идеи должны решать поставленную проблему.
Ведущему необходимо составить план перехода от первого вопроса к последующим, причем данный план должен быть гибким, т.е. позволять пропускать или изменять порядок следования вопросов. Главная задача ведущего — «разогреть» группу и создать условия лавинообразного выдвижения идей, так как время генерации 15—20 мин. Ошибки, допущенные ведущим, могут привести к срыву сессии генерации идей и даже к необходимости замены или группы, или ведущего. Поэтому ведущему рекомендуется подготовить от шести до десяти неординарных идей по данной проблеме и воспользоваться ими при проведении сессии генерации.
Далее в группе «генераторов идей» и «аналитиков» проводится инструктаж с доведением правил «мозгового штурма» и личных пожеланий ведущего.
Э т а п г е н е р а ц и и и д е й. Ведущий доводит до группы «генераторов» проблемную задачу, которая подлежит решению, и ставит первый вопрос. Выдвинутые идеи должны решать задачу частично или полностью. При снижении активности «генераторов» необходимо поставить вопрос, который дополняет ранее выдвинутый. Ведущий обязан подбадривать участников «мозгового штурма», стимулируя новые идеи на основе аналогий, ассоциаций и подсознательного развития ранее высказанных идей. Кроме того, ведущий корректно должен пресекать нарушение правил «мозгового штурма» — критика выдвинутых идей, обсуждение возможностей их реализации, нелестные высказывания в сторону отдельных участников и т. п.
Если в группе присутствуют участники, владеющие методами активизации творческого потенциала, то следует ожидать хороших результатов и помощи ведущему с их стороны.
Все выдвинутые идеи должны протоколироваться в том виде, в котором они были высказаны. Протокол может вести сам ведущий, но значительно лучше поручить его ведение одному из участников сессии генерации. Окончание этапа генерации поручается ведущему, после чего протокол сессии передается для анализа в группу «аналитиков».
Э т а п а н а л и з а и д е й. Качество данного этапа зависит от следующих факторов: во-первых, квалификации и практических навыков участников; во-вторых, психологического климата в группе; в-третьих, принадлежности участника именно к категории «аналитик» (нежелательно, чтобы в данной группе оказался «генератор»). Выполнение правил «мозгового штурма» и учет приведенных выше факторов гарантирует высокое качество данного этапа. Ведущий на этапе анализа идей должен строго следить за тем, чтобы ни одна из выдвинутых идей не была отброшена без поиска в ней рационального зерна. Окончанием этого этапа считается отчет группы «аналитиков» и заключение о необходимости повторного проведения сессии генерации. Целесообразно на аналитическом этапе строить «морфологические матрицы» до третьего порядка включительно. Для этого требуется выделить критерии оценки идей и построить первую матрицу. Обработанные результаты переносятся в другую матрицу с «новыми» критериями оценки и т.д.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Прогнозирование национальной экономики
- Оглавление
- Глава 4. Информационное обеспечение макроэкономического прогнозирования……………………………………………………………………..152
- Раздел III. Основные макроэкономические прогнозы и мировой опыт прогнозирования социально-экономической системы страны
- Глава 5. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их краткая
- Глава 6. Прогнозирование в зарубежных странах……………………………….223
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1
- Социально-экономическая система страны как объект государственного управления
- Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны
- Этап ретроспективного анализа: цель и основные задачи
- Этап формирования комплекса макроэкономических прогнозов
- Этап разработки концепции и основных направлений развития страны
- Структурно-инновационная политика государства и ее влияние на обеспечение национальной безопасности
- Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана
- Этап разработки федерального бюджета
- Глава 2
- 2.1. Прогноз как форма научного предвидения и основные подходы к исследованию объекта прогнозирования
- Закон единства и борьбы противоположностей:
- Закон перехода количественных изменений в качественные:
- Закон отрицания отрицания:
- 2.2. Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей
- 2.3. Поисковый и нормативно-целевой способы прогнозирования
- 2.4. Сопряжение федерального прогноза развития сэс с региональными прогнозами
- Раздел II
- Общие подходы к классификации методов
- 3.2. Методы экспертных оценок
- 3.2.1. Группа методов индивидуальных экспертных оценок
- Метод опросов в форме интервью
- Группа аналитических методов
- 3.2.2. Группа методов коллективных экспертных оценок
- Метод «круглого стола»
- Метод «мозгового штурма»
- Метод «Дельфи»
- 3.2.3. Практическое использование методов экспертных оценок
- 3.3. Фактографические, или формализованные, методы
- 3.3.1. Логические методы Комплексный метод, основанный на сценарном подходе
- Прогнозирование состояния инвестиционного климата России на основе сценарного подхода (на основе данных по развитию сэс на 2000 г.)
- На объект прогнозирования
- Потенциал страны по освоению инвестиций и риски их реализации
- Сценарий социально-экономического развития России при прогнозировании занятости населения (по условиям на начало 2000 г.)
- Сценарный анализ численности населения России (по условиям на 1999 г.)
- Сценарий решения продовольственной проблемы
- Сценарий социально-экономического развития России при проведении денежной эмиссии
- Метод «семи матриц» разработки прогноза развития сэс
- Метод исторических аналогий
- 3.3.2. Математические модели прогнозирования Метод экстраполяции тренда
- Метод эконометрического моделирования
- Имитационная модель
- 3.4. Факторы, определяющие выбор метода прогнозирования
- Глава 4
- 4.1. Общая характеристика прогнозно-аналитической информации
- 4.2. Система норм, нормативов и индикаторов развития
- 4.3. Система национальных счетов и межотраслевой баланс
- Раздел III
- Прогноз природных ресурсов
- Система прогнозов научно-технического развития страны
- Зоологический прогноз
- Экологический прогноз
- Внутриполитический, внешнеполитический, внешнеэкономический и военно- стратегический прогнозы
- 5.2. Социально-экономические прогнозы Прогноз отраслевой структуры сэс
- Прогнозирование развития межотраслевых комплексов
- Прогнозирование экономического роста
- Прогнозирование совокупного спроса
- Прогнозирование темпов инфляции
- Прогнозирование уровня жизни населения
- Прогнозирование занятости населения
- Глава 6
- 6.1. Глобальные модели прогнозирования
- 6.2. Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного управления сша
- Прогнозирование как отрасль коммерческой деятельности в сша
- Консультационные фирмы по управлению
- Университетские прогнозные исследования
- 6.3. Опыт разработки эконометрических моделей
- В системе прогнозирования Японии
- Долгосрочная макромодель I Японии
- С двадцатилетним периодом упреждения
- Долгосрочная макромодель II Японии с десятилетним периодом упреждения
- Среднесрочная модель Японии
- Межотраслевая модель Японии
- Интегрированная модель Японии
- Блок денежных доходов и расходов
- Блок продукции и затрат факторов в неизменных ценах
- Блок цен
- 6.4. Опыт макроэкономического прогнозирования Великобритании
- 6.5. Опыт разработки индикативного план-прогноза Франции
- Словарь терминов
- Используемая литература
- Приложение
- 1.1. Основу прогностики составляют:
- 4.5. Ключевыми факторами третьего технологического уклада являются:
- 4.6. Интернационализация мировой экономической системы выступает как:
- 4.7. Объектом социально-экономического прогнозирования выступает:
- 5.1. Напрямую от качества прогнозно-аналитических исследований зависят:
- 6.2. Целью прогнозирования природных ресурсов является:
- 6.4. Основным результатом демографического прогноза является информация:
- 6.5. Зоологический прогноз наиболее тесно связан с:
- 6.6. Прогноз нтп наиболее тесно связан, т.Е. Его результаты используются в «одном пакете» с:
- 6.7. Целью внешнеэкономического прогноза является:
- 6.8. В блоке «экономические прогнозы» основными являются прогнозы:
- 7.1. Основным блоком на этапе выработки долговременной социально-экономической политики является блок:
- 12.1. Какую очередность определяет экономическая теория в процессе сопряжения федеральных прогнозов с региональными и отраслевыми прогнозами?
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III