Структурно-инновационная политика государства и ее влияние на обеспечение национальной безопасности
Национальная экономика России в настоящий период переживает период реформирования, который характерен не только положительными сдвигами, но и наличием огромного количества проблем, возникающих во всех сферах социально-экономической системы. Одной из основных проблем может стать национальная безопасность, которая зависит и от внешней, и от внутренней политики государства. Россия дореформенного периода принадлежала к группе стран с высоким инновационным потенциалом и только закрытость экономики, милитаризация промышленности и закрытость информации о научных достижениях мешали эффективному развитию ее экономики и социальной сферы.
Поскольку научно-технический и промышленный потенциал определяет как состояние экономики, так и возможности ее развития в будущем, то без его своевременного обновления и наращивания невозможно возобновление основных фондов базовых отраслей и поддержание необходимого уровня обороноспособности страны.
Для сохранения и развития научно-технического и промышленного потенциала, обеспечивающего стратегические интересы и независимость России, требуется уточнить приоритеты государственной структурно-инновационной политики в научно-технической и промышленной сферах, согласовать их с задачами обеспечения экономической безопасности страны. Активизация разработки и реализации государственных программ по приоритетным направлениям фундаментальных исследований обеспечивают создание благоприятного инновационного климата в экономике при использовании различных форм государственного стимулирования.
Применительно к рассматриваемому вопросу в составе системы организационно-экономических и правовых мер должны быть следующие элементы:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
определение и поддержание на практике пороговых (предельно допустимых) значений социально-экономических показателей инновационной деятельности, несоблюдение которых может привести к нестабильности в научно-технической и промышленной сфере экономики и даже социальным конфликтам;
разработка предложений по корректировке (совершенствованию) деятельности государства, его исполнительных, законодательных и общественных структур в реализации инновационной политики.
Возмещение ущербов, связанных с превышением пороговыхзначений по тем или иным показателям безопасности, обусловливает необходимость создания так называемых компенсационных ресурсов, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях. Количественные параметры, или пороговые значения, в настоящее время официально не приняты, однако предварительная проработка некоторых из них уже осуществлена. Пороговые значения группируются в соответствии с национальными интересами страны по областям экономики:
первая группа — индикаторы экономической безопасности, касающиеся производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира;
вторая группа — пороговые значения индикаторов уровня жизни населения.
Большую роль в группе пороговых значений имеют индикаторы, характеризующие структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве. В частности, проработаны некоторые пороговые значения в этих областях: доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности должна быть не менее 70%, машиностроения — 20%, доля импорта во внутреннем потреблении населения около 30% и т. д.
Фактическое состояние этих индикаторов значительно вышло за пределы пороговых значений (об этом подробнее будет сказано при изучении системы индикаторов). Однако для понимания данного вопроса необходимо рассмотреть некоторые достаточно важные показатели развития. Например, на 2000 г. доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности составляла около 50%. В 2000—2001 гг. наметилась весьма слабая тенденция к росту в отраслях обрабатывающей промышленности и машиностроения, однако до 2005 г. прогнозируются настолько низкие темпы этого увеличения, что они не выведут страну из опасной зоны. Пороговое значение доли новых видов промышленной продукции в общем объеме ее производства составляет примерно 6%, фактически она не превышает 2—2,5%.
В систему пороговых значений индикаторов экономической безопасности применительно к инновационной деятельности входит повышение доли инвестиций в ВВП как минимум до 25—30%. В целях создания условий для развития научно-исследовательской и экспериментальной базы необходимо предусмотреть 5% квоту в федеральной инвестиционной программе, а на поддержание научно-технического комплекса необходимо выделять не менее 1% от ВВП
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех его структур, а с другой — интеграции всех структур, заинтересованных в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.
Следует обратить внимание на следующие факты. Во-первых, по данным международных организаций, Россия ежегодно только на «утечке мозгов» теряет от 100 до 200 млрд. долл. Во-вторых, вывоз капитала за рубеж, по данным тех же организаций, составляет ежегодно от 60 до 150 млрд. долл. В-третьих, по данным отдельных российских и зарубежных экспертов, снижение инновационной активности работников государственных и частных компаний, НИИ и других организаций ежегодно приводит к потерям от 50 до 100 млрд. долл. Таким образом, непродуманная и резко изменяющаяся политика государства в период проведения реформ в экономике нанесла совокупный ущерб, значительно превышающий общую задолженность России западным кредиторам.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Прогнозирование национальной экономики
- Оглавление
- Глава 4. Информационное обеспечение макроэкономического прогнозирования……………………………………………………………………..152
- Раздел III. Основные макроэкономические прогнозы и мировой опыт прогнозирования социально-экономической системы страны
- Глава 5. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их краткая
- Глава 6. Прогнозирование в зарубежных странах……………………………….223
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1
- Социально-экономическая система страны как объект государственного управления
- Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны
- Этап ретроспективного анализа: цель и основные задачи
- Этап формирования комплекса макроэкономических прогнозов
- Этап разработки концепции и основных направлений развития страны
- Структурно-инновационная политика государства и ее влияние на обеспечение национальной безопасности
- Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана
- Этап разработки федерального бюджета
- Глава 2
- 2.1. Прогноз как форма научного предвидения и основные подходы к исследованию объекта прогнозирования
- Закон единства и борьбы противоположностей:
- Закон перехода количественных изменений в качественные:
- Закон отрицания отрицания:
- 2.2. Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей
- 2.3. Поисковый и нормативно-целевой способы прогнозирования
- 2.4. Сопряжение федерального прогноза развития сэс с региональными прогнозами
- Раздел II
- Общие подходы к классификации методов
- 3.2. Методы экспертных оценок
- 3.2.1. Группа методов индивидуальных экспертных оценок
- Метод опросов в форме интервью
- Группа аналитических методов
- 3.2.2. Группа методов коллективных экспертных оценок
- Метод «круглого стола»
- Метод «мозгового штурма»
- Метод «Дельфи»
- 3.2.3. Практическое использование методов экспертных оценок
- 3.3. Фактографические, или формализованные, методы
- 3.3.1. Логические методы Комплексный метод, основанный на сценарном подходе
- Прогнозирование состояния инвестиционного климата России на основе сценарного подхода (на основе данных по развитию сэс на 2000 г.)
- На объект прогнозирования
- Потенциал страны по освоению инвестиций и риски их реализации
- Сценарий социально-экономического развития России при прогнозировании занятости населения (по условиям на начало 2000 г.)
- Сценарный анализ численности населения России (по условиям на 1999 г.)
- Сценарий решения продовольственной проблемы
- Сценарий социально-экономического развития России при проведении денежной эмиссии
- Метод «семи матриц» разработки прогноза развития сэс
- Метод исторических аналогий
- 3.3.2. Математические модели прогнозирования Метод экстраполяции тренда
- Метод эконометрического моделирования
- Имитационная модель
- 3.4. Факторы, определяющие выбор метода прогнозирования
- Глава 4
- 4.1. Общая характеристика прогнозно-аналитической информации
- 4.2. Система норм, нормативов и индикаторов развития
- 4.3. Система национальных счетов и межотраслевой баланс
- Раздел III
- Прогноз природных ресурсов
- Система прогнозов научно-технического развития страны
- Зоологический прогноз
- Экологический прогноз
- Внутриполитический, внешнеполитический, внешнеэкономический и военно- стратегический прогнозы
- 5.2. Социально-экономические прогнозы Прогноз отраслевой структуры сэс
- Прогнозирование развития межотраслевых комплексов
- Прогнозирование экономического роста
- Прогнозирование совокупного спроса
- Прогнозирование темпов инфляции
- Прогнозирование уровня жизни населения
- Прогнозирование занятости населения
- Глава 6
- 6.1. Глобальные модели прогнозирования
- 6.2. Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного управления сша
- Прогнозирование как отрасль коммерческой деятельности в сша
- Консультационные фирмы по управлению
- Университетские прогнозные исследования
- 6.3. Опыт разработки эконометрических моделей
- В системе прогнозирования Японии
- Долгосрочная макромодель I Японии
- С двадцатилетним периодом упреждения
- Долгосрочная макромодель II Японии с десятилетним периодом упреждения
- Среднесрочная модель Японии
- Межотраслевая модель Японии
- Интегрированная модель Японии
- Блок денежных доходов и расходов
- Блок продукции и затрат факторов в неизменных ценах
- Блок цен
- 6.4. Опыт макроэкономического прогнозирования Великобритании
- 6.5. Опыт разработки индикативного план-прогноза Франции
- Словарь терминов
- Используемая литература
- Приложение
- 1.1. Основу прогностики составляют:
- 4.5. Ключевыми факторами третьего технологического уклада являются:
- 4.6. Интернационализация мировой экономической системы выступает как:
- 4.7. Объектом социально-экономического прогнозирования выступает:
- 5.1. Напрямую от качества прогнозно-аналитических исследований зависят:
- 6.2. Целью прогнозирования природных ресурсов является:
- 6.4. Основным результатом демографического прогноза является информация:
- 6.5. Зоологический прогноз наиболее тесно связан с:
- 6.6. Прогноз нтп наиболее тесно связан, т.Е. Его результаты используются в «одном пакете» с:
- 6.7. Целью внешнеэкономического прогноза является:
- 6.8. В блоке «экономические прогнозы» основными являются прогнозы:
- 7.1. Основным блоком на этапе выработки долговременной социально-экономической политики является блок:
- 12.1. Какую очередность определяет экономическая теория в процессе сопряжения федеральных прогнозов с региональными и отраслевыми прогнозами?
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III