Сценарий социально-экономического развития России при прогнозировании занятости населения (по условиям на начало 2000 г.)
1-й сценарий предполагает эволюционное развитие, дальнейшее постепенное, без скачков рыночное преобразование экономики, инерционное усиление сложившихся позитивных тенденций, в том числе и тех, которые ведут к прекращению спада производства и оживлению в экономике.
Можно ожидать преодоление спада производства в ближайшие 2—3 года, а по отдельным отраслям перерабатывающей промышленности — еще позднее. Экономический рост возможен, скорее всего, в начале XXI в. с очень постепенным нарастанием темпов от 1—2 до 3—4% к концу 2010 г. На темпы экономического роста окажет влияние, главным образом, расширение круга отраслей, преодолевших спад производства. Экономический рост будет обеспечиваться в значительной мере на базисе восстановления законсервированных производственных мощностей, за исключением тех производств, которые полностью не вписываются в рыночную экономику, и новых секторов роста, которые будут носить далеко не массовый характер.
Темпы роста числа занятых будут ниже темпов роста ВВП, поскольку продолжится инерционное рассасывание скрытой безработицы. Структурные сдвиги будут неглубокие. Можно ожидать медленного нарастания доли отраслей непроизводственной сферы по причине сокращения числа занятых в отраслях материального производства. В отраслях материального производства вначале продолжится рост доли топливно-сырьевых отраслей. По мере адаптации к рыночным условиям и при целенаправленной структурной политике государства возможен в рамках рассматриваемого десятилетия неравномерный рост производства и занятости в отраслях перерабатывающей промышленности. Можно ожидать к 2006 г. перелома в соотношении производства и занятости в топливно-сырьевых и перерабатывающих отраслях промышленности.
2-й сценарий можно условно назвать «сценарием революционного развития», которое предполагает существенное ускорение экономических реформ перехода к рынку, направленное на целевые структурные и технологические сдвиги, создание конкурентоспособной экономики, жесткую финансово-кредитную и бюджетную политику, всемерное стимулирование инвестиций.
Накопленный потенциал скрытой безработицы будет активно «сбрасываться», что окажет неоднозначное влияние на состояние рынка труда. Ситуация на нем может резко ухудшиться до начала экономического роста. Сначала отраслевая структура занятости в отраслях материального производства, и прежде всего в промышленности, в результате «сброса» скрытой безработицы приблизится к сложившейся структуре производства (по объемам), и лишь позднее начнется преимущественный рост занятости в отраслях перерабатывающей промышленности. Темпы экономического роста предполагаются достаточно высокими, и потому темпы роста числа занятых могут быть выше, более чем в 2 раза, по сравнению с 1-м сценарием. Преодоление массовой безработицы потребует крупномасштабной переподготовки и обучения, приведения в соответствие с измененной структурой спроса на рабочую силу всей системы первоначального обучения и переподготовки кадров. Политика занятости претерпит большие изменения: от преимущественно пассивных мер, связанных с материальной поддержкой больших контингентов безработных из-за малых возможностей их трудоустройства в начале рассматриваемого десятилетия, к преимущественно активным мерам.
3-й сценарий в целом можно обозначить как «рациональное» развитие с учетом конкретных, присущих России, особенностей ее социально-экономического состояния в прошлом и сложившейся ситуации в настоящем.
Спад производства может быть приостановлен примерно в 2001—2004 гг., а темпы экономического роста (ВВП) будут умеренно возрастать после 2004—2005 гг. от 2—3 до 4—5% к 2009 г. Им будут соответствовать и весьма умеренные темпы роста занятых в условиях социально-экономического роста, поскольку «сброс» скрытой безработицы продолжится и, возможно, с некоторым ускорением из года в год, в течение всего десятилетия. Направленность отраслевых сдвигов до начала экономического роста будет примерно такая же, как по 1-му сценарию, но с разной степенью интенсивности — рост доли отраслей непроизводственной сферы будет более высоким, чем по 1-му сценарию, поскольку число занятых в материальной сфере сократится в большей степени. В промышленности доля топливно-сырьевых отраслей будет расти быстрее, но не так значительно, как по 2-му сценарию в связи с умеренным преодолением скрытой безработицы. Новые точки роста в отраслях перерабатывающей промышленности будут накапливаться постепенно, укрепляя экономический рост. Интенсивность переливов рабочей силы на рынке труда будет лишь частично связана с отраслевыми сдвигами. Общая ситуация на рынке труда определится траекторией роста числа безработных: достаточно быстрое, но не обвальное их нарастание до 2002 г.', плавное снижение числа безработных после 2002 г. Серьезной проблемой останется обеспечение приемлемого уровня доходов у формально занятых. Политика занятости будет трансформироваться в пользу усиления активных мер содействия трудоустройству еще до начала экономического роста, поскольку новые сектора роста занятости могут упрочить свои позиции уже в начале XXI столетия.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Прогнозирование национальной экономики
- Оглавление
- Глава 4. Информационное обеспечение макроэкономического прогнозирования……………………………………………………………………..152
- Раздел III. Основные макроэкономические прогнозы и мировой опыт прогнозирования социально-экономической системы страны
- Глава 5. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их краткая
- Глава 6. Прогнозирование в зарубежных странах……………………………….223
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1
- Социально-экономическая система страны как объект государственного управления
- Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны
- Этап ретроспективного анализа: цель и основные задачи
- Этап формирования комплекса макроэкономических прогнозов
- Этап разработки концепции и основных направлений развития страны
- Структурно-инновационная политика государства и ее влияние на обеспечение национальной безопасности
- Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана
- Этап разработки федерального бюджета
- Глава 2
- 2.1. Прогноз как форма научного предвидения и основные подходы к исследованию объекта прогнозирования
- Закон единства и борьбы противоположностей:
- Закон перехода количественных изменений в качественные:
- Закон отрицания отрицания:
- 2.2. Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей
- 2.3. Поисковый и нормативно-целевой способы прогнозирования
- 2.4. Сопряжение федерального прогноза развития сэс с региональными прогнозами
- Раздел II
- Общие подходы к классификации методов
- 3.2. Методы экспертных оценок
- 3.2.1. Группа методов индивидуальных экспертных оценок
- Метод опросов в форме интервью
- Группа аналитических методов
- 3.2.2. Группа методов коллективных экспертных оценок
- Метод «круглого стола»
- Метод «мозгового штурма»
- Метод «Дельфи»
- 3.2.3. Практическое использование методов экспертных оценок
- 3.3. Фактографические, или формализованные, методы
- 3.3.1. Логические методы Комплексный метод, основанный на сценарном подходе
- Прогнозирование состояния инвестиционного климата России на основе сценарного подхода (на основе данных по развитию сэс на 2000 г.)
- На объект прогнозирования
- Потенциал страны по освоению инвестиций и риски их реализации
- Сценарий социально-экономического развития России при прогнозировании занятости населения (по условиям на начало 2000 г.)
- Сценарный анализ численности населения России (по условиям на 1999 г.)
- Сценарий решения продовольственной проблемы
- Сценарий социально-экономического развития России при проведении денежной эмиссии
- Метод «семи матриц» разработки прогноза развития сэс
- Метод исторических аналогий
- 3.3.2. Математические модели прогнозирования Метод экстраполяции тренда
- Метод эконометрического моделирования
- Имитационная модель
- 3.4. Факторы, определяющие выбор метода прогнозирования
- Глава 4
- 4.1. Общая характеристика прогнозно-аналитической информации
- 4.2. Система норм, нормативов и индикаторов развития
- 4.3. Система национальных счетов и межотраслевой баланс
- Раздел III
- Прогноз природных ресурсов
- Система прогнозов научно-технического развития страны
- Зоологический прогноз
- Экологический прогноз
- Внутриполитический, внешнеполитический, внешнеэкономический и военно- стратегический прогнозы
- 5.2. Социально-экономические прогнозы Прогноз отраслевой структуры сэс
- Прогнозирование развития межотраслевых комплексов
- Прогнозирование экономического роста
- Прогнозирование совокупного спроса
- Прогнозирование темпов инфляции
- Прогнозирование уровня жизни населения
- Прогнозирование занятости населения
- Глава 6
- 6.1. Глобальные модели прогнозирования
- 6.2. Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного управления сша
- Прогнозирование как отрасль коммерческой деятельности в сша
- Консультационные фирмы по управлению
- Университетские прогнозные исследования
- 6.3. Опыт разработки эконометрических моделей
- В системе прогнозирования Японии
- Долгосрочная макромодель I Японии
- С двадцатилетним периодом упреждения
- Долгосрочная макромодель II Японии с десятилетним периодом упреждения
- Среднесрочная модель Японии
- Межотраслевая модель Японии
- Интегрированная модель Японии
- Блок денежных доходов и расходов
- Блок продукции и затрат факторов в неизменных ценах
- Блок цен
- 6.4. Опыт макроэкономического прогнозирования Великобритании
- 6.5. Опыт разработки индикативного план-прогноза Франции
- Словарь терминов
- Используемая литература
- Приложение
- 1.1. Основу прогностики составляют:
- 4.5. Ключевыми факторами третьего технологического уклада являются:
- 4.6. Интернационализация мировой экономической системы выступает как:
- 4.7. Объектом социально-экономического прогнозирования выступает:
- 5.1. Напрямую от качества прогнозно-аналитических исследований зависят:
- 6.2. Целью прогнозирования природных ресурсов является:
- 6.4. Основным результатом демографического прогноза является информация:
- 6.5. Зоологический прогноз наиболее тесно связан с:
- 6.6. Прогноз нтп наиболее тесно связан, т.Е. Его результаты используются в «одном пакете» с:
- 6.7. Целью внешнеэкономического прогноза является:
- 6.8. В блоке «экономические прогнозы» основными являются прогнозы:
- 7.1. Основным блоком на этапе выработки долговременной социально-экономической политики является блок:
- 12.1. Какую очередность определяет экономическая теория в процессе сопряжения федеральных прогнозов с региональными и отраслевыми прогнозами?
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III