Потенциал страны по освоению инвестиций и риски их реализации
Уровень развития и доступность объектов инфраструктуры: производственной, финансовой и социальной. Инфраструктура обычно оценивается как явно слабая.
Государственный долг, в том числе и внешний.
Законодательство, полнота и качество государственного регулирования экономической жизни, степень ее либерализации. Для инвестора самое важное — стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но к этому можно приспособиться при условии, что они не будут постоянно меняться.
Защита прав собственности, уровень корпоративного управления. Большинство российских компаний не воспринимают создание инвестиционной привлекательности в качестве приоритетной задачи. В последние 3—4 года произошло множество нарушений прав инвесторов, особенно в компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп (ФПГ).
Качество налоговой системы и уровень налогового бремени. На самом деле налоговое бремя не многим тяжелее, чем в большинстве европейских странах. Проблемы кроются не столько в высоких ставках, сколько в определении налогооблагаемой базы. Существенные пробелы в налоговом законодательстве и противоречивость ряда установлений создают зоны правовой неопределенности.
Коррумпированность властных структур.
С учетом всех этих факторов можно сделать вывод, что перспективы экономического роста в России при сложившихся тенденциях развития весьма сомнительны. Ситуацию может изменить только резкое повышение инвестиционной активности на базе частных инвестиций.
4-й шаг. Определение индикаторов, характеризующих изменения прогнозируемого объекта
Приток частных иностранных инвестиций в 1993—1999 гг. составил около 10 млрд. долл., или примерно 8—10% объема капитала, вывезенного из страны за эти годы. Внешнее финансирование: всего от МВФ и Мирового банка получено около 25 млрд. долл.
Сбережения населения, образующие во всем мире основу долгосрочных инвестиций, в России весьма невелики. Механизмы трансформации сбережений населения в инвестиции в реальную сферу практически «не работают».
Показатели государственного накопления, определяемого как разность между государственными инвестициями и бюджетным дефицитом, в стране в целом отрицательны.
Следует также учитывать огромный внешний долг России, ежегодные расходы на его обслуживание составляют не менее 8—10 млрд. долл. — сумму, примерно равную половине всех российских инвестиций в основной капитал. Иными словами, долг в течение ближайших 10 лет будет существенно сокращать внутренние источники инвестиций.
Девальвация рубля привела к относительному повышению конкурентоспособности российских товаров и начался активный процесс импортозамещения, однако в инвестиционной сфере позитивных сдвигов пока нет.
Инвестиции в основной капитал за 1999 г. составили 99,3% от уровня 1998 г., продолжив отрицательную тенденцию последних лет.
5-й шаг. Определение внутристрановых и внешних параметров, влияющих на инвестиционный климат
В н у т р и с т р а н о в ы е п а р а м е т р ы: политическая стабильность; степень доверия хозяйствующих субъектов к государству; механизмы корпоративного управления и контроля; объем госдолга; госуправление; преступность и коррупция; неэффективность судебной защиты в случае нарушения норм права; непосильное налоговое бремя; уровень инфляции и процентных ставок; инфляционные ожидания населения и организаций (фирм).
В н е ш н и е п а р а м е т р ы: низкий кредитный рейтинг России; ситуация на мировом финансовом рынке и наличие свободных ресурсов; политическая ситуация в мире; состояние экономики и политики в странах — основных получателях прямых иностранных инвестиций (развивающиеся экономики западного полушария — 50% в 1992—1997 гг. -— и азиатского континента); настроения глав МВФ, МБРР, ЕБРР и т.д.
6-й шаг. Составление прогноза на ближайшую перспективу
П р о в е д е н и е п о л и т и к и, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуются ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета. Полученная Правительством РФ двухлетняя отсрочка по выплате внешних долгов должна быть эффективно использована для реструктуризации накопленных обязательств.
Р е ф о р м а н а л о г о в о й с и с т е м ы. Необходимо скорейшее введение в действие второй части Налогового кодекса РФ, где предусмотрена реальная отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль. Налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли. Нуждается в дальнейшей рационализации возникающая разница при переводе одной валюты в другую для снижения объемов «теневых» доходов.
Необходимо пересмотреть и резко сократить налоговые и таможенные льготы. Требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам.
В кратчайшие сроки следует реализовать п р о г р а м м у р е с т р у к т у р и- з а ц и и б а н к о в с к о й с и с т е м ы, завершить введение новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах. Центробанк РФ должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков),до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам. Важно более четко регламентировать порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте, ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.
Возможности привлечения новых инвестиций во многом зависят от качества внешнеэкономической и таможенной политики. Целесообразно активизировать усилия по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также работу по соответствующей корректировке законодательства в этой области. Следует упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачу технических условий на реализацию инвестиционных проектов. Надо ускорить создание свободной торговли со странами СНГ.
С в о б о д а в х о д а н а р ы н о к. Надо разработать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию, чтобы за относительно короткий период, исчисляемый несколькими днями, он мог получить разрешение или четко аргументированный отказ. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок надо сделать «прозрачными», чтобы предприниматель мог точно представлять, сколько он должен инвестировать для того, чтобы открыть дело.
Б о р ь б а с к о р р у п ц и е й. В условиях России наиболее эффективным способом сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация экономики, ограничение вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где действия чиновников необходимы, должны быть разработаны предельно простые и «прозрачные» процедуры исполнения ими административных функций, а также контроля над их исполнителями.
Д л я с о з д а н и я п р и в л е к а т е л ь н о г о и м и д ж а России в сфере иностранных инвестиций необходимо информировать потенциальных инвесторов об имеющихся в стране инвестиционных возможностях на основе проведения рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях, семинарах и т.д.
Д л я с о к р а щ е н и я н а к о п л е н н о й з а д о л ж е н н о с- т и необходимо проводить политику «кнута и пряника» по отношению к предприятиям-дебиторам и предприятиям-кредиторам. Следует предусматривать: разный налоговый режим по текущей и просроченной задолженностям; сокращение при определенных условиях дееспособности предприятий и их менеджеров; облегчение возможности замены менеджеров в случае их неэффективной работы по сокращению накопленной задолженности; обеспечение контроля над своевременным переводом безналичных долгов в разряд убытков.
7-й шаг. Прогноз мер на средне- и долгосрочную перспективу
«В перспективе для серьезного улучшения инвестиционного климата в России, роста производства и производительности исключительно важны структурные реформы — выравнивание условий конкуренции и дальнейшая либерализация экономики. Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Следует сокращать перекрестное субсидирование, а предпочтение оказывать сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики. Структурная перестройка экономики должна сопровождаться реализацией специальных социальных программ: трудоустройство и переобучение высвобожденных работников, переселение людей из северных регионов и др.
Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Надо дать инвесторам возможность управлять рисками, для чего предоставить им адекватные финансовые инструменты. Целесообразно стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.
Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата — преодоление слабости государства, т.е. укрепление институтов государственной власти: совершенствование законодательства; осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, повышения эффективности и пропускной способности судебной системы; проведение реформы государственной службы; укрепление федерализма за счет более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов; продолжение борьбы с преступностью и коррупцией.
Для того чтобы система государственного управления стала современной, необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения — от технологических. Предоставление услуг, когда участие государства не является обязательным, надо передавать в частный сектор, где производителя выбирают на открытом конкурсе.
В целях повышения эффективности работы отраслей социальной сферы, обеспечения их развития при снижении финансовой нагрузки на экономику требуется проведение реформ: в области трудовых отношений для усиления защиты прав трудящихся при повышении мобильности рабочей силы на рынке труда; в жилищно-коммунальном хозяйстве с целью разгрузки региональных и местных бюджетов и усиления конкуренции в этой отрасли; в системе социальной защиты; в сфере пенсионного обеспечения; в образовании, здравоохранении.
В результате этих реформ должны быть созданы предпосылки для устойчивой сбалансированности бюджетов всех уровней, приведения в соответствие социальных обязательств государства с возможностями экономики и роста производительности труда. Скорость и успешность преобразований в экономике напрямую связаны с реформами в социальной сфере, как гласит пословица, «скорость каравана определяется старым хромым верблюдом».
8-й шаг. Альтернативные решения
Есть ли иной выход, кроме ставки на частные инвестиции? Государственные инвестиции особенно важны, когда речь идет об инфраструктуре и поддержке потенциально конкурентоспособных секторов экономики с высокими технологиями. Однако объемы необходимых ресурсов и уровень их эффективности таковы, что государственные капиталовложения в лучшем случае могут играть второстепенную роль. Отсюда — ставка на частные инвестиции, что приводит к безальтернативное™ самых разных серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата.
Что предпочтительней — эффективность инвестиций или их объем? Недостаток инвестиций толкает нас прежде всего к увеличению их объемов. В пользу этого подхода «работают» и советские традиции. Однако на самом деле мы должны отдавать предпочтение эффективности, в том числе еще и потому, что не завершился процесс смены инвестиционных режимов, сопровождающий переход от планового к рыночному хозяйству. Не все инвестиции одинаково полезны. Многие объемы инвестиций предприятий, в том числе естественных монополий и региональных (местных) властей, даже при нынешней жалкой величине, остаются «советскими» по показателям эффективности. При жестком отборе и качественном исполнении проектов важно, чтобы первые места в этом списке занимали самые эффективные. Пока это не так.
Что необходимо стимулировать — потребительский спрос или сбережения? В последнее время получила хождение точка зрения, что сейчас для экономического роста нужно стимулировать потребительский спрос и увеличивать денежные доходы населения. Доходы населения могут реально повышаться только по мере роста производства и производительности труда. Альтернатива — печатать деньги и ожидать роста цен, «съедающего» номинальные денежные доходы, или брать взаймы. Другой способ стимулирования спроса — поощрять его в ущерб сбережениям. Следует подчеркнуть, что российское пореформенное общество не нуждается в поощрении потребления: все слои общества, как бы стремясь вознаградить себя за многие десятилетия принудительного воздержания в советскую эпоху, хотят увеличивать потребление. Вопреки официальным данным реальные национальные сбережения крайне низки, может быть, за исключением только очень узкого слоя наиболее состоятельных граждан. Поэтому в стимулировании нуждаются именно сбережения, именно вложения в инвестиции, для чего должны быть предложены достаточно доходные и надежные инструменты. Они стали бы важным элементом улучшения инвестиционного климата.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Прогнозирование национальной экономики
- Оглавление
- Глава 4. Информационное обеспечение макроэкономического прогнозирования……………………………………………………………………..152
- Раздел III. Основные макроэкономические прогнозы и мировой опыт прогнозирования социально-экономической системы страны
- Глава 5. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их краткая
- Глава 6. Прогнозирование в зарубежных странах……………………………….223
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1
- Социально-экономическая система страны как объект государственного управления
- Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны
- Этап ретроспективного анализа: цель и основные задачи
- Этап формирования комплекса макроэкономических прогнозов
- Этап разработки концепции и основных направлений развития страны
- Структурно-инновационная политика государства и ее влияние на обеспечение национальной безопасности
- Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана
- Этап разработки федерального бюджета
- Глава 2
- 2.1. Прогноз как форма научного предвидения и основные подходы к исследованию объекта прогнозирования
- Закон единства и борьбы противоположностей:
- Закон перехода количественных изменений в качественные:
- Закон отрицания отрицания:
- 2.2. Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей
- 2.3. Поисковый и нормативно-целевой способы прогнозирования
- 2.4. Сопряжение федерального прогноза развития сэс с региональными прогнозами
- Раздел II
- Общие подходы к классификации методов
- 3.2. Методы экспертных оценок
- 3.2.1. Группа методов индивидуальных экспертных оценок
- Метод опросов в форме интервью
- Группа аналитических методов
- 3.2.2. Группа методов коллективных экспертных оценок
- Метод «круглого стола»
- Метод «мозгового штурма»
- Метод «Дельфи»
- 3.2.3. Практическое использование методов экспертных оценок
- 3.3. Фактографические, или формализованные, методы
- 3.3.1. Логические методы Комплексный метод, основанный на сценарном подходе
- Прогнозирование состояния инвестиционного климата России на основе сценарного подхода (на основе данных по развитию сэс на 2000 г.)
- На объект прогнозирования
- Потенциал страны по освоению инвестиций и риски их реализации
- Сценарий социально-экономического развития России при прогнозировании занятости населения (по условиям на начало 2000 г.)
- Сценарный анализ численности населения России (по условиям на 1999 г.)
- Сценарий решения продовольственной проблемы
- Сценарий социально-экономического развития России при проведении денежной эмиссии
- Метод «семи матриц» разработки прогноза развития сэс
- Метод исторических аналогий
- 3.3.2. Математические модели прогнозирования Метод экстраполяции тренда
- Метод эконометрического моделирования
- Имитационная модель
- 3.4. Факторы, определяющие выбор метода прогнозирования
- Глава 4
- 4.1. Общая характеристика прогнозно-аналитической информации
- 4.2. Система норм, нормативов и индикаторов развития
- 4.3. Система национальных счетов и межотраслевой баланс
- Раздел III
- Прогноз природных ресурсов
- Система прогнозов научно-технического развития страны
- Зоологический прогноз
- Экологический прогноз
- Внутриполитический, внешнеполитический, внешнеэкономический и военно- стратегический прогнозы
- 5.2. Социально-экономические прогнозы Прогноз отраслевой структуры сэс
- Прогнозирование развития межотраслевых комплексов
- Прогнозирование экономического роста
- Прогнозирование совокупного спроса
- Прогнозирование темпов инфляции
- Прогнозирование уровня жизни населения
- Прогнозирование занятости населения
- Глава 6
- 6.1. Глобальные модели прогнозирования
- 6.2. Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного управления сша
- Прогнозирование как отрасль коммерческой деятельности в сша
- Консультационные фирмы по управлению
- Университетские прогнозные исследования
- 6.3. Опыт разработки эконометрических моделей
- В системе прогнозирования Японии
- Долгосрочная макромодель I Японии
- С двадцатилетним периодом упреждения
- Долгосрочная макромодель II Японии с десятилетним периодом упреждения
- Среднесрочная модель Японии
- Межотраслевая модель Японии
- Интегрированная модель Японии
- Блок денежных доходов и расходов
- Блок продукции и затрат факторов в неизменных ценах
- Блок цен
- 6.4. Опыт макроэкономического прогнозирования Великобритании
- 6.5. Опыт разработки индикативного план-прогноза Франции
- Словарь терминов
- Используемая литература
- Приложение
- 1.1. Основу прогностики составляют:
- 4.5. Ключевыми факторами третьего технологического уклада являются:
- 4.6. Интернационализация мировой экономической системы выступает как:
- 4.7. Объектом социально-экономического прогнозирования выступает:
- 5.1. Напрямую от качества прогнозно-аналитических исследований зависят:
- 6.2. Целью прогнозирования природных ресурсов является:
- 6.4. Основным результатом демографического прогноза является информация:
- 6.5. Зоологический прогноз наиболее тесно связан с:
- 6.6. Прогноз нтп наиболее тесно связан, т.Е. Его результаты используются в «одном пакете» с:
- 6.7. Целью внешнеэкономического прогноза является:
- 6.8. В блоке «экономические прогнозы» основными являются прогнозы:
- 7.1. Основным блоком на этапе выработки долговременной социально-экономической политики является блок:
- 12.1. Какую очередность определяет экономическая теория в процессе сопряжения федеральных прогнозов с региональными и отраслевыми прогнозами?
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III