Прогнозирование занятости населения
Уровень и характер занятости населения непосредственно влияют на его материальное положение, доходы, потребность в социальной защите. Потеря работы, как правило, означает для человека переход в низшую социальную группу по качеству, уровню жизни. Невостребованность на рынке труда оказывает сильное влияние на моральное состояние всего общества, на криминальную ситуацию в стране. Таким образом, занятость населения — это один из важнейших индикаторов состояния социальной сферы страны.
Цель прогнозирования занятости — это рациональное использование трудового потенциала страны во всех регионах, максимальное обеспечение населения работой. Безотносительно к конкретным условиям экономической системы необходимо стремиться к достижению полной занятости, что означает предоставление возможности всем желающим и способным трудиться в общественном производстве. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда существуют фрикционная и структурная безработицы, а вынужденная (цикличная), вызванная спадом производства, безработица равна нулю.
Для прогнозирования занятости следует учитывать многообразие ее видов, имеющих свои преимущества и недостатки, которые следует оценить и учесть в прогнозе.
Помимо полной занятости, существует еще и неполная (отрабатывается неполный рабочий день или неделю), которая стала в современной России очень распространенным явлением. Только по официальным данным статистики число неполностью занятых работников в России в первом полугодии 1997 г. составляло 4,2 млн. человек. Даже с учетом того, что для некоторых групп населения (пенсионеры, женщины с детьми, студенты и т.д.) неполная занятость — нормальное явление, эта цифра слишком велика. Этому способствуют различные причины, которые обязательно нужно учитывать при разработке прогноза.
В зависимости от характера динамики занятости в течение прогнозируемого периода различают стабильную (равномерную) и нестабильную занятость. Естественно, значительные колебания последней нежелательны Вторичная занятость, когда кроме основной имеется дополнительная работа, позволяет полно и эффективно использовать трудовой потенциал человека, повысить его доходы. Социально-экономическая целесообразность этой деятельности определяется также и тем, что в условиях рыночной экономики возникают ситуации, когда дополнительная работа становится основной. Поскольку в России эта форма занятости очень распространена в виде совместительства, оказания услуг населению по строительству, ремонту, пошиву одежды и т.д., то при составлении прогнозов ее обязательно надо учитывать.
При прогнозировании возникает необходимость выявления постоянной, временной и сезонной занятости. Значительный удельный вес временно занятых в общей численности работающих нежелателен по экономическим и социальным причинам: уровень эффективности их труда, как правило, ниже, чем у постоянно занятых, а размеры доходов выше. Что касается сезонной занятости, то ее наличие обусловлено отраслевыми особенностями.
Сейчас в РФ сильно колеблется уровень территориальной занятости: существуют трудодефицитные и трудоизбыточные регионы. Прогнозы должны составляться с целью принятия государственных решений по снижению этой разницы, так как она препятствует равномерному социально-экономическому развитию территорий и в конечном итоге отрицательно отражается на темпах развития экономики и социальной сферы всей страны.
Отраслевая занятость в современных условиях также неодинакова: существуют отрасли, в которых происходит отток трудовых ресурсов по различным причинам, и отрасли, где предложение рабочих кадров превышает спрос на них. Устранение этого дисбаланса должно стать одной из целей социально-экономического прогнозирования.
Выделение социальной занятости позволяет оценить и спрогнозировать уровень занятости различных социальных групп: рабочих, служащих, пенсионеров.
Разрабатывается также и прогноз профессиональной занятости, т. е. занятости отдельных профессиональных групп: учителей, врачей, научных работников и т. д., с учетом того, что в каждой отрасли используется труд представителей различных профессиональных групп.
Очень важное значение при разработке прогноза имеет выявление и обоснование возрастной занятости населения, т. е. занятости отдельных возрастных групп. Например, достижение более высокой трудообеспеченности молодежи в прогнозируемом периоде имеет большее значение по сравнению с трудообеспечением людей пенсионного или предпенсионного возраста.
Соотношение различных видов занятости образует структуру занятости населения, которая является одним из основных параметров прогноза, так как посредством изменения пропорций между различными видами занятости в определенных направлениях осуществляется обоснование достижения наиболее эффективного варианта занятости населения в прогнозируемом периоде.
Процесс прогнозирования занятости состоит из следующих стадий:
1. А н а л и з. На этой стадии анализируется состояние занятости населения по всем направлениям: уровню, характеру динамики, структуре и т.д.; выявляются основные тенденции, причины их возникновения, развития, ослабления и др. Так, в РФ уровень зарегистрированной безработицы составлял в конце 1997 г. 2,8% всего населения России, а общий — 9,1% (по данным Федеральной службы занятости и Минтруда РФ). При этом доля безработного населения с периодом безработицы более 1 года в общей численности безработных выросла с 9% в 1994 г. до 15,7% в 1996 г. и до 21,4% в сентябре 1997 г. Вообще сферу трудовых отношений в РФ сейчас трудно прогнозировать, так как в ней преобладают латентные процессы. Это касается как структуры занятости и незанятости (высокий уровень незарегистрированной занятости, в том числе вторичной и скрытой безработицы; скрытая занятость среди полностью и частично безработных), так и оплаты труда (с одной стороны, реальная невыплата официально начисленной зарплаты, а -с другой — неофициальные выплаты «черным налом»; разного рода «превращенные» формы оплаты труда, начиная с выплаты зарплаты или ее части продукцией предприятия, создания условий для «левой» работы на оборудовании предприятия и т. п. и кончая оплатой труда за счет процентов по банковским депозитам, страховых премий и т. д.). Вытеснение в трудовых отношениях писаного права «обычным» резко снижает возможность адекватного прогнозирования этой сферы.
Возникновение такой ситуации обусловлено действием ряда факторов:
процесс расширения «теневых» экономических отношений не мог не повлечь за собой рост незарегистрированной занятости;
сохранение в основном старой системы трудового законодательства с высоким формальным уровнем защиты прав работника пришло в противоречие с новым складывающимся социально-экономическим укладом. В условиях распада традиционной системы контроля за соблюдением трудового законодательства и при фактическом отсутствии санкций за его нарушение последние, причем в больших количествах, стали неизбежными;
— высокий уровень налогообложения, связанный с трудностями издержек, создает мощный стимул для экономии на них за счет развития неформальных, «теневых», трудовых отношений даже в регистрируемом секторе экономики.
2. Р а с ч е т ы. На этой стадии определяются параметры желаемого уровня занятости. При разработке прогноза учитываются две группы факторов, различающихся по направленности их влияния на занятость:
факторы, определяющие ее уровень;
факторы, определяющие структуру предложения трудовых ресурсов.
В конечном итоге уровень занятости формируется в результате соотношения спроса и предложения трудовых ресурсов. Наиболее сильное влияние на потребность в рабочей силе оказывают развитие СЭС, масштабы деятельности отраслей производственной и непроизводственной сфер, а также другие факторы, такие, как структура контингента выпускников соответствующих учебных заведений, межрегиональная и внутрирегиональная миграция трудовых ресурсов, уровень оплаты труда. Для определения степени влияния на занятость отдельных единичных факторов может применяться метод прямого расчета, а для определения воздействия всей совокупности факторов строятся математические многофакторные модели.
Осуществляется обоснование тех вариантов прогноза, которые наиболее вероятны и базируются на мерах возможного государственного регулирования. Такими мерами могут быть: снижение (повышение) ставок налогов на предпринимательский доход хозяйствующих субъектов; изменение размеров таможенных пошлин на импортируемую и экспортируемую продукцию; изменения режима ценообразования; меры, направленные на изменение процентной ставки за кредитные ресурсы; выделение государственных средств на создание рабочих мест; различные формы государственной помощи организациям и отраслям с целью активизации и повышения масштабов их хозяйственной деятельности, влекущих за собой увеличение численности работников и т.д.; профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан; опережающее обучение и переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения; коллективная поддержка и обеспечение занятости населения на градообразующих производствах; увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных граждан; социальная защита работников организаций, к которым применяются процедуры, предусмотренные законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).
С целью определения расходов населения, относящихся к блоку «Расходы на социальные и культурные мероприятия и науку» (рис. 5.4) в части жилищно-коммунального хозяйства, проводится прогнозирование его развития.
В состав жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) входят:
а) строительные и ремонтные организации, связанные с эксплуатацией жилого фонда;
б) предприятия, оказывающие санитарно-технические, энергетические, транспортные и дорожные услуги (водопровод, канализация, электросети, газовые хозяйства, метро, дорожно-мостовое хозяйство).
Жилищные условия относятся к числу основных показателей уровня жизни населения и связаны с общим уровнем экономического развития и доходов на душу населения. Поскольку жилищные условия — один из лучших индикаторов состояния социальной сферы, прогнозирование этой области занимает важное место в общей системе социального прогнозирования. Но жилищный рынок имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при прогнозировании:
жилье нельзя покупать и продавать так же легко, как любой другой товар;
оно содержит определенный «социальный заряд», так как является необходимым условием для нормальной жизни;
жилье — очень долговечный товар;
рынок жилья тесно связан с рынком земли.
Для прогнозирования развития ЖКХ применяются следующие показатели:
Исходный показатель — это наличный жилой фонд как совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности. Размеры его возможного расширения определяются объемом капитальных вложений по всем источникам финансирования и изменением стоимости строительства жилья.
Общая потребность в жилой площади в прогнозируемый период, рассчитанная исходя из перспективной численности населения и нормы его обеспечения жилплощадью на 1 жителя.
Дополнительная потребность в жилплощади в прогнозируемый период, рассчитываемая как разность между общей потребностью в жилой площади и наличным жилым фондом с учетом выбытия.
Ввод в действие жилой площади и объем капитальных вложений в жилищное строительство в прогнозируемый период, определяемые на основе предыдущего показателя и средней стоимости строительства1 м2 жилой площади, дифференцированной по регионам страны.
Прогноз развития ЖКХ строится на основе анализа сложившейся в этой отрасли ситуации с помощью указанных показателей и обязательно с учетом специфики рынка жилья и деятельности предприятий, оказывающих коммунальные услуги. Хотя ввод жилья в РФ сейчас составляет более 100%, это не свидетельствует об улучшении жилищных условий действительно нуждающихся в этом людей, так как покупать и строить жилье могут только достаточно богатые люди. Поэтому в условиях относительно низких доходов основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья для обеспечения его доступности необходима государственная поддержка населения.
Поэтому новая концепция реформы ЖКХ в РФ выделяет следующие приоритеты:
сокращение в течение ближайших лет бесплатной приватизации населением жилья из государственного и муниципальных жилищных фондов как «начального капитала» для последующего улучшения жилищных условий;
выделение средств органами местного самоуправления для предоставления гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
развитие кредитования жилья коммерческими банками;
развитие рынка ценных бумаг в жилищной сфере — жилищных сертификатов, облигаций, векселей;
— государственная поддержка граждан по улучшению жилищных условий путем обмена жилья с доплатой, продажи занимаемого жилья для приобретения другого;
постепенное повышение оплаты жилья и коммунальных услуг;
демонополизация сферы оказания коммунальных услуг;
создание кондоминиумов, т.е. товариществ собственников жилья, где в общую собственность владельцам жилых и нежилых помещений передаются места общего пользования;
обеспечение качественных условий проживания;
снижение издержек, т.е. себестоимости коммунальных услуг.
При составлении прогнозов развития ЖКХ помимо этой программы следует учитывать и особенности ситуации, сложившейся в РФ и препятствующей выполнению намеченных целей:
— себестоимость услуг, оказываемых предприятиями ЖКХ, очень высока, так как она досталась современной России от СССР, где не использовались ресурсосберегающие технологии. К сожалению, исправить эту ситуацию можно только перейдя на новые технологии, а это требует большого объема капиталовложений;
— ЖКХ строилось с учетом существовавших во времена СССР государственных дотаций на все виды транспорта, которые сейчас отменены. В силу этого себестоимость услуг резко выросла, и снижение ее возможно только при переходе на более дешевое топливо для транспортировки, что опять же требует больших капиталовложений:
Все эти трудности значительно усложняют процесс разработки прогнозов в сфере ЖКХ.
Что касается сферы бытовых услуг для населения, то к ней относятся организации, оказывающие следующие услуги: ремонт и индивидуальный пошив одежды и обуви; ремонт радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов; изготовление металлоизделий; ремонт и техническое обслуживание транспортных средств; ремонт и изготовление мебели; химчистка и хранение; ремонт и строительство жилищ; услуги фотографий, парикмахерских, прачечных, пунктов проката; ритуальные услуги; транспортные услуги.
Прогнозирование развития сферы бытовых услуг основано на расчетах потребности населения в этих услугах и зависит от множества факторов:
степени развития сферы услуг;
динамики численности населения;
уровня денежных доходов населения;
уровня динамики цен на услуги.
Для лучшего усвоения пройденного материала рассмотрим структурную схему прогнозирования развития ЖКХ (рис. 5.5).
Прогноз развития ЖКХ
Анализ наличия жилого фонда как совокупности всех жилых помещений в прогнозируемый период Прогноз общей потребности в жилой площади Выявление дополнительной потребности в жилой площади в прогнозируемый период Прогноз ввода жилой площади и объем капитальных вложений в жилищное строительство в прогнозируемый период
Концептуальные положения реформы ЖКХ и особенности ситуации в РФ
Рис. 5.5. Процесс прогнозирования развития ЖКХ
При разработке прогноза следует учитывать, что снижение доходов населения, произошедшее в России в последующие годы, вызвало резкое снижение спроса на бытовые услуги. Это привело к тому, что многие организации этой сферы прекратили свое существование, а цены тех, которые выжили, сделали эти услуги недоступными большинству жителей России.
Вопросы для самоконтроля
1. Приведите основные логико-информационные взаимосвязи между прогнозами:
демографическим и экономического роста;
уровня инфляции и уровня занятости;
уровня инфляции и уровня жизни населения;
экологическим и экономического роста;
НТП и внешнеэкономическим.
2. Назовите существенные факторы прогнозирования:
совокупного спроса;
экономического роста;
уровня инфляции;
уровня жизни.
- Прогнозирование национальной экономики
- Оглавление
- Глава 4. Информационное обеспечение макроэкономического прогнозирования……………………………………………………………………..152
- Раздел III. Основные макроэкономические прогнозы и мировой опыт прогнозирования социально-экономической системы страны
- Глава 5. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их краткая
- Глава 6. Прогнозирование в зарубежных странах……………………………….223
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1
- Социально-экономическая система страны как объект государственного управления
- Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны
- Этап ретроспективного анализа: цель и основные задачи
- Этап формирования комплекса макроэкономических прогнозов
- Этап разработки концепции и основных направлений развития страны
- Структурно-инновационная политика государства и ее влияние на обеспечение национальной безопасности
- Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана
- Этап разработки федерального бюджета
- Глава 2
- 2.1. Прогноз как форма научного предвидения и основные подходы к исследованию объекта прогнозирования
- Закон единства и борьбы противоположностей:
- Закон перехода количественных изменений в качественные:
- Закон отрицания отрицания:
- 2.2. Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей
- 2.3. Поисковый и нормативно-целевой способы прогнозирования
- 2.4. Сопряжение федерального прогноза развития сэс с региональными прогнозами
- Раздел II
- Общие подходы к классификации методов
- 3.2. Методы экспертных оценок
- 3.2.1. Группа методов индивидуальных экспертных оценок
- Метод опросов в форме интервью
- Группа аналитических методов
- 3.2.2. Группа методов коллективных экспертных оценок
- Метод «круглого стола»
- Метод «мозгового штурма»
- Метод «Дельфи»
- 3.2.3. Практическое использование методов экспертных оценок
- 3.3. Фактографические, или формализованные, методы
- 3.3.1. Логические методы Комплексный метод, основанный на сценарном подходе
- Прогнозирование состояния инвестиционного климата России на основе сценарного подхода (на основе данных по развитию сэс на 2000 г.)
- На объект прогнозирования
- Потенциал страны по освоению инвестиций и риски их реализации
- Сценарий социально-экономического развития России при прогнозировании занятости населения (по условиям на начало 2000 г.)
- Сценарный анализ численности населения России (по условиям на 1999 г.)
- Сценарий решения продовольственной проблемы
- Сценарий социально-экономического развития России при проведении денежной эмиссии
- Метод «семи матриц» разработки прогноза развития сэс
- Метод исторических аналогий
- 3.3.2. Математические модели прогнозирования Метод экстраполяции тренда
- Метод эконометрического моделирования
- Имитационная модель
- 3.4. Факторы, определяющие выбор метода прогнозирования
- Глава 4
- 4.1. Общая характеристика прогнозно-аналитической информации
- 4.2. Система норм, нормативов и индикаторов развития
- 4.3. Система национальных счетов и межотраслевой баланс
- Раздел III
- Прогноз природных ресурсов
- Система прогнозов научно-технического развития страны
- Зоологический прогноз
- Экологический прогноз
- Внутриполитический, внешнеполитический, внешнеэкономический и военно- стратегический прогнозы
- 5.2. Социально-экономические прогнозы Прогноз отраслевой структуры сэс
- Прогнозирование развития межотраслевых комплексов
- Прогнозирование экономического роста
- Прогнозирование совокупного спроса
- Прогнозирование темпов инфляции
- Прогнозирование уровня жизни населения
- Прогнозирование занятости населения
- Глава 6
- 6.1. Глобальные модели прогнозирования
- 6.2. Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного управления сша
- Прогнозирование как отрасль коммерческой деятельности в сша
- Консультационные фирмы по управлению
- Университетские прогнозные исследования
- 6.3. Опыт разработки эконометрических моделей
- В системе прогнозирования Японии
- Долгосрочная макромодель I Японии
- С двадцатилетним периодом упреждения
- Долгосрочная макромодель II Японии с десятилетним периодом упреждения
- Среднесрочная модель Японии
- Межотраслевая модель Японии
- Интегрированная модель Японии
- Блок денежных доходов и расходов
- Блок продукции и затрат факторов в неизменных ценах
- Блок цен
- 6.4. Опыт макроэкономического прогнозирования Великобритании
- 6.5. Опыт разработки индикативного план-прогноза Франции
- Словарь терминов
- Используемая литература
- Приложение
- 1.1. Основу прогностики составляют:
- 4.5. Ключевыми факторами третьего технологического уклада являются:
- 4.6. Интернационализация мировой экономической системы выступает как:
- 4.7. Объектом социально-экономического прогнозирования выступает:
- 5.1. Напрямую от качества прогнозно-аналитических исследований зависят:
- 6.2. Целью прогнозирования природных ресурсов является:
- 6.4. Основным результатом демографического прогноза является информация:
- 6.5. Зоологический прогноз наиболее тесно связан с:
- 6.6. Прогноз нтп наиболее тесно связан, т.Е. Его результаты используются в «одном пакете» с:
- 6.7. Целью внешнеэкономического прогноза является:
- 6.8. В блоке «экономические прогнозы» основными являются прогнозы:
- 7.1. Основным блоком на этапе выработки долговременной социально-экономической политики является блок:
- 12.1. Какую очередность определяет экономическая теория в процессе сопряжения федеральных прогнозов с региональными и отраслевыми прогнозами?
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III