logo search
2 сессия / Предпринимательство / Аветисова А

2. Понятие о сделке

Главная составляющая схемы предпринимательских действий - экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Под такой формой понимается конкретный вид сделки, которая может быть приемлема для партнера и отвечает цели, поставленной предпринимателем. Сделка – это коммерческий (т.е. с целью получения прибыли) обмен ценностями между партнерами или объединение их усилий для достижения коммерческой выгоды. Это действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических и физических лиц в области хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Различают односторонние сделки (завещание, дарение, доверенность) и взаимные сделки, предполагающие участие двух или более лиц. Сделкой называют любую договоренность между предпринимателями, в основе которой лежит коммерческий интерес. Сделку следует отличать от простой передачи. Если Вы передаете Вашему партнеру какой-то товар, а он Вам взамен - деньги или другой товар, то это сделка. Если же Вы передаете ему товар, но взамен не получаете ничего, то это передача. Если Вы договариваетесь со своим партнером о том, что Вы будете производить полуфабрикаты, а он из этих полуфабрикатов будет выпускать товары, готовые к потреблению, то это сделка. Если же Вы в кооперации с другим партнером договорились произвести товар на тех же условиях, но не продать его, а передать (бесплатно) в детский дом, то это передача.

Сделки могут быть выгодные и невыгодные, более выгодные и менее выгодные. Отметим, что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 1 тыс. грн., а сегодня - уже 2,5 тыс. грн.). От чего зависит коммерческая результативность сделки? Конечно же, от того, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т.е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей). Форма партнерских связей всегда предлагается одним из партнеров (инициатором) другому. Иными словами, каждый предприниматель в своей практической деятельности или должен предложить какую-либо конкретную форму сотрудничества, или дать ответ своему партнеру на его предложение об избранной им или предпочтительной для него форме сотрудничества. Но для того, чтобы предложить или ответить на предложение, необходимо достаточно полно представлять себе все разнообразие партнерских связей в сфере предпринимательства.

С точки зрения, к примеру, зарубежного партнера, наше предпринимательство осуществляется пока еще на достаточно примитивном уровне. Почему? Во-первых, мы всегда стремимся приобрести товар на рынке по возможно более низкой цене, но побольше. Но с общепринятой в мире точки зрения такие наши действия вызывают некоторое недоумение. Обычно ведь предприниматель выходит на мировой рынок с целью приобретения более качественного товара, а он, конечно же, дороже, чем бросовый. Во-вторых, зарубежный предприниматель обычно удивляется, что все наши предложения к нему сводятся к желанию что-либо купить или продать (в крайнем случае обменять) или создать совместное предприятие. Однако таким узким кругозором не может ограничиваться грамотная деятельность профессионального предпринимателя.