В. Законодательная защита товарного знака
Необходимо заметить, что во всех странах приняты свои законодательные основы регулирования отношений, связанных пользованием товарных знаков. По существующему законодательству владелец товарного знака имеет право требовать прекращения незаконного пользования другими предприятиями тождественным или сходным товарным знаком для маркировки однородных товаров, а также может требовать по суду возмещения убытков, которые он понес в связи с незаконным использованием его товарного знака. Действует принцип обязательного использования зарегистрированного знака.
Существует также ряд международных соглашений, регулирующих отношения, связанные с использованием товарных знаков. Основным из них является Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков (от 14 апреля 1891 г.), участниками которого в настоящее время являются 25 государств. Это соглашение учредило процедуру подачи и экспертизы заявок на регистрацию международных товарных знаков. Существуют и другие международные соглашения (например, Ниццанское соглашение о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г.).
Регистрация товарного знака - не самоцель, она должна органически вписываться в стратегию развития деловых операций предприятия. Например, если его продукция не отвечает требованиям мирового рынка по техническому уровню, новизне, надежности и качеству, проведение такой процедуры не только преждевременно, но и может дать нежелательный обратный результат, став своего рода антирекламой.
В мировой коммерческой практике есть такое понятие - сертификация системы управления качеством той или иной фирмы или предприятия. Используемые фирмами системы управления качеством оцениваются на основе документов, известных под названием «стандарты ИСО серии 9000».
Стандарты ИСО серии 9000 содержат описание трех эталонных моделей системы качества. Если, предположим, речь идет об изготовлении каких-то новых изделий, например телевизоров или компьютеров с улучшенными свойствами, то система качества охватывает всю технологическую цепочку - от создания и до реализации продукции. Это первая модель системы качества - стандарт ИСО 9001. Вторая модель этой системы - стандарт ИСО 9002 - действует на этапах производства и испытаний продукции. Если требуется только проконтролировать качество продукции и продемонстрировать заказчику (путем испытаний) соответствие ее стандартам или условиям контракта, то будет выбрана третья модель - стандарт ИСО 9003. Ориентация на потребителя, максимальный учет его запросов и интересов - важнейшая особенность, отличающая подход к системам качества, предложенный стандартами ИСО серии 9000. Основной принцип, на котором строятся эти системы, - предупреждение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовления: «дефекты предупреждаются, а не исправляются». Такие стандарты используются в настоящее время более чем в 20 странах.
Попасть в реестр фирм, имеющих сертифицированную систему управления качеством, престижно для каждого предприятия. Это для него лучшая реклама, ибо сертификат подтверждает, что качество продукции фирмы признано авторитетными независимыми организациями, предъявляющими к продукции самые строгие требования. При выходе на мировой рынок знать об этой проблеме любому менеджеру, конечно же, необходимо. Стратегия внешнеэкономической деятельности должна быть при этом направлена на соответствие качества собственной продукции стандартам ИСО.
- Министерство образования и науки украины
- Предмет курса
- 1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
- А. История развития теории предпринимательства
- Б. Особая форма экономической активности
- В. Субъекты предпринимательской активности
- Г. Объект предпринимательской активности
- Д. Цель предпринимательской активности
- Е. Предпринимательский доход
- Ж. Предпринимательская среда
- З. Государственная поддержка предпринимательства
- И. Классификация предпринимательских структур
- К. Две основные формы предпринимательства
- 2. Процесс принятия предпринимательского решения. Предпринимательские расчеты а. Ориентация на рынок
- Б. Процесс предпринимательской деятельности
- Предпринимательская идея
- Банк идей
- Экспертная оценка идеи
- Потребность в рыночной информации
- Спрос и предложение
- Прогнозирование цены
- Расчет издержек производства
- Предпринимательский эффект от реализации идеи
- Ориентация на среднюю норму прибыли
- Оценка информации
- Оперирование экономическими показателями
- Совокупный доход
- Валовая выручка
- Расходы производства
- 3. Логика предпринимательской деятельности в целом а. Линия поведения предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на ее направленность
- Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя
- В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления идеи
- (Основные стадии на подготовительном этапе) г. Универсальный характер схемы
- Д. Три основных направления действий предпринимателя
- Управление производством
- Ориентация на рынок и необходимость его изучения
- О направлениях деятельности предпринимателя
- Краткие выводы
- Тема 2 типология предпринимательства План лекции
- 1. Два основных типа
- Частное предпринимательство
- Б. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность
- За кем сохраняется приоритет?
- Товаропроизводитель и посредник: логика партнерства
- 2. Формы производительной предпринимательской деятельности
- В. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской деятельности
- 3. Посредническая предпринимательская деятельность а. Понятие посредника
- Б. Функциональное назначение посредника
- Каналы распределения товаров
- (Без включения посредника)
- (С включением посредника) в. Агентирование
- Типы агентов
- Правовая основа осуществления агентских функций
- Агентирование: совпадение экономических интересов агента и принципала
- Г. Конкретные формы агентирования Брокерство
- Комиссия
- Делькредере
- Консигнация
- Д. Оптовое купечество
- Дистрибьюторство
- Дилерство
- Торговое маклерство
- Джобберство
- Е. Посылторговское посредничество
- Ж. Торговое представительство (представительство торговых интересов принципала)
- 3. Коммивояжерство
- И. Аукционерство
- К. Биржевое предпринимательство
- Виды бирж
- Товарные биржи
- Спекуляция как форма биржевой сделки
- Фьючерсные сделки
- Опционы
- Биржевое брокерство
- Котировка акций. Рейтинг компаний
- Операции с ценными бумагами
- Л. Фьючерсы
- М. Риэлторство
- 4. Предпринимательство в финансовой сфере а. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- Б. Банки
- В. Инвестиционные компании и фонды
- Г. Аудиторство
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор а. Содержание понятия
- Б. Технология накопления идей
- 2. Технология производства, соответствующая предпринимательской идее
- Понятие технологии
- 3. Средства производства как форма
- А. Технические элементы производства
- Б. Капиталовложения и срок окупаемости проекта
- 4. Предпринимательский капитал. Способы его формирования
- А. Общее понятие о предпринимательском капитале
- Б. Формирование первоначального предпринимательского капитала
- В. Источники формирования предпринимательского капитала
- 5. Предпринимательский тип мышления и поведения
- Краткие выводы
- 2. Предрасположенность предпринимателя действовать в союзе с другими производителями (партнер как субъект предпринимательского процесса)
- 3. Роль потребителя в процессе
- 4. Наемный работник
- 5. Государство как субъект предпринимательской активности
- Краткие выводы
- 1. Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности
- Свойства товара
- 2. Цена товара
- 3. Цена товара и расходы производства
- А. Материалоемкость товара
- Б. Трудоемкость товара
- Сравнительный анализ трудоемкости единицы продукции
- На единицу продукции
- 4. Общее понятие о предпринимательской идее
- Б. Инновации в предпринимательстве
- В. Источники информационного обеспечения
- Г. Рынок как истопник информации
- Д. Эффективность партнерских связей
- Е. Жизненный цикл товара
- 5. Маркетинг в предпринимательстве.
- А. Две маркетинговые концепции: «рынок продавца» и «рынок потребителя»
- Б. Сегментирование рынка
- 6. Управление качеством
- А. Узнавание товара потребителем: товарный рынок и рынок обслуживания
- В. Законодательная защита товарного знака
- Г. Концепция управления качеством
- Краткие выводы
- 1. Схема предпринимательских действий по реализации проекта
- 2. Понятие о сделке
- 3. Основные направления сотрудничества партнеров
- 4. Формы сотрудничества в сфере производства
- А. Совместное предпринимательство
- Б. Производственная кооперация
- В. Лизинг Общее понятие
- Виды лизинга
- Условия лизингового соглашения (договора лизинга)
- Г. Франчайзинг
- Д. Проектное финансирование
- Е. Лицензирование
- Ж. Концессия
- З. Управление по контракту
- И. Подрядное производство
- 5. Формы сотрудничества в сфере товарообмена
- А. Бартер (бартерная сделка)
- Б. Встречная поставка как разновидность бартера
- В. Коммерческая триангуляция
- 6. Формы сделок в сфере торговли
- 7. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений
- А. Факторинг
- Б. Коммерческий трансферт
- Тема 7 учреждение предприятия План лекции
- 1. Выбор целей
- 2. Учреждение собственного предприятия а. Выбор типа предприятия
- Подготовка учредительных документов
- Государственная регистрация предприятий
- Определение основного профиля будущего предприятия
- Выявление экономической эффективности будущего производства
- 3. Участие в соучреждении нового предприятия
- 4. Покупка предприятия
- 5. Выкуп партнерской доли
- 6. Наследование
- Тема 8 понятие о предпринимательском успехе
- План лекции
- 1. Слагаемые предпринимательского успеха
- 2. Коммерческая информация как товар особого рода
- 3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской деятельностью
- Содержание
- Основы предпринимательства Конспект лекций
- Технический редактор о.И. Шелудько
- Донецкий государственный университет экономики и торговли